Занятие по музыкальному воспитанию детей 7 лет на тему Жаворонки прилетите


Автор конспекта: музыкальный руководитель -Медведева М.А.
Тема недели: «Перелетные птицы»
Тема НОД: «Жаворонки прилетите!»
Возраст детей: 6-7 лет
Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Задачи:
- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре;
-двигаться свободно, непринужденно, выразительно передавать фольклорные образы;
- расширять представление детей о фольклоре;
- содействовать проявлению творческого исполнения песен разного характера;
Материал и оборудование:
- аудиозапись "Песня жаворонка" П. И. Чайковского;
- аудиозапись пьесы «Жаворонок» М.И.Глинки;
- видео презентация «Весна идет - весне дорогу!»;
- видео презентация «Жаворонок»;
- видео «В лесу»;
- стол, стулья;
- ноутбук;
- телевизор или экран.
Предварительная работа:
- разучивание заклички "Жаворонушки";
- разучивание обрядовой песни "Веснянка";
- беседа о встрече весны в старину.
Ход образовательной деятельности:
М.р. (музыкальный руководитель):  Ребята, обратите внимание на ряд картинок (презентация «Весна»). Какое сейчас время года? (Дети отвечают.) На смену зиме спешит весна. Что вы можете сказать о весне, глядя на эти картинки.
Как бурно бегут ручьи, как весело звенят капели, как радуется все вокруг весеннему солнышку. Весна идет! Здорово!
М.р.:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…
Дети (хором): …весна!
М.р: Весну селяне «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклинаний. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были приблизить весну и пели заклички. Давайте и мы с вами, ребята, споем одну из закличек:«Ой, кулики, жаворонушки,Прилетайте к нам у в одонушки*(скирды сена , остающиеся на зиму в полях)Летел кулик из-за моря,Принес кулик девять замков."Кулик, кулик,Замыкай зиму,Отпирай весну,Тепло летечко!"
(На экране видео-весенний лес без звука)
М.Р. Молодцы ребята. А теперь мы с вами переместимся в лес…Как тихо и спокойно в лесу! Давайте присядем на полянке (садятся на ковер) и послушаем  чье это пение раздается в вышине?
◆ Звучит  пение жаворонка в природе.
М.Р.: Ребята, кто нибудь догадался, что это за птица выводит такие красивые трели?
Дети…..
М.Р.: Это поет, заливается маленькая птичка-жаворонок. Эта маленькая птичка вдохновляла поэтов, которые складывали о жаворонках стихи, композиторы посвящали свои сочинения жаворонкам. Давайте послушаем отрывок из музыкального произведения, которое называется "Песня жаворонка". Написал его великий русский композитор - Петр Ильич Чайковский.
Звучит отрывок аудиозаписи «Песнь жаворонка» а в это время на экране идет видео презентация №1.
М.Р.: Ребята, вам понравилось произведение? М.Р.: Какие звуки (высокие, средние низкие) использовал композитор, для имитации трелей жаворонка?
М.Р.: Ребята, пение жаворонка можно изобразить не только на музыкальных инструментах, но и голосом. Вот, например, композитор Михаил Иванович Глинка написал пьесу жаворонок для голоса. Давайте послушаем.
Звучит аудиозапись «Жаворонок», в это время на экране идет видео презентация №2.
М.Р.: И так, ребята, сегодня мы с вами познакомились с произведениями каких композиторов?
Дети: Чайковский и Глинка.
М.Р.: Мы послушали пение жаворонка в природе и как композиторы изобразили его пение в музыке, с помощью музыкальных звуков.
А сейчас самое время поиграть.
Игра «Жаворонок» Дети стоят в кругу, руки за спиной. Жаворонок бежит по кругу с колокольчиком, по окончании слов кладет колокольчик в руку любому ребенку. Ребенок поднимает колокольчик и догоняет жаворонка.
Дети: В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.)