Кризис системы ценностей российского социума


Южакова О. Е.
ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж»
магистр педагогики
Булыгина А. С.
ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж»
студентка 2 курса, специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Валкановская Р. Т.
ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж»
студентка 2 курса, специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Кризис системы ценностей российского социума
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.
Система ценностей — понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»). Человек опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений.
Одними из главных ценностей в России всегда оставались коллективность, самопожертвование ради других, гуманность. В современной России под угрозой разрушения находится система ценностей, то, что столетиями создавали интеллект, дух и талант нации. Разрушаются книги, произведения искусства, а вместе с ними и наши ценности. Мы живем в современном обществе ценностей, где принцип отрицания культуры выдается за идеал. Современное общество еще и ознаменовано процессом стилеобразования, характеризующимся, с одной стороны, появление новых для россиян культурных стилей, проникающих как с Запада, так и с Востока, а с другой стороны, стремлением современного человека действовать в соответствии с тем или иным стилем. Особенности стилеобразований внутри русской культуры идентифицируются россиянами, заставляют пересматривать свои установки, нормы, традиции, что в целом приводит к появлению новых ценностей, способов и стилей жизни, языка, моды. Речевые проявления в повседневности сегодня – символ, знак, своеобразный имидж человека в массовом обществе. Сильные интонации, определенная вульгарность составляют суть и смыслы бытового устного разговора, который отличается от литературного языка. Это доказывает мысль о том, что российская система ценностей все-таки меняется.
Например, Э. Тоффлер – американский философ, социолог и футуролог, утверждает, что средства коммуникаций индустриального общества создали большое количество образцов – имиджей. Индивиду остается одна главная функция – выбирать из имеющихся образцов. Он теряет ориентацию и не может сделать выбор, в связи с чем, останавливается на разовых предметах потребления, начиная с образцов одежды и заканчивая предметами искусства. Сегодня рождается новый зритель, читатель, который, подвергаясь влиянию массовой культуры, требует другого искусства, которое должно вызывать у него не эстетические, а социальные эмоции. «Феномен моды в условиях массовой культуры становится «своеобразным орудием насилия, заставляя вместе с рекламой следовать ей независимо от желаний и финансовых возможностей». Нельзя не согласиться с У. Беком – немецким социологом и политическим философом, что в классовых обществах бытие определяет сознание, в то время как в обществе риска сознание определяет бытие.
На ценностные ориентации современного человека также влияют инновации. Инновации, которые преобразуют современную действительность, связаны с последней информационно-технологической революцией. К их числу следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную информационно-коммуникативную сеть Интернет, различные реформы в политике, образовании, производство новых товаров, услуг и т.д. И человек приспосабливается к ним. Это влечет за собой изменения в различных сферах человеческой жизни. Многие современные исследователи, в том числе Т.А. Бондаренко, уверены, что «в условиях все нарастающей виртуализации общества формируется личность с принципиально новыми социальными чертами и поведенческими проявлениями». Например, в наши дни буквально каждый подросток имеет средство мобильной связи – мобильный телефон, с помощью которого можно двадцать четыре часа в сутки общаться в социальных сетях, посредством смс-переписки. В результате, исходя из наших наблюдений, такие подростки чаще всего утрачивают элементарную способность – построить предложение, вести живой диалог. Как следствие происходит утрата их ценностных ориентиров, когда подростки ставят превыше всего возможность общаться через социальные сети.
Культура и искусство приобретают черты дегуманизации, то есть отход культуры, искусства, науки от духовной и нравственной стороны в жизни человека, и демонизации – прием, когда чем-то или кем-то сообщают исключительно негатив, в современной России. Нарушается исторический процесс культурной преемственности. Конфликт поколений трансформируется в их разобщенность и утрату национальных традиций. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность, вырабатывает конкретные отрицательные установки, не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на ее действия и поступки.
Что касается семейных ценностей, то в современной России среди молодежи на первое место ставится независимость, карьера, положение в обществе. Семья же отодвигается в далекую перспективу, после создания успешной карьеры. По мере взросления меняются и коммуникативные ценности. Отношение к близким приобретает все более корыстный, коммерческий характер. Эгоистичный настрой (сам за себя) ставится выше человеческих отношений, взаимопонимания и взаимопомощи. Ориентация молодежи направлена на индивидуальное искусство жизни, в котором не предполагается заботы о родине, родителях, детях. Эти ориентации идут к нам из западных стран. Западная культура, по своей сути, дегуманистична. Она формирует базовые ценности неолиберализма: бездуховность, эгоизм, успех и наживу любой ценой, жестокость и агрессивность в отношениях между людьми и социальными общностями. Эта культура также разрушает национальное общественное сознание. Эта культура настолько «вжилась» в культуру нашей современной страны, что вытеснить её уже практически невозможно. Конечно, целесообразно использовать достижения западной культуры в конструктивном направлении. Но для российского общества, на наш взгляд, необходимо развивать национальную развлекательную индустрию с ее гуманной духовной направленностью, чтобы возвратить систему ценностей русского народа, его гуманность, ведь на сегодняшний день уже понятно, что человечество способно выжить, лишь воссоздав и поставив в центр своего существования систему абсолютных ценностей.
Использованная литература:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
Нешатаева В. Культурные ценности. Цена и право.
Федеральный закон «О культурных ценностях…» от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ
Культурные ценности - https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурные_ценности