Разработка занятия для дошкольников Мои помощники-глаза


ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум»
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МОИ ПОМОЩНИКИ – ГЛАЗА»
(в рамках профориентационной работы)
Подготовили: Папшева М. А.,
Клюкина К., Синякова О.
Цели:
• Дать детям общие представления о строении и функции глаз;
• Воспитывать бережное отношение к органу зрения;
Разучить комплекс упражнений для глаз
Материал: косынки, набор геометрических фигур («Форма – Величина», картинка с пейзажем; шарики и корзинка для метания; зеркала, макет глаза, таблица с изображением глаза, таблица для проверки зрения Соколовой Ход занятия.
1. Игра «Зеркало». Ведущий показывает различные движения. Остальные участники игры должны в точности повторить эти движения. Игра повторяется несколько раз.
Беседа.
- Ребята, вы отлично справились с упражнением! Но как же вы узнали, какие движения нужно повторять? Да, вы их видели. Мы с вами уже познакомились с очень важными для нас органами-помощниками – зубами. Сегодня мы поговорим о наших глазах. Может быть, не так уж глаза и важны и вполне можно обойтись без них?
• Упражнение «Ночной поезд». Дети встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. Выбирается ведущий – «машинист электровоза». Все дети, кроме ведущего, закрывают глаза (вагончики спят, ведущий везет «поезд». Маршрут проходит по группе, между столов, в разных направлениях. После игры дети рассказывают, что они чувствовали, когда шли с закрытыми глазами. Делается вывод: глаза нужны, чтобы обходить опасности на пути, не натыкаться на препятствия.
2. Ребята, почему у всех у нас на лице есть пара глаз?
Если закрыть глаза ладошкой, сразу сделается темно.
Станет странно, скучно и обидно-
Потому что ничего вокруг не видно
Да, это парный орган. С каким парным органом вы уже познакомились? (легкое, почки). Прикройте один глаз рукой, посмотрите, что я держу в руке? (дети легко называют предмет). Если мы так хорошо видим одним глазом, зачем нам второй? (предположения детей). Сейчас мы это узнаем.
Игра «Метание шариков в корзину». Дети по очереди бросают шарики в корзину. Подсчитываются точные попадания. Затем упражнение повторяется, но с усложнением: детям завязывается платком один глаз. Когда подсчитывается число точных попаданий, выясняется, что с одним глазом попаданий значительно меньше. Делается вывод: два глаза выполняют работу точнее, чем один.
3. Ребята, а из чего состоит глаз человека? (рассматривание таблицы и макета глаза)
Представим, что глаз – волшебный теремок, круглый маленький домок.
Хитро он устроен- без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон белой стенкой окружен, стенку эту белую называют склерою.
Обойдем же дом скорей ни крылечка, ни дверей.
Впереди кружочек тонкий-роговица словно пленка.
Вся прозрачна как стекло- в мир чудесное окно,
Через круглое оконце в глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый.
Впереди, пред белой склерой яркой радужки кружок украшает глаз домок.
В центре радужки-зрачок. Черный, маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок станет сразу же широк,
коль светло – зрачок поуже, чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит маленький хрусталик,
Он такой имеет вид, как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом выстлан будто бы ковром, оболочкой гладкой-тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинку не смотри- в домике не видно тело стекловидное, оно прозрачно как алмаз…
Ну а как же видит глаз?
Глаз человека похож на яблоко. Он надёжно спрятан в маленьком углублении черепа – глазнице. Внутри глаза расположен хрусталик, похожий на прозрачную линзу, с его помощью мы можем видеть как вблизи, так и вдали. На дне глазного яблока находится сетчатка. Она необходима для того, чтобы различать цвет. А ещё у глаза есть радужная оболочка. У разных людей она бывает разного цвета. Поэтому говорят, что глаза бывают карие (коричневые), серые, голубые, зелёные. В середине радужной оболочки мы видим чёрную точку – зрачок, который «работает» как объектив фотокамеры. Это маленькое окошечко, сквозь него мы смотрим на мир. Слёзные железы в уголках глаз нужны для того, что смывать с поверхности глаза мелкие пылинки и смачивать его поверхность. Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Ребята, а вы знаете, кто из животных имеет самое хорошее зрение?  Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видят совы, филины, кошки. Хуже всех видят подземные животные, например, крот. Его глаза маленькие и находятся под кожей. Он только свет от темноты отличает. Человек не такой зоркий, как орёл. Но глаза у человека такие, какие нужны именно ему, человеку. Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. 
4. Глаза нужно беречь.А теперь мы свами будем исследователями. Закройте глаз, осторожно ощупайте его кончиками пальцев через кожу века. Сильно не надавливайте. Опишите, что вы чувствуете). За то, что глаз круглый и плотный, его называют глазным яблоком. А теперь поморгайте. Как вы думаете, зачем нам веки (чтобы защищать глаза от ветра, пыли, яркого солнечного света). Стенки наших глаз тонкие, как у воздушного шарика. Внутри глаз находится специальная жидкость. Если случайно проткнуть оболочку глаза, то жидкость из глаза вытечет, и глаз может ослепнуть! Подумайте, какие предметы могут нанести вред глазам? (это острые предметы: иглы, ножницы, стекло). Если же такая беда случилась, нужно как можно скорее обратиться к доктору. Но у глаз еще и другие враги, хоть и не такие опасные, как острые предметы. Это – телевизор и компьютер. Когда мы слишком долго смотрим телевизор или играем на компьютере, наши глаза устают и зрение падает: мы видим все хуже и хуже. А еще зрение портится, если мы играем и читаем в темноте. Но и яркий свет вреден для глаз, поэтому в солнечный день глаза защищают. И тогда доктор выписывает специальные очки, которые нужно обязательно носить, чтобы зрение не стало еще хуже.
- А знаете ли вы, что нравится глазам? (чистота, свет, морковь, черника).
А теперь мы ребята, разучим гимнастику для глаз, чтобы глазки ваши не уставали.
Упражнения для снятия утомления с глаз - Крепко зажмурь глаза на 3-5 секунд, затем открой. Повтори 6-8 раз. - Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд на 1 минуту. - Следи за движениями своего указательного пальца вправо, влево, вверх, вниз. - А теперь глаза закрой и погладь руками, - Помечтаем мы с тобой о любимой маме (закрой глаза и поглаживай веки подушечками пальцев). - Повращай глазами вправо 1, 2, 3, - Повращай глазами влево, снова повтори (делай круговые движения глаз в одну, а затем в другую сторону). - Пальчик к носу движется, а потом обратно, - На него посмотреть очень нам приятно (вытяни вперёд руку, следи за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигай обратно 5-6 раз) - Быстро моргай в течение 1-2 минут. -Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного о наших глазах. Дома старайтесь беречь зрение и выполнять упражнения для снятия напряжения с глаз – наших добрых помощников. А мы с вами прощаемся, всего доброго, до новых встреч.