Рабочая программа по элективному курсу «Решение творческих задач» 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом школы
Протокол №
от . .2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_________ Т.Ф. Калужина
Приказ № от . . 2015 г.




Рабочая программа
По элективному курсу
«Решение творческих задач»
___9___ класс
на 2015-2016 учебный год





Составитель ________________
Антонюк Е.М., учитель математики





Тюменцево 2015

Пояснительная записка.
При разработке данной программы учитывалось, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов школьников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов. Курс разбит на две части – решение планиметрических задач по геометрии и задачи с модулем и параметром по алгебре.
Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Также ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного внимания, учащиеся не умеют решать уравнения и неравенства, содержащие модуль. Тема «Задачи с параметром» вообще представлена в учебниках вскользь и вызывает наибольшие затруднения у школьников.
Цель:
- сформировать у девятиклассников умения и навыки решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, а также познакомить с методами решения задач с параметрами.
- обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии;
- познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения планиметрических задач;

Задачи курса:
- расширить представления учащихся о методах решения уравнений и неравенств, содержащих модуль;
-расширить сферы математических знаний учащихся (задачи с параметром).
-расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии
В результате изучения курса учащиеся должны будут уметь:
- решать линейные уравнения, используя геометрический смысл модуля;
- упрощать выражения и решать уравнения и неравенства, используя определение модуля;
- решать простейшие линейные уравнения, содержащие параметр;
- решать задачи на использование условия существования корней квадратного трехчлена, теорему Виета
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
-применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
- применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
2. Учебно-тематический план

Тема занятия
Кол-во
часов
Примечание

1.
Определение и свойства основных видов треугольников. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.
1
Лекция,
объяснение

2.
Свойства медианы, биссектрисы и высот в произвольном треугольнике. Решение задач.
1
Выполнение
упражнений

3.
Теоремы о площадях треугольника.
1
лекция

4.
Решение задач на нахождение площадей треугольников
1
Проверка
задач

5.
Основные виды четырехугольников, их определения
и свойства. Метрические соотношения в четырехугольниках . Решение задач.
1
Лекция,
объяснение

6.
Свойства произвольного четырехугольника, связанного с параллелограммом. Решение задач.
1
лекция

7.
Теоремы о площадях четырехугольников.
1
Решение
задач.

8.
Свойства биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции. Решение задач.
1
Лекция.

9.
Решение задач на нахождение площадей четырехугольников разных видов.
1
Проверка
задач.

10.
Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих.
1
Лекция.

11.
Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими.
1
Объяснение.


12.
Решение задач.
1
Проверка

13.
Окружности вписанные и описанные около треугольников.
1
Лекция,
объяснение

14.
Окружности вписанные и описанные около прямоугольного треугольника.
1
Лекция,
объяснение

15.
Решение задач.
1
проверка

16.
Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности.
1
Лекция,
объяснение

17.
Площади четырехугольников, вписанные и описанные около окружностей. Теорема Птолемея.
1
Лекция,
объяснение

18.
Понятие модуля, его геометрический смысл. Линейные уравнения, содержащие модуль.
1
Проверка.

19.
Решение линейных уравнений, используя геометрический смысл модуля. Упрощение выражений, содержащих модуль.
1
Объяснение.


20.
Квадратные уравнения, содержащие под модулем линейный двучлен, уравнения, содержащие под модулем квадратный трехчлен
1
Проверка

21.
Зависимость знака квадратного трехчлена при отрицательном дискриминанте от знака первого коэффициента.
1
Лекция,
объяснение

22.
Решение системы уравнений, содержащих под знаком модуля только одну переменную.
1
Лекция,
объяснение

23.
Системы уравнений, содержащих под модулем две переменные.
1
проверка

24.
Неравенства, содержащие под модулем линейный двучлен (неравенства вида 13 EMBED Equation.3 1415 < а, 13 EMBED Equation.3 1415 > а).
1
Лекция,
объяснение

25.
Нахождение области определения функции, содержащей знак модуля.
1
Лекция,
объяснение

26.
Квадратные неравенства, содержащие под знаком модуля линейный двучлен.
1
Объяснение.


27.
Неравенства, содержащие под знаком модуля квадратный трехчлен.
1
Проверка

28.
Системы неравенств, содержащих под модулем линейный двучлен.
1
Лекция,
объяснение

29.
Решение задач.
1
Проверка

30.
График линейной функции. Зависимость расположения графика функции от коэффициентов.
1
проверка

31.
Общий вид уравнения прямой. Линейные уравнения, содержащие параметр.
1
Лекция,
объяснение

32.
Системы линейных уравнений, содержащих параметр.
1
Лекция,
объяснение

33.
Понятие квадратного трехчлена, корней квадратного трехчлена.
1
Объяснение.


34.
Решение квадратных уравнений с параметром на использовании условия существования корней квадратного трехчлена.
1
Проверка

35.
Решение квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и обратной теоремы Виета.
1
Проверка

3. Список литературы:
1. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. М.: Наука 1976.
2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре: 8-9. М.: Просвещение, 2001.
3. Элективный курс. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии.
Автор-составитель Л.С. Сагетелова. Волгоград 2009 год.
4. Курс геометрии в задачах. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман.
Москва 1996 год.
5. Планиметрия 7 – 9. Р.К. Гордин. Москва МЦНМО, 2004 год.
6. Дидактические материалы по геометрии для 7 – 9 классов. Б.Г. Зив Москва «Просвещение» 2001 год.
Root Entry