Программа элективного курса по русскому языку Мы сдаём ГИА для 9 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ценогорская основная общеобразовательная школа»
ЛЕШУКОНСКОГО РАЙОНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
директор Абрамов Н.В.

« » 2015 г.
Программа элективного курса по русскому языку
для учащихся 9 класса
«МЫ СДАЕМ ГИА»
(Курс рассчитан на 17 часов)
Составила Чурсанова
Оксана Ивановна, учитель
русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
с. Ценогора,2015.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору «Мы сдаем ГИА» рассчитан на учащихся девятых классов. Тех, кто хотел бы улучшить свои знания и умения и успешно сдать экзамены в новой форме.
Тестовые задания ГИА требуют от учащихся как знания теоретических вопросов, так и наличия практических навыков по разным разделам школьного курса русского языка, так, необходимо не только уметь систематизировать знания в области правописания, но и научиться ориентироваться в этом сложном разделе науки о языке, учитывая его логику, взаимосвязь между различными элементами (орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания).
В рамках ГИА осуществляется проверка овладения материалом курса русского языка основной школы.
Для подготовки к сдаче ГИА необходимо повторить некоторые темы и разделы основной школы, и материал 7 – 8 классов.
Большое внимание необходимо уделить развитию речи учащихся, т.к. одним из самых трудных заданий ГИА является задание части С, а именно сочинение на лингвистическую тему.
Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления. Выполнение творческих заданий – необходимое условие подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учетом требований перехода на новую систему проведения итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы в 9 классе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основная цель данного элективного курса состоит в том, чтобы помочь учащимся эффективно подготовиться к новой для них форме экзамена по русскому языку, т.е. осмыслить ранее изученное на качественно новом уровне как систему, в которой все языковые факты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Повторение, углубление и систематизация знаний за курс основной школы. Овладение конкретными знаниями, умениями и навыками.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (в случае затруднения обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Учащиеся должны научиться понимать содержание и проблематику текста, уметь высказывать и аргументировать собственное мнение, характеризовать средства выразительности текста.
Научиться соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы. Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Предлагаемый курс поможет выработать у учащихся необходимые навыки, изучить свои возможности и творческий потенциал в самостоятельных исследованиях, подготовиться к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы , а также к выпускному экзамену в 11 классе в форме ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Работа по развитию речи (5 ч).
Приемы сжатия текста. Выбор приемов.
Сочинение-рассуждение.
Работа с текстом (3ч).
Понимание текста. Извлечение информации.
Выразительные средства.
Морфемика и словообразование. Орфография (2ч).
Правописание корней, приставок, суффиксов.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Фонетика (1ч).
Гласные и согласные. Сильная и слабая позиция звуков.
Синтаксис и пунктуация (7ч).
Три способа подчинительной связи слов в словосочетании.
Главные члены предложения.
Обособленные члены.
Простое осложненное предложение.
Сложное предложение (союзное и бессоюзное).
тематическое планирование
№ Тема занятия Форма занятий Виды деятельности Планируемый результат
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Мини-лекция, практикум Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. Уметь правильно заполнять бланки.
Часть 1 экзаменационной работы Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ. Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста. Уметь вдумчиво читать текст, находить ключевые слова, знать приемы сжатия текста.
Задание 1. Выбор приемов сжатия. Практикум, изложение Создание текста, оценивание Уметь применять полученные знания на практике.
Часть 3 экзаменационной работы Задание15.1,15.2,15.3. Сочинение-рассуждение. Критерии оценки задания. Структура сочинения Практикум Элементы сочинения, анализ текстов Знать критерии оценки сочинения-рассуждения.
Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод Практикум Мини-лекция, практикум Элементы сочинения, анализ текстов Уметь правильно аргументировать и формулировать выводы.
Часть 2 экзаменационной работы Понимание текста. Извлечение информации. Задание 2. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь вдумчиво читать текст.
8. Выразительные средства. Задание 3. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь правильно выбирать выразительные средства.
9. Повторение по теме «Фонетика» Задание 4. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь находить правильный ответ.
10. Правописание корней, приставок, суффиксов. Задания 4,5 Практикум Работа с тестом, презентация Уметь применять полученные знания на практике
11. Синонимы. Антонимы. Омонимы Задание 6. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь применять полученные знания на практике.
12. Три способа подчинительной связи в словосочетании Задание 7. Практикум Работа с текстом, презентация. Уметь вдумчиво читать предложения.
13. Главные члены предложения. Грамматическая основа. Задания 8,11. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь находить правильный ответ
14. Обособленные члены предложения. Задание 9. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь применять полученные знания на практике.
15. Простое осложненное предложение. Задание 10 Практикум Работа с тестом, презентация Уметь находить правильный ответ
16. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В7. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь применять полученные знания на практике.
17. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания 12,13 Практикум Работа с тестом, презентация Уметь находить правильный ответ
18. Сложные бессоюзные предложения. Задание 14. Практикум Работа с тестом, презентация Уметь применять полученные знания на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. / Г.Т. Егораева– М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. / С.Ю. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. / С.И.Львова, Т.И. Замураева – Издательство «Эксмо».
Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык» /Издательский дом «Первое сентября»
Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику Бархударова С.Г. и др. «Русский язык. 9 класс» / Е.М.Сергеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс /В.П.Сычева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Работы учащихся
Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. / Д.А.Хаустова – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. / И.П.Цыбулько Л.С. Степанова – М.: Издательство АСТ, Астрель, 2009.
Материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/Мультимедийная программа «1С: Репетитор. Русский язык»
Мультимедийная программа «Фраза».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион,2008.
Русский язык: материалы для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы (новая форма). 9 кл. / авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова, Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2008.
Розенталь Д.Э Русский язык в упражнениях для поступающих в вузы / Д.Э Розенталь. – М.: ООО Оникс, 2008.
Мультимедийная программа «1С: Репетитор. Русский язык»
Мультимедийная программа «Фраза».