Конспект урока по информатике Графические информационные модели (9 класс)

Озёрская СОШ №3.
Дата (класс): 29.09.2011 (9Б класс), 28.09.2011 (9А класс).
ТЕМА: «графические информационные модели»
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.
Цель: дать четкое объяснение графической информационной модели.
Знания и умения:
понимать, что карта, чертеж, сема, график – это примеры информационной модели;
знать определение структуры;
уметь грамотно объяснить функции графика, схемы, чертежа и карты.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация по теме.
Задачи урока
Обучающие:
дать представление о графической информационной модели;
познакомить учащихся с примерами информационных моделей;
показать наглядно на презентации график, схему, чертеж и карту.
Развивающие:
развитие умения конспектировать;
развитие творческих способностей;
развитие внимания, памяти, мышления;
развитие познавательных интересов, самоконтроля.
Воспитательные:
формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;
воспитание информационной культуры учащихся;
прививать интерес к предмету;
воспитание внимательности, усидчивости;
воспитание аккуратности, дисциплинированности;
формировать и развивать информационное видение окружающего мира. План урока
Организационный момент – 2 мин.
проверка домашнего задания. – 5 - 8 мин.
Актуализация знаний – 2 - 3 мин.
Объяснение новой темы – 18 мин.
Закрепление нового материала – 8 мин.
Подведение итогов урока и домашнее задание – 5 мин

ХОД УРОКА
Примечание *материал под звездочкой конспектируется учениками

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИН)
Приветствие (Здравствуйте ребята, присаживайтесь);
устно проговариваю план урока;
тема, число на доске,
проверяем готовность к уроку (ручки, карандаш, линейка, тетрадь, учебник, дневник и техника безопасности).

Проверка д/з (5 – 8 мин) Слайд 1
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (2 – 3 МИН)
Тема Слайд 2

Слайд 3,4
*Моделирование это деятельность человека по созданию модели.
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия, имеют важную роль в проектировании и создании различных технических устройств. Рабочая деятельность человека может включать в себя построение моделей. Чаще всего это происходит неосознанно. Человек подстраивает свое поведение под реальную ситуацию. Например, чтобы создать архитектурную композицию, необходимо спроектировать ее – построить модель памятника, дома.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (15-18 МИН)

Начинаю объяснение новой темы, используя МЕТОД БЕСЕДЫ И ЛЕКЦИИ.

Слайд 5
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
Слайд 6
Карта как информационная модель
Можно ли назвать информационной моделью карту местности? Можно.
Во-первых, карта описывает конкретную местность, которая является для нее объектом моделирования.
Во-вторых, это графическая информация.
Карта создается с определенной целью: с ее помощью можно добраться до нужного населенного пункта.
На слайде представлена карта (пример).
Т.О. * имеется объект моделирования,
содержится графическая информация
и есть определенная цель.
Слайд 7
Чертежи и схемы.
Другими знакомыми вам *примерами графических информационных моделей являются чертежи, схемы, графики.
Чертеж должен быть очень точным, на нем указываются все необходимые размеры. Например, чертеж болта нужен для того, чтобы, глядя на него, токарь мог выточить болт на станке. Пример чертежа представлен на слайде.
Слайд 6
График модель процесса.
*Для отображения различных процессов часто прибегают к координатам графика. На слайде изображен график изменения температуры и течение некоторого периода
Слайд 7
*Схема это графическое отображение состояния и структуры сложной системы. Структура это определенный порядок, объединяющий элементы системы в единое целое. Структуру московского метрополитена называют кольцевой.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (5 МИН)
Продолжаем по вопросам после §7 (4 вопроса).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 МИН)
На этом уроке мы с вами:
Обобщили ранее известные понятия график, схема, чертеж, карта в понятие графические информационные системы.
Дали определение понятию структура.
Попытались построить модель собственной успеваемости по двум различным дисциплинам школьной программы.
Теперь попробуйте сами дома построить графическую модель, объясняю выполнение домашней работы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §7, ПИСЬМЕННО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ. Объясняю выполнения домашней работы.
Тема: Графические информационные модели
1. Постройте графическую модель вашей комнаты, указав на ней расположение всех предметов мебели, окон и дверей. Запишите название построенной модели (карта, план, схема, чертёж, график).




2. Постройте графическую модель (график) Петиной успеваемости за год (по четвертям) для следующих предметов: физика, химия, алгебра, геометрия.
Петины оценки:
физика – 5 4 4 5
химия – 3 4 3 4
алгебра – 4 4 3 4
геометрия – 3 3 4 3




3. Зарисуйте любой пример графической схемы (кроме примеров, приведённых в учебнике)








ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебник Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 9 класс.
Интернет ресурсы.
ЦОР Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 9 класс.
Базовый курс (теория и методика преподавания, собранные конспекты студентов).
























Приложение 1. Раздаточный материал. Домашняя работа.
Тема: Графические информационные модели
1. Постройте графическую модель вашей комнаты, указав на ней расположение всех предметов мебели, окон и дверей. Запишите название построенной модели (карта, план, схема, чертёж, график).






2. Постройте графическую модель (график) Петиной успеваемости за год (по четвертям) для следующих предметов: физика, химия, алгебра, геометрия.
Петины оценки:
физика – 5 4 4 5
химия – 3 4 3 4
алгебра – 4 4 3 4
геометрия – 3 3 4 3







3. Зарисуйте любой пример графической схемы (кроме примеров, приведённых в учебнике)
















9 КЛАСС 13PAGE \* MERGEFORMAT14215

Панкратова Людмила Павловна (ХиИнф -52)



15