Развитие логического мышления, через дидактические игры и упражнения.

Развитие логического мышления, через дидактические игры и упражнения. Логическое мышление- это мышление при помощи рассуждений.  В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Логические задачи могут быть, например, следующими: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг) Загадки Каждая загадка - это и еще логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств. Пример 1: Три вершинки, Три угла, Три сторонки -Вот и я.     (Треугольник) Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на столе выложены три треугольника: красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?» Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник любого цвета, размера, формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.  Пример 2: Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат А зовут меня... (Квадрат) В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



 Ставятся такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке? Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник также исключается. Вывод: квадрат. Так же хочу порекомендовать игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления у детей.                      ^ Волшебный  круг Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметричных частей, поскольку деление круга происходит по принципу «каждый раз пополам». Величина круга существенного значения не имеет: большие наборы можно использовать для игр на полу, меньшие- на столе В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила. По мере овладения игрой  ребенок использует все детали одного- двух наборов. Игра «Волшебный круг» дает возможность создавать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода и т.д.Округлость форм придает им особую выразительность. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно- ролевые игры. Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования : «Кто лучше составит», «У кого быстрее получится», «Составь лучше, чем я» и т.д.Взрослый может одновременно с детьми составлять силуэты, а затем сравнивать их между собой. По- иному разделив круг на части, ребята могут создавать свои варианты игры и , сопоставив их изобразительные возможности, выбрать лучшую. Детям, играющим «в школу», можно предложить обучать составлению силуэтов своих товарищей. ^ Упражнения для развития логического мышления: 1. Составить домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок. 2. В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 3 палочки так, чтобы осталось 3 таких же квадрата и другие. 3. Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырёхугольник. 2. Какая фигура здесь лишняя? 3. Вместо знака вопроса поместить нужную фигуру. Желаю удачи! Список литературы:
Курбатов В.И. Как развивать логическое мышление. / В.И.Курбанов.-  Ростов на Дону: 1997. С.3
Развитие логического мышления в процессе обучения: Сб. статей. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1959.
Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / под ред. Запорожца, Леонтьева – М., 2005. С.89
Эльконин Д.Б. Детская психология – М.,2004., с.