Занятие по развитию речи в средней группе Стоит в поле теремок


Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема "Стоит в поле теремок"
Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.Развивать выразительность речи, силу голоса.Оборудование:Шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, обстановка внутри дома (стол, стулья, сундук, кровать, шкаф с посудой (буфет) и т.п.), корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор, редис), игрушечная лягушка.Ход занятия:Воспитатель собирает детей вокруг себяВоспитатель показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто к нам пришел в гости?Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…Воспитатель: Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из какой?Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса», «Кораблик» …Воспитатель: Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.Дети: Это - «Теремок».Воспитатель: Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки.Дети: лягушка. мышка…Воспитатель: посмотрите, лягушка принесла нам загадки…Дидактическая игра «Доскажи словечко»Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами. Ход: Взрослый рассказывает загадку. а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное полотно. Воспитатель: К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки. - Хитренько взглянула - На лугу по кочкам Хвостиком махнула Прыгают листочки И исчезла -чудеса Выпуклые глазки Где ты, рыжая …лиса) И кривые лапки Только где же ушки Кто это? …(лягушка)- Ой, зайчишкам не до смеха - Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко От его клыков и меха Хлопает крыльями громко-громко В зайцах с детства знает толк Курочек верный пастух Злой, зубастый, серый … (волк) Как зовут его?… (петух) - Кто большой и косолапый - Ночью ходит, днем он спит. Мёд достал из улья лапой? Если сердится – ворчит. Скушал сладость - и реветь Он живет в лесу дремучем, Как зовут его? … (медведь) Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто ж? - Кто по пальмам ловко скачет? Ну, конечно, это …. (еж) Кто кокосы в листьях прячет? Кто нам кинул 2 банана? Догадались? (обезьяны).Воспитатель предлагает всем пройти на стульяВоспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои из сказки «Теремок»?Дети: Нет, обезьяны не из этой сказки.Воспитатель: Да, эти животные совсем из другой сказки.А загадки вам понравились. Загадки были похожи на стихи.Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»?Дети соглашаются.Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки?Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?Дети: В теремок не впустили медведя.Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?Дети: Кто, кто в теремочке живет?Воспитатель: Как будет просится лягушка в теремок. Послушайте меня…(образец взрослого). Маша, покажи, как будет прыгать лягушка, как она будет проситься в домик?Воспитатель: А как прибежит к домику мышка? (предлагает двум детям показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку (двум детям предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом?Вызванные дети выполняют задание.Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по одной картинке с героем, которым вы будете. Составьте загадку, только не забудьте, что животное называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы рассказываете.Дети берут со стола картинки с изображением героев сказки «Теремок», составляют описательные загадки по схеме.Воспитатель после загадки ребенка забирает картинку и надевает шапочку.Воспитатель: Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать. Слушать и рассказывать. Зрителям показывать. - Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мимо мышка бежала…Воспитатель: … В теремочек постучала.Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к теремку)Ребенок- мышка стучит в дверь: Кто, кто в теремочке живет? …Дети под руководством воспитателя развертывают театральный этюдВоспитатель: Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик, да как начал реветь. Ребенок-медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?Дидактическая игра «Кто где спрятался?»Цель игры:Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.Ход игры:Воспитатель: Испугались звери и спрятались.Дети прячутся в пределах обстановки теремка.Воспитатель: Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? возле чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.).Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).Воспитатель: Подойди, мишка, посмотри, куда спрятался заяц…, лягушка…Воспитатель: Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить, Не хотят его обедом угостить.Воспитатель: Жалко Мишеньку?Дети: Жалко. Давайте впустим…Воспитатель: Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.Дети: Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.Дидактическая игра «Назови словечко»Цель:Активизировать в речи детей прилагательные.Ход игры:Воспитатель: Какой у нас Мишка?Дети: Добрый…Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к дому…Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг. Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол.Воспитатель: А ты что это принес в корзинке?Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…Воспитатель: (достает из корзинки огурец). Что это?Дети: Это огурец.Воспитатель: Расскажите, какой он.Дети: Он зеленый, длинный, хрустящий…Воспитатель: Зеленый, как…Ребенок: Как крокодил, лягушка, кузнечик…Воспитатель: Он длинный, как…Дети: Как веревка, карандаш, палка…Воспитатель: Он хрустящий, как…Дети: Как капуста, сухарики, снег под ногами…Воспитатель: Послушайте, получилась интересная загадка: Он растет на огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как лягушка.Воспитатель: Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко). Какое оно?Дети называют признаки (качества): круглое, красное, сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.Воспитатель: Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко. Воспитатель: А теперь будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?Дети: Чашки.Воспитатель: Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести. Во что насыпают сахар?Ребенок: В сахарницу. Я принесу сахарницу.Воспитатель: А масло в чем хранится?Ребенок: В масленке. Я принесу масленку.Воспитатель: А конфеты куда мы положим?Ребенок: В конфетницу…Воспитатель: Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?Ребенок: в молочницу.Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник. Как это можно назвать одним словом?Дети: Посуда.Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие».