Как помочь приёмному ребенку адаптироваться в новой семье


Как помочь приемному ребёнку адаптироваться в новой семье.
Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители будут испытывать состояние, которое называется адаптацией – процесс привыкания, притирания  людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.
Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.
Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия, нежели ребенок, ранее живший в семье. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будет разное. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.
Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке.
Что может помочь ребенку адаптироваться?
1.Определенность. Ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Постараться все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет происходить дальше.2. Утешение. Если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, можно постараться мягко обнять его и сказать о том, что очень грустно расставаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда.
Важно: если ребенок расплакался, то не останавливать его сразу. Побыть с ним вместе и через некоторое время успокоить: если слезы есть внутри, лучше их выплакать.
3. Физическая забота. Интересоваться предпочтениями любимых блюд, перед сном посидеть подольше и поговорить с ребенком, быть внимательными ко всему.
4.Инициатива. Необходимо проявлять первыми внимание и заинтересованность делами и чувствами ребенка, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.
Важно: не ждать ответного тепла сразу.
5. Воспоминания. Ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было ранее.
Важно: отложить, по возможности, свои дела на потом, или выделить специальное время, чтобы поговорить с ребенком.
6. Памятные вещи. Фотографии, игрушки, одежда- все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни.
Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память о тех, с кем расстался, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.
7. Помощь в организации дел. Дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать их дела вместе с ними, давать им конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки.
Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: «то, что происходит с тобой,- нормальная реакция на ненормальные обстоятельства», «мы справимся».
Очень важно для родителей:
-Не ждать быстрых результатов;
-Сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их;
-Обращаться за помощью к специалистам, не боясь показаться «некомпетентными».