Развернутый план урока Великая Отечественная война

Развернутый план-конспект урока к конкурсу «презентация к уроку»
Предмет: история России
Преподаватель: Казанцев Алексей Владимирович
Дата проведения: 21 ноября 2012 года
Время урока: 1 час 20 мин.
Блок-тема №9 «СССР в 30-40-е годы XX века»
Тема 9.4: «Первый период Великой Отечественной войны (1941-1943гг.)»
Тип урока: усвоение новых знаний;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Цели и задачи:
- выделить основные этапы и сражения в ходе Великой Отечественной Войны и кратко охарактеризовать их;
- сосредоточить внимание обучаемых на теме «подвиг советского солдата»;
- развивать моторную, зрительную и слуховую память посредством анимированной карты и презентаций путем их просмотра и самостоятельного изготовления;
- способствовать формированию убеждений и целостных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма.
Ход урока:
1 этап организационный;
- приветствие;
- проверка готовности обучающихся к уроку;
2 этап подготовка к активному сознательному усвоению знаний;
- открыть презентацию учителя слайд №1;
- сообщение темы и целей для обучаемых, которые они должны достичь на уроке:
1. Изучить тему «Первый период В.О.В 1941-1943гг.»;
2. Определить основные этапы, основные сражения 1941-1943 гг.;
3. Вспомнить героев и их подвиги, совершенные в годы войны;
- сообщение плана урока.

3 этап актуализация пройденного на прошлом уроке материала;
- слайд № 2;
учитель: для достижения поставленных на данном уроке целей нам необходимо вспомнить информацию, полученную на прошлом уроке.
- слайд № 3;
Вопросы к обучающимся:
Проанализируйте внешнеполитическую деятельность СССР, Германии и стран Западной Европы в конце 30-х годов. В какой мере каждая из стран , на ваш взгляд, виновен в развязывании войны?
В чем суть пакта «Молотова-Риббентропа» На что рассчитывали Сталин и Гитлер, подписывая его?
- слайд №4 «треугольник обороноспособности»
3. Какие меры были предприняты руководством страны по укреплению обороноспособности нашей страны в 1939-1941гг.? Какой можно сделать вывод о готовности страны к лету 1941г. Отразить фашистскую агрессию?
4 этап усвоение новых знаний;
- свернуть презентацию учителя;
- открыть интерактивную карту боевых действий №23 «Начало Великой Отечественной войны» из образовательного комплекса «1С Школа. История, 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ»;
Вопросы и комментарии к каждому пункту интерактивной карты:
1-й пункт: по плану «Барбаросса» фашистская армия вторглась на территорию СССР без объявления войны и молниеносно. На какие части делилась фашистская армия? Какие государства являлись союзниками Германии?
2-й, 3-й пункты: Какие территории попали под фашистскую оккупацию в 1-е дни войны?
4-й пункт: Почему считается, что именно под Смоленском был сорван план «Барбаросса»?
5-й пункт: Какие территории были заняты к осени 1941 года?
6-й пункт: Почему советским войскам удалось отстоять Москву, на ваш взгляд?
7-й пункт: Какие территории оказались под фашистской оккупацией к концу 1941 года?
- свернуть интерактивную карту;
- открыть презентацию учителя слайд № 5:
1. Прочтение страницы (отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»), задача для учащихся: на данном уроке мы должны выяснить, в чем же сила советского народа? Почему, несмотря на то, что наша страна была не готова к войне, наши войска все же одержали победу над фашистскими захватчиками?
- презентация слайд №6:
1. Прочтение текста;
- презентация слайд №7:
1. Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Брестская крепость»;
2. Вопросы:
- Сравните боевые силы фашистской армии и защитников советской границы? На чьей стороне был численный перевес?
- В чем заключался подвиг защитников Брестской крепости?
- Почему правда о героях – пограничниках стала известна лишь только после 1956 года?
- презентация слайд №8:
1. Прочтение текста;
- презентация слайд №9:
1. Просмотр видеофрагмента из кинофильма «В июне 1941года»;
2. Вопросы:
- В чем заключалась ошибка первых приказов главного командования Советских войск? Какой приказ отдали бы вы?
- Десятки тысяч солдат в первые дни войны погибли или попали в плен. Но, не смотря ни на что, наши солдаты мужественно сопротивлялись фашистским захватчикам, проявляя массовый героизм. Как вы думаете, что двигало нашим солдатом, когда он один остался в живых «на поле боя»? Как поступили бы вы в подобной ситуации?
- презентация слайд №10:
1. Прочтение текста;
- презентация слайд №11:
1. Просмотр документальной кинохроники «Блокадный Ленинград»
2. Как вы считаете, можно ли назвать жителей «Блокадного Ленинграда» - героями? Почему?
- презентация слайд №12:
1. Прочтение текста «Основные этапы войны 1941-1943гг.»
2. «Битва за Москву» - сколько по времени она продолжалась? Назовите основные причины победы советских войск под Москвой?
3. Учитель раздает этот текст обучаемым, (д\з: переписать этот текст в тетрадь и выучить для подготовки к контрольной работе).
4. Самостоятельное задание обучаемым (10 мин.) по тексту учебника «История Отечества» (В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков) М.1995г., разделить группу на 2 подгруппы:
- Задание для 1- ой подгруппы: прочитать параграф 40, стр.330-334, схематично изобразить план «Уран»
- Задание для 2-ой подгруппы: прочитать параграф 40, стр.335-337, схематично изобразить план контрнаступления советских войск в сражении на Курской дуге.
- учитель сворачивает презентацию и открывает программу Star Board (для работы с интерактивной доской);
5. Представители от команд (подгрупп) выходят к интерактивной доске, где должны изобразить заданные учителем схемы. Побеждает та команда, чей представитель правильнее и быстрее выполнит задание.
- отрыть презентацию учителя слайд №13:
1. Просмотр фрагмента из кинофильма «Они сражались за Родину» (танковое сражение)
2. Обсуждение подвига советского солдата.
3. Вопрос: Затронула ли Великая Отечественная война вашу семью? На прошлом уроке было дано задание: подготовить информацию (презентацию) на тему: «В.О.В. в моей семье»;
- учитель на время сворачивает свою презентацию.
- обучаемые открывают по очереди свои подготовленные заранее презентации (2-3), комментируют их. Обсуждаем вместе с группой. (10мин.)
- презентация слайд №14 «Герои В.О.В. – татарстанцы»:
1. Обучаемые должны вспомнить из школьного курса фамилии и имена героев - татарстанцев. Разделенные на те, же подгруппы, обучаемые соревнуются в знании подвигов своих земляков. При затруднении данного задания, учитель открывает через «гиперссылку» описание подвига, указанного в тексте презентации героя. (10 мин.)
- презентация слайд №15, 16, 17:
1. Краткий рассказ учителя о Борисе Григорьевиче Макшанцеве, именем которого наше образовательное учреждение. (Профессиональный лицей №33 имени Б.Г.Макшанцева, народного учителя СССР)
5 этап закрепление новых знаний и подведение итогов урока
1. Вопросы учителя:
- о каких сражениях вы узнали на уроке?
- почему Сталинградское и Курское сражения называют «Коренным переломом» в В.О.В.?
- презентация слайд № 18:
1. Прочтение текста;
2. Обсуждение, вопрос учителя:
- Почему советским войскам удалось остановить фашистских захватчиков, в чем сила нашего народа?
Завершающее слово учителя: «Никогда не забывайте о подвиге нашего народа! Помните, мы живем только потому, что они тогда погибли! Любите и уважайте своих отца и мать! Берегите свое здоровье, иначе если наша молодежь будет активно употреблять алкоголь и наркотики, то зачем тогда отдавали свои жизни наши прадеды, зачем боролись с врагом? Думайте об этом, будьте достойными памяти своих предков. Как показала история нашего государства, в каждом нашем мужчине есть та «неуловимая сила» и они сумеют всегда защитить свой дом, свою маму своих детей. Война коснулась всего нашего народа, представители всех национальностей Советского Союза плечом к плечу встали на защиту нашей Родины! Не забывайте об этом! Я горжусь, что живу в этой стране, рядом с такими мужчинами как вы, ребята!»
3. Выставление оценок за урок.
6 этап домашнее задание- презентация слайд №19
Подготовить презентацию или доклад о подвиге В.О.В. – это задание на выбор, срок выполнения 2 недели..
Переписать основные этапы В.О.В. в тетрадь, выучить даты сражений – выполнить к следующему уроку для всех обязательно.
Написать эссе «Дух войны, есть ли он у меня?», «Существуют ли герои в современном мире?» - это творческое задание на усмотрение обучаемых, на дополнительную оценку, срок не устанавливается.


15