Открытый урок по теме Сортировка одномерного массива методом пузырька (10 класс)

Открытый урок на День открытых дверей.

10 класс дата_____________
Тема урока: «Сортировка одномерного массива методом Пузырька»
Цели урока:
- познакомить учащихся с алгоритмами сортировки одномерного массива методом пузырька, закрепить знание основных терминов и понятий
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. - развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Тип урока: Урок – игра «Покорение вершины»
Оборудование:доска, компьютер, компьютерная презентация, карточки, опорный конспект, рисунок рюкзака, гор, облака, солнце, подводный мир озера для рефлексии
Условия игры: урок проводится в форме экспедиции “Покорение вершины”, где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний, за правильные ответы на вопросы вы будете получать «пузырьки» воздуха
Ход урока

·. Орг. Момент.
Сегодня урок пройдет в форме экспедиции «Покорение вершины», вы будете спортсмены-альпинисты, покоряющие вершину знаний, за правильные ответы вы будете получать Пузырьки воздуха.
Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова, которыми можно описать здоровье.
«Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие»
Необходимо также всегда помнить, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями!
«Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто» Сократ.
Наша главная задача – беречь свое здоровье.

·
·. Актуализация опорных знаний
1. Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?”
Как известно, экспедиции предшествует тщательная подготовка, поэтому проверим свою готовность к покорению горной вершины
В импровизированный рюкзачок соберем карточки с названиями основных терминов и понятий темы (учащиеся выбирают карточку, упаковывают в рюкзак и дают устную формулировку).
Паскаль –язык программирования.
Никлаус Вирт – создатель языка программирования Паскаль
Массив – это совокупность однотипных данных, хранящихся в последовательных ячейках памяти и имеющих общее имя.
Виды массивов: список учеников, оценки по предмету каждого ученика и др.
Тип элементов массива – арифметический или символьный.
Размер – это количество элементов в массиве.
Объявление массива (где это описывается – в разделе описания переменных)
Ввод массива 2 способа: с клавиатуры, с помощью генератора случайных чисел.
Вывод массива 2 способа: в столбик, в строчку
Логика, процессор, принтер, монитор, текстовый редактор, информационный процесс, система счисления, клавиатура.
2. Метеосводка.
Рюкзак готов, но только вот «Пасмурно», как же в дорогу без солнца.
На магнитной доске прикреплены облако и солнце (лучи спрятаны). Давайте выполним задания на лучиках солнца и раскроем их. Учащиеся отвечают на вопрос что решает данный этап программы и раскрывают лучик на “Ясно” – восхождение разрешается.
Вопросы и задания:
Что решает данный этап программы?
1.Вычисление суммы элементов
s:=0;
For i:=1 to n do
S:=s+a[i];
2.Вычисление произведения элементов
p:=1;
For i:=1 to n do
p:=p*a[i];
3. Ввод элементов массива с клавиатуры.
For i:=1 to n do begin
Write (a[,I,’]’); readln (a[i]);
End;
4. Вывод элементов массива на экран монитора
For i:=1 to n do begin
Write (a[i],’’);
5. Заполняет массив случайными числами и выводит их на экран.
Clrscr;
Randomize;
Write (число элементов’);
Readln (n);
For i:=1 to n do begin
a[i]:=random(45)-22;
write (a[i],’ ’);
end;
6. Нахождение максимального элемента массива.
max:=a[1];
for i:=2 to n do
if a[i]>max then max:=a[i];
7. Перестановка элементов.
c:=a;
a:=b;
b:=c;

3. Первая высота “Снежная лавина” –
Опрос- тест
Что называется массивом?
Под массивом понимается совокупность конечного числа данных различного типов.
Под массивом понимается совокупность конечного числа данных одного типа.
Под массивом понимается совокупность бесконечного числа данных одного типа.
Что определяет индекс массива?
Индекс определяет положение элемента массива данных относительно друг друга.
Индекс определяет положение элемента массива данных относительно его конца.
Индекс определяет положение элемента массива данных относительно его начала.
Что производит следующий фрагмент программы?
For i:=1 to n do begin
Write (a[,I,’]’); readln (a[i]);
End;
Ввод элементов массива с клавиатуры.
Вывод элементов массива на экран монитора.
Ввод элементов массива из файла.
Что производит следующий фрагмент программы?
For i:=1 to n do begin
Write (a[i]
·);
Ввод элементов массива с клавиатуры.
Вывод элементов массива на экран монитора.
Ввод элементов массива из файла.
Как запустить генератор случайных чисел?
Random [(x)]
Randomize
ROUND
Что производит следующий фрагмент программы?
min:=a[1];
for i:=2 to n do
if a[i]Находит минимальный элемент массива.
Находит максимальный элемент массива.
Подсчитывает количество элементов.
В каком разделе происходит описание переменных?
1. В разделе описания констант.
2. В разделе описания типов.
3. В разделе описания переменных.
Чем заканчивается программа?
1. END
2. Clrscr
3. Readln
Как записывается оператор вывода?
1. writeln (a1,a2,.an)
2. readkey (a1,a2an)
3. readln (a1,a2,an)
Как записывается оператор ввода?
1. writeln (a1,a2,.an)
2. readkey (a1,a2an)
3. readln (a1,a2,an)
Как записывается оператор присвоения?
a:=1
a=1
a=:1
Самопроверка теста (ответы высветить на экране)
4. Привал
Между выполнением отдельных учебных заданий организуются “привалы” – минуты отдыха, во время которых перед “покорением очередной высоты” учащиеся рассказывают интересные факты из истории информатики, развивающие идеи, что ждет человека в ближайшие два десятка лет. Загадки для гостей.
5. Вторая высота “Ледовая трещина”
Изучение нового материала.
Чтобы преодолеть эту высоту нам нужно познакомиться с новым материалом
Тема урока «Сортировка одномерного массива методом Пузырька»
Просмотр презентации и запись в тетрадь, у учеников опорные конспекты.
При работе с массивами данных не редко возникает задача их сортировки по возрастанию или убыванию, т.е. упорядочивания. Это значит, что элементы того же нужно расположить строго по порядку.
Существует множество методов сортировки. Достаточно простой для понимания является сортировка методом пузырька, который также называют методом простого обмена. В чем же он заключается, и почему у него такое странное название: "метод пузырька"?
Как известно воздух легче воды, поэтому пузырьки воздуха всплывают. Это просто аналогия. В сортировке методом пузырька по возрастанию более легкие (с меньшим значением) элементы постепенно "всплывают" в начало массива, а более тяжелые друг за другом опускаются на дно (в конец массива).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

6. Привал. Вспомним правила поведения и технику безопасности перед выполнением практической работы. Учащиеся рассказывают . вручение буклетов по технике безопасности гостям.
Дети рассказывают правила поведения
В куртках, шубах и пальто
Не приходит к нам никто!
В грязной обуви, друзья,
В кабинетах быть нельзя!

Начинать работу строго
С разрешенья педагога!
И учтите: вы в ответе
За порядок в кабинете!

Бережливым быть умей
И по клавишам не бей!
Там, учтите этот факт,
Электрический контакт.

Если где-то заискрит,
Или что – нибудь дымит,
Время попусту не трать:
Нужно взрослого позвать!
Ведь из искры, знаем сами,
Возгореться может пламя!

Если ты хороший мальчик,
То не суй в розетку пальчик,
Проводами не играй!
Неизвестно, есть ли рай?

Мышка хочет чистой быть:
Руки с мылом нужно мыть!

Основное вам известно;
Чтоб не вскакивали с места,
Не кричали, не толкались,
За компьютером не дрались.


7. Третья высота “Горное озеро”.
Практическая часть урока.
Школьники получают карточки с заданиями и выполняют набор программ.
Подведение итогов игры.
Учащиеся подсчитывают количество набранных пузырьков

Пожелания друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнейшего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево. (С. Маршак)
Ученики набравшие наибольшее количество пузырьков получают грамоты.
Рефлексия
За правильные ответы вы получали пузырьки воздуха. Вы как элементы массива находитесь на глубине озера. Прикрепите свои пузырьки к озеру, чем выше будет ваш пузырек, тем легче и понятнее вам было на уроке, чем ниже, значит были моменты на уроке вам непонятные, а может кто то останется на дне.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 415