КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: Основы бухгалтерского учета. Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


КОНСПЕКТ УРОКА
ПРЕДМЕТ: Основы бухгалтерского учета
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Преподаватель: Стрельцова Анастасия Александровна
Тема: инвентаризация МПЗ и ее результатов
Нормативное регулирование инвентаризации и учета ее результатов
Готовая продукция, товары, тара – являются составными частями такого понятия как материально-производственные запасы предприятия.
Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации.
Инвентаризация (от лат. inventarium — опись имущества) — сверка фактического наличия имущества организации с данными бухгалтерского учета
Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Обязательные инвентаризации проводятся:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов — раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации;
при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).[10,c.98-124]
Основными целями инвентаризации товаров, продукции и тары являются:
Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок.
Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций.
Контроль сохранности имущества.
Проверка условий и порядка хранения товаров, продукции, тары.
Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров.
Проверка соблюдения принципа материальной ответственности.
Проверка состояния учета и организация движения товарных запасов.
Проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.
Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются:
Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли.
Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.
Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д.
Кражи, злоупотребления.
Недоверие к материально ответственному лицу.
Проведение ревизий, аудиторских проверок.
В случае смены бригадира при бригадной материальной ответственности.
По требованию судебно-следственных органов.
Основные нормативно-правовые документы, регулирующие инвентаризацию, а также отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета:
Н а л о г о в ы й к о д е к с Р Ф - регулирует порядок отражения в налоговом учете движения материально-производственных запасов [1]
Ф е д е р а л ь н ы й з а к о н о т 3 0 д е к а б р я 2 0 0 8 г. № 3 0 7 – Φ 3 « О б а у д и т о р с к о й
деятельности» – регулирует порядок проведения аудиторских проверок, в том числе тех, что касаются аудита МПЗ [3]
Ф е д е р а л ь н ы й з а к о н о т 6 д е к а б р я 2 0 1 1 г . № 4 0 2 – Ф З " О б у х г а л т е р с к о м у ч е т е " . Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность [4]
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 28 июля 1998 г. № 34н; [5]
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н - содержит информацию о бухгалтерских счетах, которые используются поступлении и движении МПЗ [6]
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально- производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н определяет понятие, состав, способы оценки и отражения в бухгалтерской отчетности МПЗ; [7]
Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н – регулирует учет материально-производственных запасов, стоимость которых выражена в валюте [8]
Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" – регулирует формы бухгалтерской отчетности всех организаций;
Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов;
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н – регламентируют порядок бухгалтерского учета МПЗ на предприятиях.
Порядок проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций [9,c.144-156]
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до
инвентаризации на «__» (дата) », что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально-ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность проверки данных о фактических остатках готовой продукции, товаров, тары, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
Определение массы (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества таких товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждений исправляет выявленные ошибки в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения, с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация [13,c. 134-173]
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
Госкомстатом России от 18.08.98 г. № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете типовые унифицированные формы первичной учетной документации.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Результаты инвентаризации, а также контрольных проверок оформляются следующими документами:
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № И Н В-3);
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № И Н В-4);
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № И Н В-5);
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № И Н В-6);
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (форма № И Н В-8);
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма № И Н В-8а);
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (форма № И Н В-9);
сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № И Н В-18);
сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № И Н В-19);
Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма № И Н В-24);
Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма № И Н В-25);
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № И Н В-26).
При формировании сличительных ведомостей нужно учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, которые образовались в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом — чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток [12]
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, а также их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Ошибки исправляются во всех экземплярах описей, т. е. зачеркиваются
неправильные записи и над ними проставляются правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены Материально ответственных лиц принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если по окончании инвентаризации проводятся контрольные, проверки, то результаты оформляются актом и регистрируются и книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она закончена, а если инвентаризация проводилась за год, то в годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные излишки имущества нужно оприходовать по рыночной цене на дату проведения инвентаризации. Стоимость такого имущества увеличивает налогооблагаемые доходы организации. Поэтому с полученного внереализационного дохода надо заплатить налог на прибыль. Внереализационными доходами налогоплательщика в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ признаются доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. Таким образом, излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей ( 1 0 "Материалы", 4 1 "Товары", 4 3 "Готовая продукция") и кредиту счета 9 1 "Прочие доходы и расходы" субсчет 1 "Прочие доходы" [6]
Пример :
В конце года организация проводила ежегодную инвентаризацию, в результате которой были выявлены излишки материалов. Рыночная стоимость этих материалов равна 12 тысяч руб.
На основании решения инвентаризационной комиссии, отраженного в протоколе но результатам инвентаризации, делают следующую проводку:
ДЕБЕТ 1 0 КРЕДИТ 9 1-1
– 12 0 0 0 руб. – оприходован излишек материалов, выявленный в результате инвентаризации.
Излишки на предприятии – довольно редкое явление, а вот с недостачами дело обстоит иначе.
Недостача представляет собой установленное при инвентаризации, ревизии или при проверке несоответствие по товарно-материальным ценностям или денежным средствам данных бухгалтерского учета.
Эти расхождения могут возникать по следующим причинам:
– естественным;
– из-за неточностей при приемке и отпуске товарно-материальных ценностей;
– из-за арифметических ошибок, которые допущены в учете;
– ввиду хищений;
– ввиду стихийных бедствий;
– при смене материально-ответственных лиц.
Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен п. 2 8 Положения по ведению бухучета и отчетности.
Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц. Если виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании убытков с этих лиц, то убытки от недостачи и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации. Если в процессе заготовления, хранения и продажи материальных и иных ценностей будет выявлена недостача, то первоначально она отражается на счете 9 4 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Если в организации возникла недостача по причине стихийного бедствия (наводнения, урагана), то недостача относится на счет 9 9 "Прибыли и убытки" как убытки отчетного года. В результате естественных физико-химических процессов (выветривания, усушки, распыления, крошения, вымораживания, утечки и т.д.) масса товара или продукции во время хранения может измениться. Кроме того, товар может испортиться в процессе транспортировки или разгрузки по причине его естественной ломкости, нежности или других свойств. Принято считать, что перечисленные процессы приводят к естественной убыли товаров.
Под нормами естественной убыли следует понимать предельно допустимую величину безвозвратных потерь материалов, которые возникают при транспортировке и хранении товарно-материальных ценностей, вследствие естественного изменения биологических и (или) физикохимических свойств товаров.
К естественной убыли не следует относить технологические потери и потери от брака, при ремонте, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.
Суммы недостач, учтенные первоначально на счете 94, в пределах естественной убыли списываются по фактической себестоимости в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу), например в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу".
Представители налоговых органов придерживаются такой позиции, что суммы НДС по недостающему товару подлежат восстановлению, если они ранее были предъявлены к вычету (на сновании п. 2 ст. 171 НК РФ). Подпункт 2 п. 7 ст. 254 НК РФ позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму недостачи материалов. Но только если эта сумма соответствует нормам естественной убыли, утвержденным Правительством РФ.Довольно часто в организациях, имеющих широкий ассортимент товаров, встречаются ситуации, когда в результате инвентаризации выявляется так называемая пересортица товаров.
Пересортица – это появление излишков одного сорта и недостача другого сорта товаров одного и того же наименования.
Причинами возникновения пересортицы могут быть:
отсутствие порядка приемки и хранения товаров на складе, а также порядка документооборота;
недостаточный внутренний контроль движения товаров;
халатное отношение материально ответственных лиц к своим обязанностям.
Согласно п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации может быть допущен взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы. Однако такой зачет может быть возможен только при соблюдении следующих условий:
выявленные излишки и недостача образовались за один и тот же проверяемый период;
излишки и недостача выявлены у одного и того же материально ответственного лица;
излишки и недостача выявлены у товаров одного и того же наименования и равного количества.
Проводить взаимный зачет недостач и излишков по товарам разных наименований, даже однородных, недопустимо. При выявлении пересортицы материально ответственные лица должны представить подробные объяснения инвентаризационной комиссии по этому факту. Решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате пересортицы, принимает руководитель организации.Если при зачете пересортицы стоимость недостающих ценностей будет выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, то разница в стоимости относится за счет виновных лиц.
В бухгалтерском учете данная ситуация отражается следующими проводками (табл. 1.1).
Таблица 1.1 -Записи в бухгалтерском учете организации
Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит 94 41 Отражена сумма превышения недостачи товаров над излишками
94 68 Восстановлен НДС, относящийся к сумме превышения недостачи над излишками
73-2 94 Отражена сумма, подлежащая взысканию с виновного лица
Если виновники пересортицы не установлены, то разница по пересортице рассматривается как потери сверх норм естественной убыли и списывается во внереализационные расходы: ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, которая произошла не по вине материально ответственных лиц, в протоколе инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым разница по пересортице не отнесена на виновных лиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
" Н а л о г о в ы й к о д е к с Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ( ч а с т ь в т о р а я ) " о т 0 5 . 0 8 . 2 0 0 0
N 1 1 7 - Ф З ( р е д . о т 0 8 . 0 3 . 2 0 15 )
" Н а л о г о в ы й к о д е к с Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и ( ч а с т ь п е р в а я ) " о т 3 1 . 0 7. 1 9 9 8
N 1 4 6 - Ф З ( р е д . о т 2 9 . 1 2 . 2 0 1 4 ) ( с и з м . и д о п . , в с т у п . в с и л у с 0 1. 0 1 . 2 0 1 5 )
Ф е д е р а л ь н ы й з а к о н о т 3 0 . 1 2 . 2 0 0 8 N 3 0 7 - Ф З ( р е д . о т 0 1 . 1 2 . 2 0 1 4 ) " О б
а у д и т о р с к о й д е я т е л ь н о с т и "
Ф е д е р а л ь н ы й з а к о н о т 0 6 . 1 2 . 2 0 1 1 N 4 0 2 - Ф З (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете"
Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положе ия по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
П р и к а з М и н ф и н а Р Ф о т 3 1 . 1 0 . 2 0 0 0 N 9 4 н ( р е д . о т 0 8 . 1 1 . 2 0 1 0 ) " О б у т в е р ж д е н и и П л а н а с ч е т о в б у х г а л т е р с к о г о у ч е т а ф и н а н с о в о - х о з я й с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и
о р г а н и з а ц и й и И н с т р у к ц и и п о е г о п р и м е н е н и ю "
П р и к а з М и н ф и н а Р Ф о т 0 9 . 0 6 . 2 0 0 1 N 4 4 н ( р е д . о т 2 5 . 1 0 . 2 0 1 0 ) " О б у т в е р ж д е н и и П о л о ж е н и я п о б у х г а л т е р с к о м у у ч е т у " У ч е т м а т е р и а л ь н о - п р о и з в о д с т в е н н ы х
з а п а с о в " П Б У 5 / 0 1 " ( З а р е г и с т р и р о в а н о в М и н ю с т е Р Ф 1 9 . 0 7 . 2 0 0 1 N 2 8 0 6 )
П р и к а з М и н ф и н а Р Ф о т 2 7 . 1 1 . 2 0 0 6 N 1 5 4 н ( р е д . о т 2 4 . 1 2 . 2 0 1 0 ) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788)
Бухгалтерский учет и аудит: учеб, пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 306 с.;
Бухгалтерский финансовый учет: учебник для бакалавров / под ред. И. М. Дмитриевой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 539.
Б̣ухгалте̣рский ̣учет : к̣раткий к̣у̣рс лекций / В. А. Ерофеева, О. В. Тимофеева. — 5-е изд., пе̣ре̣раб. и доп. — М. : Издательство Ю̣райт ; ИД Ю̣райт, 2015. — 137 с. — Се̣рия : Хочу все сдать
Б̣ухгалте̣рский eq финансовый ̣учет: ̣учебник и п̣рактик̣ум для eq академического бакалав̣риата / А. С. eq Алисенов. - М.: Изда-eq тельство Ю̣райт, 2014. - 607 с. - Се̣рия: Бакалав̣р. Академический к̣у̣рс.
Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учёту (пятое издание, переработанное и дополненное) – М.: "Проспект", 2011. – 512 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Приложение 2
16192502737485

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2

986790-3676650