Клубный час в ГПД Матрешка

Клубный час в ГПД «Русская матрешка»
Воспитатель ГПД: Романовская Е.А.

Цель занятия: -продолжать обогащать представление детей о народном искусстве; - познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой; дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов; прививать интерес к народному творчеству; обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме; развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества; учить создавать рисунки с помощью тампонов; воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество; учить видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; учить создавать рисунки с помощью тампонов; развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов; воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Оборудование: силуэты матрёшек, краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки.

Участники: группа продленного дня 1-е классы.

1 Создание игровой ситуации

1 матрешка (ученица):
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть!
(Звучит русская народная музыка.)

Учитель: Здравствуйте ребята.
- Весёлая матрёшка пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные.
Посмотрите, какой у неё красивый костюм.

- А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

(на доске новые слова: ЯРМАРКА, ЧУРБАНОК, поговорить о значении этих слов)

ЯРМАРКА – большая распродажа товаров с развлечениями и угощениями.
ЧУРБАН
· обрубок дерева, бревна.

Учитель: - Вот так ребята родилась матрёшка. Но проблема, ребята, в том, что порой  традиции русского искусства забываются. И поэтому, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством. Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. Итак, откроем наш волшебный сундучок. Я вижу там замечательную игрушку, угадайте, какую?

2 матрешка (ученица):
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская ( матрешка)

Из волшебного сундучка учитель достает деревянные матрешки.
(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

- А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка)
- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек
- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).

2. Дидактическая игра "Весёлые матрёшки"

Учитель: - Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"
(играют в игру).
- Для этого разделимся на две команды. У каждого из вас есть цветные платочки, 1 команда – красные, 2 команда - желтые. Сейчас вы наденете эти платочки и будете матрешками.
- У меня есть два волшебных конверта: красный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, красный - красным матрёшкам. Посмотрим что там.
(дети высыпают содержимое из конвертов)
- Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?
- И что же получилось? (матрёшка).
- Какая замечательная музыка. Так и хочется потанцевать. А вам? Дети встают в круг и танцуют под веселую танцевальную музыку русский народный танец с ученицами – матрешками.

3. Расписывание матрёшек. Практическая работа

Учитель: - Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (дети садятся за столы)









- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.
- Что у неё на голове? (косынка)
- На туловище? (сарафан)
- Чем украшен сарафан? (цветами)
- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек - зелёной краской, промакиваем палочку в краске и украшаем платочек. А теперь также и сарафан. (работа учеников)
- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера.

4. Итог занятия. Рефлексия

- Что нового вы узнали, какие знания получили на занятии?
- Сегодня я узнал на занятии.
- Понравилась ли тебе практическая часть занятия?
- Я научился.
- Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?
- Продолжи фразу: Как я сегодня работал на занятии (самооценка)?
- Сегодня я работал на занятии.
- У меня получилось
- Что больше тебе понравилось на занятии?

Дети выходят с рисунками к доске,
образуя хоровод матрешек.
В конце занятия чаепитие с матрешками.

Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415