Конспект урока в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ»


МКОУ «ст. Карланюртовская СОШ»Хасавюртовский район РД
Конспект урока в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ»
«Сокровища речи»

11 класс
Учитель: Мусаева Хадижат Узайриевна15.12.15
Цели урока:
1.познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
2.развивающий аспект: развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
3.воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Запись темы урока / слайд /
2. Вступительное слово
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие русского языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Вопросов много.
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
! Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.
В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строчки из стихотворения поэтессы А. Ахматовой «Мужество»: / 2 слайд /
 Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
  "Мужество" А. Ахматова
 - Очень хочется, ребята, чтобы Вы тоже старались сохранять речь в первозданном виде. И великое русское слово донесли до своих детей и внуков.
 Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется  «Первая стрела».
 Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.
 «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» - удивился Ученик.
 «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка».
 «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», - подумал Ученик.
 Таким образом мы видим, что Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку( ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной - первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить… ( Хожу, раздаю стрелы)
 И у нас с вами, ребята, тоже всего одна стрела, а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ, и, чтобы эта попытка была удачной, мы должны реализовать следующие цели и задачи нашего урока: / 3 слайд /
1) знать виды тропов, стилистические фигуры и другие средства выразительности
2) уметь находить средства выразительности в тексте, определять их роль
3. Проверка домашнего задания.
Анализ письменных работ, самостоятельные выводы уч-ся
4.Устная разминка
Устно распределить термины на две группы
– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?
5. Задание 1
- Что такое троп?
«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).
- Для чего используются тропы?
Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.
Кроссворд 1

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
– Как можно назвать этот кроссворд?
- Какова роль стилистических фигур?
(«Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.
Кроссворд 2. "Стилистические фигуры речи"

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
6.Самостоятельная работа «Соотнесите тропы и их значения»



7.Задание "Солнышко"
Значение средств выразительности мы разобрали, теперь применим их на практике.
159385204470
8. Алгоритм выполнения задания 24
1.Внимательно прочитайте рецензию. Обратите внимание на такие слова, как ТРОП, ЛЕКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, СИНТАКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, т.к. они являются подсказкой.
2.Проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их.
ТРОПЫ - Т
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – Л
СИНТАКСИЧЕСКИЕ - С
3.Вспомните определения этих понятий. Сопоставьте с примерами.
4.Расположите термины в нужном порядке.
За каждую верную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл.
4 балла – нет ошибок
3 балла – 1 ошибка
2 балла – 2 ошибки
1 балл – верно указана только одна цифра
0 баллов – полностью неверный ответ(неверный набор цифр) или его отсутствие.
9.Выполнение задания 24 ЕГЭ
10. Работа в группах(приложение)
11.тренировочные упражнения(приложение)
9. Подведение итогов урока
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
10. Рефлексия.
Уходя из кабинета, отправьте свою единственную стрелу в ту цель, которая характеризует значимость сегодняшних уроков для вас. ( На ватмане 4 кармана: «Было интересно, но не всё понятно», «Узнал много полезного», «Скучал», « Я подготовился к ЕГЭ»