Технологическая карта к уроку Графические информационные модели (УМК Босовой, 9 класс)


Универсальная технологическая карта урока
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 9
Тема урока
Графические информационные модели
Педагогическая цель урока
Формирование представления объектов окружающей действительности в виде графических информационных моделей
Задачи урока
Обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях.
Использования графов при решении задач.
Тип урока
Урок систематизации знаний
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)
Предметные
Метапредметные Личностные
Ученик научится:
определять тип графов (цепь, цикл, сеть, дерево);
приводить примеры использования графов в различных учебных предметах (информатика, биология, химия, геометрия и др.) и в повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
использовать графы при решении задач о составлении цепочек по правилу; составлять дерево игры. Регулятивные: Активизировать внимание учащихся, развивать мыслительные способности, воображение учащихся и способность учащихся применять знания из разных предметных областей.
Познавательные: Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные:
Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность.
Формирование кругозора учащихся их познавательного интереса и творческих способностей, путем подбора заданий исследовательской работы, реализующих межпредметную связь;
Формирование коммуникативных качеств личности;
Воспитание серьезности, самостоятельности, оперативности и собранности в решении поставленных задач.
Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, аккуратность.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, технологии) Оборудование
http://school-collection.edu.ru/
презентация «Графические информационные модели»
Учебник «Информатика: учебник для 9 класса»; Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (ФГОС). § 1.3
Рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» для 9 класса, авторы: Л. Л. Босова, А. Ю. БосоваИнформатика. Программа для основной школы: 7 - 9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Персональные компьютеры, проектор
Основные понятия Модель, схема, карта, чертеж, граф, цепь, цикл, сеть, дерево.
Форма проведения урока Комбинированный урок с практической работой
Этап урока (название, время, цель). Количество этапов зависит от типа урока.
Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Актуализация знаний
Подготовить к восприятию учебного материала - демонстрация слайда с примерами схем, картой и графом на экране (рис. 1.5 и 1.6 из § 1.3).
Фронтальный опрос и обобщение знаний. Демонстрация слайдов с примерами графов систем.
Продолжительность:
5 мин. Вопросы для актуализации знаний:
Какой вид информации представлен на слайде?
Можем ли назвать эти изображения моделями? Почему?
Для чего нужна карта?
Есть ли здесь чертеж? В чем отличие его от схемы?
Как называется изображение 1.6?
(пункт 1.3.1)
Привести пример системы, модель которой можно представить в виде графа.
Отвечают на вопросы.
Обращаются к учебнику, пункт 1.3.1 при затруднениях в ответе.
Приводят пример системы, модель которой можно представить в виде графа.
Определять вид информационной модели. Уметь приводить примеры использования графов в различных учебных предметах и повседневной жизни. Личностные: уметь перестраиваться с одной учебной деятельности на другую, отвечать на поставленные вопросы.
Регулятивные:
Вносить необходимые коррективы в действие на основе учёта характера сделанных ошибок.
 Коммуникативные:
Участвовать в продуктивном диалоге, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Этап урока (название, время, цель)
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Объявление темы, цели и плана урока.
Активизация самостоятельного мышления. Постановка проблемного вопроса
Продолжительность:
3 мин. По рис 1.6 назвать вершины, ребра графа; привести примеры цепей и циклов в графе.
Определить, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (если длина кратчайшего пути между ними больше, чем длина кратчайшего пути между любыми другими двумя пунктами).
Описывают структуру графа: называют вершины, ребра графа, перечисляют цепи, циклы в графе.
Распознавать элементы структуры по описанию, выбирать способы решения задач
Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы.
Регулятивные:
Вносить необходимые коррективы в действие на основе учёта характера сделанных ошибок.
 Коммуникативные:
Участвовать в продуктивном диалоге, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Этап урока (название, время, цель)
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Введение понятия «дерево» как графа иерархической структуры. Использование графов при решении задачи о записи трехзначных чисел, состоящих из 1 и 2. Дерево игры.
Продолжительность:
10 мин. – объяснение нового материала;
5 мин. – решение задач.
15 мин. – самостоятельная работа за компьютером по заданиям базового уровня, тповышенного уровня. Провести сравнительный анализ. Указать длину кратчайшего пути между наиболее удаленными друг от друга пунктами.
Выбрать способ решения задачи о записи трехзначных чисел, состоящих из 1 и 2 – перечислением возможных вариантов или с использованием графов.
Выполнить задания № 9 и 10 в § 1.3 учебника.
Выполнить задание базового уровня – представить в виде графа информационную модель системы.
Выполнить задание повышенного уровня: решить задачу с помощью графов. Проводят сравнительный анализ и указывают длину кратчайшего пути между наиболее удаленными друг от друга пунктами.
Записывают в тетрадь граф решения задачи о записи трехзначных чисел, состоящих из 1 и 2.
Выполняют задания № 9 и 10 в учебнике (стр. 68)
Выполняют работу за комп’ютером по двум вариантам заданий базового и повышенного уровня.
Проводить сравнительный анализ. Преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую.
Записывать строение числа в виде графов, отражать информацию в виде сети, изображать классификации различных объектов в виде дерева. Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, готовности к выполнению норм и требований поведения за компьютером.
Регулятивные:
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
 Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять контроль, коррекцию действий
Этап урока (название, время, цель)
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
Подвести итоги выполнения заданий.
Домашнее задание – § 1.3, РТ 76, 77
Продолжительность:
7 мин.
Ответить на вопросы: Как вы думаете, в учебном процессе можно применять полученные навыки?
Что получилось? Что не получилось?
Как выходил из затруднения?
В чем преимущество графического способа решения задач по сравнению сдругими способами решения?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и соотносят цель и результаты работы.
Уметь из множества вычленить нужные объекты, обозначить связи между ними, делать выводы о значении науки информатики для остальных школьных предметов Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы.
Регулятивные:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия
 Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения