Доклад «Развитие УУД учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы»

Муниципальное казённое образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1пгт. Палана"
пгт Палана Камчатского края




Доклад
«Развитие УУД учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы»



Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Дишкован Н.М.




Палана - 2015
В связи с внедрением новый федеральных образовательных стандартов, а также адаптации выпускника в современном динамичном мире «важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей».
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Разработчики федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  рассматривают учение не как простую трансляцию знаний от учителя к учащимся, а как активную работу учащихся над заданиями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.
В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.
Исходя из этого, в своей педагогической работе наряду с традиционной методикой обучения русскому языку и литературе я использую современные педагогические технологии, в том числе метод проектов.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта можно представить в виде схемы:
Учебный проект
Проблема проекта
“Почему?”
Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта
“Зачем?” (мы делаем проект)
Целеполагание

Задачи проекта
“Что?” (для этого мы делаем)
Постановка задач

Методы и способы
“Как?” (мы это можем делать)
Выбор способ и методов, планирование

Результат
“Что получится?” (как решение проблемы)
Ожидаемый результат


В эффективности метода учебных проектов я убедилась на своей практике.
Огромной проблемой на сегодняшний день является то, что классическая русская и зарубежная литература в самой читающей (когда-то!) стране давно перестала волновать, воспитывать, формировать идеалы молодого поколения.
Русская классическая литература не востребована молодежью.
 Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Именно этому и учит классика, забытая сегодня, превратившаяся в материал тоскливых домашних заданий и готовых сочинений, ответов.
Метод проектов помог пробудить интерес учащихся к урокам литературы, потому что позволяет создать творческую атмосферу, каждый ученик может почувствовать нужность на уроке, проявить свою активность, способности, интересы.
Кроме этого, проект даёт школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности и в дальнейшем послужит хорошим основанием для будущей профессии. Проектное обучение формирует такие ключевые компетентности, как способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать решения на основе здравых суждений. Покажем один из возможных вариантов использования метода проекта на уроке литературы в сочетании с использованием веб-форума.

Параметры
Содержание

Название (тема)
Проект "Что такое счастье?" (по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?") с использованием работы на веб-форуме.

Продолжительность
До 5 дней.

Примерные сроки проведения
Первый день - организационный этап, постановка целей и задач, распределение обязанностей, разработка и утверждение плана работы, инструктаж по технике безопасности.
Второй день - работа по группам:
1) Работа по определению этимологии и толкования слова "счастье";
2) Работа с главой "Пьяная ночь"
3) Работа с главой "Счастливые"
4) Работа с главой "Помещик"
5) Работа с главой "Бабья притча"
Третий, четвёртый день - работа на форуме
Пятый день - поведение итогов

Цель мероприятия
1) рассмотреть этимологию и толкование слова "счастье";
2) проанализировать понимание счастья героями поэмы и обучающимися.
3) развивать критическое мышление: умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, избегать категоричности в утверждениях, участвовать в дискуссии, проанализировать точки зрения участников дискуссии.

Ожидаемый результат
Эссе "Что значит быть счастливым?"

Цель использования веб-форума для мероприятия
1) Проведение дискуссии с последующим анализом;
2) презентация и защита своих эссе "Что значит быть счастливым?"

Какие задания будут предложены для обсуждения на веб-форуме
Первый этап.
Подумайте над вопросами:
1) Счастье - это результат поисков и труда или осуществление желаний?
2) Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье (например, просмотр фильма или употребление алкоголя и др.)?
3) Назовите одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать вас счастливыми.
4) Обращаясь к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?", поразмышляйте: для героев поэмы счастье заключается в материальных или духовных ценностях?
5) Психологи указывают на 7 способов стать счастливым:
Любите своих близких. Уделяйте много сил любимому делу, профессии. Помогайте другим людям. Будьте физически активными. Узнавайте новое во всех областях жизни. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.
Задание: аргументируйте свое согласие или несогласие с данными утверждениями.
Второй этап.
Используя материалы дискуссий, напишите эссе "Что значит быть счастливым?", выложите на форуме, а также напишите рецензию на работу одного из участников.

По каким критериям будет оцениваться работа участников?
Активность участников на форуме.
Для творческой работы - логика изложения, структура работы, наличие вывода.


 Работы оказались очень интересными и показали, насколько глубоко ученики поняли смысл произведения Некрасова.
Таким образом апробировав данный метод в своей работе, я пришла к выводу, что это действительно эффективная педагогическая технология, которая способствует формированию целого ряда ключевых компетентностей: прежде всего, коммуникативной (общение в группе, выступления при защите своего проекта); социальной (умение использовать знания и другие ресурсы окружающих для решения проблемы), информационной ( получать нужную информацию из различных источников: книги, конспекта, интернета, умения развёртывать информацию), культурологической (осознание высоких художественных достоинств произведений), рефлексивной( умение ребёнка действовать в соответствии с вопросами: зачем я это делал и что я получил?) и др.










Список использованной литературы
1.  Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Формирование универсальных действий: от действия к мысли»- М. : просвещение, 2010.
2. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985;
3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - с. 64-110;
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.

Список использованных ресурсов
1. www. nekrasov.niv.ru – сайт о Н.А. Некрасове
2. http:// probuzhdenie.org/articles/30-psychology/514-seven-ways-to-become-happy.html
 








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815



Цель - проанализировать понимание счастья героями поэмы



5ђ Заголовок 115