Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации


Дайындық топқа арналған
Ұйымдастырылған оку іс-әрекетінің технологиялық картасы
Білім беру саласы: катынас +шығармашылық
Белім бөлімі: развитие речи+аппликация
Тема: " Красавица осень»
Цель: Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.
Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Материалы к занятию: Таблицы по теме «осень», игрушка – Незнайка
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
Наблюдения на прогулке за приметами осени,
чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».
Заучивание Новицкая «Тишина», Стройло «Как приходит осень».
Рассматривание иллюстраций по теме «Осень».
Беседы с детьми, Рисование по теме«Осень».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гостях у осени». 
Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.
Іс – әрекет
кезеңдері Тәрбиешінің іс - әрекеті Балалардың іс - әрекеті
Мотивациялық
Қозғаушы
Ребята, сегодня утром я шла на работу и заметила одну необычную вещь. Деревья надели какой-то странный разноцветный наряд, под ногами шелестело золото. Кто мне скажет, что же происходит?
В моей голове звучит стихотворение. Послушайте его.
Лесные звёзды
В лесу темнеет рано
Осенним хмурым днём,
И звёзды на полянах
Горят цветным огнём.
 
Они когда-то были
Зелёною листвой,
И нам они дарили
Прохладу в летний зной.
 
Под ветром шелестели
У клёнов и берёз.
В тени их нежно пели
Малиновка и дрозд.
 
Они в себя вобрали
Лазоревый рассвет,
Оранжевые дали,
Янтарной ночи свет.
 
Теперь на землю с веток
Летят они, летят
И долго краски лета
Ещё для нас хранят.
Золотые паруса
Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень, снова листья
Без начала, без конца
За рекой и у крыльца.
 
Вот они плывут куда-то —
То назад, а то вперёд.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвёт.
 
Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные,
Золотые паруса...
Как вы думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?
Дети стоят полукругом
Это наступила осень.
(Я думаю, что мы будем говорить об осениымдастырушы
лық – ізденушілік - Правильно – об осени  сегодня мы с вами будем говорить о ней. Предлагаю поиграть в игру «Ласковые слова».
Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
Ветка - веточка,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Трава - травка,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Песок – песочек,
Дерево – деревце.
Я знаю, что вы любите составлять различные предложения. Предлагаю поиграть в игру: «Закончи предложение об осени»
Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»
На смену лету пришла_________. 
Солнышко все реже и реже выглядывает ___
Деревья надели_____. 
Какие? листья горят на солнышке, а затем ---------землю золотым ковром.
Дождик. ___________ и заставляет прятаться. _____
Птицы собираются в стаи.  _________
Зверям некогда резвиться, они делают. ____
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Какие интересные предложения у вас получились
Предлагаю поиграть с осенним листочком. Вы будете передавать его друг другу и называть по одному слову про осень.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»
(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)
Вы на стульчики садитесь,
Дружно все расположитесь.
Будем дальше мы играть.
Осень в предложениях воспевать.
А сейчас придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью».  Например: «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Осенью солнышко светит, но не греет. 
Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди.
Осенью листья на деревьях разноцветные.
 Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. 
Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю.
Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. 
Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. 
Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди.
Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. 
Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. 
Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)
Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.
Мы с вами знаем что у каждого времени года три месяца. Назовите, пожалуйста, осенние месяца.
Сейчас у нас сентябрь. Русский народ называл его такими именами: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.
Как вы думаете, почему так говорят?
ФИЗМИНУТКА.
Ветер дует нам в лицо (на каз.яз)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.
(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)
 ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас подойдите к столам . предлагаю сделать большую картину об осени. Обратите внимание на плакат. Дерево стоит голое и некрасивое. Предлагаю одеть дерево в красивый, праздничный наряд. Какой наряд вы можете предложить дереву?
Я согласна с вами. Можно вырезать разноцветные листочки и приклеить .
Перед вами лежать цветные квадраты. Кто может нам напомнить, как можно вырезать одинаковый, ровный листочек?
   

Правильно. Приступайте к вырезанию листочков.
золотая осень
из—за туч
разноцветный наряд
красные, желтые опадают, кружатся, укрывают
моросит
по домам
и улетают в теплые края
запасы на зиму
---Дети садятся---
сентябрь, октябрь и ноябрь
ДЕТИ ВЫСКАЗЫВАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Складываем лист цветной бумаги пополам, так, чтобы все уголочки совпали. Прикладываем трафарет к линии сгиба и обводим его. Не разворачивая листа, вырезаем листочек, разворачиваем заготовку.
---дети делают коллаж---
Рефлесифті
Тұзетушілік Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы помогали дереву обрести наряд.
Метод «ХИМС»
Что сегодня на занятии было хорошо?
Что интересного вы узнали?
Что мешало сегодня на занятии?
Что возьмете с собой?
Делать хорошие дела всегда приятно.
Күтілетін нәтиже Біледі: приметы осени.
Түсінеді: способы составления рассказа из личного опыта
Қолданады:разнообразные предложения об осени, сливая их в текст, вырезают при помощи шаблона листья и наклеивают их на общий фон.