Непосредственно-образовательная деятельность ПО ВАЛЕОЛОГИИ Наши верные помощники

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 34
г. Курганинска муниципального образования Курганинский район








"Наши верные помощники"
НОД по валеологии
с элементами экспериментирования
подготовительная группа







Составила воспитатель
Забабурина О.А.










г. Курганинск 2016 год


Программное содержание:
Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
Продолжать формировать интерес к познанию своего тела;
Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментов;
Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного восприятия;
Развивать быстроту мышления, творческое воображение, связную и доказательную речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества;
Упражнять в ориентировке по карте - схеме;
Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу

Предварительная работа:
Беседы об органах чувств у животных и человека; чтение художественной литературы: "Мойдодыр", "Доктор Айболит" К. И. Чуковского, "Неболейка" И. Семеновой; Сюжетно - ролевые игры "Больница", "Кабинет окулиста", "Поликлиника"

Материалы и оборудование: Ширма, бумага, стакан с водой, таз, поднос с ароматизированными предметами, салфетка, карточки-картинки с изображением предметов (зонт, диван, окно, роза, огурец, ведро, еж), разрезные картинки с изображением органов чувств (глаз, нос, рот), полезными и вредными продуктами питания, 7 конвертов с заданиями, карта – схема.

Ход занятия:
1.Мотивационная деятельность
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну притчу:
«Давным-давно, в Древней Греции, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно. Решили они создать человека, и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: "Человек должен быть сильным", другой сказал: "Человек должен быть здоровым", третий сказал: "Человек должен быть умным". Но один из богов сказал так: "Если все это будет у человека, он будет подобен нам". И решили они спрятать главное, что есть у человека. Стали они думать, решать - куда бы это спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море, другие за высокие горы. А как вы думаете, что же они спрятали и, главное, куда?
Ответы-предположения детей
Воспитатель: А вы хотите это узнать?
Ответы детей

2. Практико-экспериментальная деятельность
Воспитатель: Помогут нам в этом конверты с заданиями, которые тоже спрятаны в нашей группе. Искать эти конверты, а так же то, бесценное сокровище, которое необходимо человеку, мы будем по карте.
Дети рассматривают карту-схему и подходят к месту нахождения первого конверта.

Конверт № 1
Воспитатель: Ребята, в этом конверте находятся загадки, которые нам нужно отгадать. Если правильно отгадаете все загадки, получите карточку-картинку

- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут (ноги)

- Пятерка братьев не разлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором (пальцы)

- Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (нос)

- Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят (глаза)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки. За это вы получаете карточку-картинку (ЗОНТ).
Воспитатель: И так, давайте отправимся дальше по карте на поиски следующего конверта.

По пути дети пролезают под дугой.

Конверт № 2.
Из конверта дети достают картинку с изображением пары глаз.
Зоя (обращаясь к детям и воспитателю): А давайте с помощью эксперимента попробуем выяснить, зачем человеку глаза? Для этого нужно закрыть ладошками глаза.
Дети закрывают ладошками глаза, девочка Зоя задает вопросы:
Зоя: Скажите, что у меня в руках? (дети не могут ответить)
Зоя: А, что я сейчас делаю? (Зоя делает 2-3 бесшумных действия - дети снова не могут ответить)
Воспитатель: А теперь откройте глаза и скажите, зачем человеку глаза? (ответы детей)
Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было бы глаз? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, глаза - главные помощники человека. Видеть глазами, означает пользоваться зрением. Благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года.
Воспитатель: А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! А если человек грустит, какие у него глаза? (грустные), покажите грустные глаза друг другу. А если злится? (злые), покажите злые глаза. А если человек удивляется? (удивленные), покажите удивленные глаза. А если веселиться? (веселые), покажите веселые глаза.
Воспитатель: Вот видите, какими разными бывают глаза у человека и у вас тоже. Наши глазки устали, давайте для них сделаем расслабляющую гимнастику.


Представьте, мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа, березка в шубе стоит,
Слева - елка на нас глядит,
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Снежинки блестят и искрятся,
На ладошки к ребятам садятся.
Молодцы, и с этим заданием справились. Получайте следующую карточку-картинку (ДИВАН).
И снова отправляемся в путь по карте.

Проходят по скамейке-мостику.

Конверт № 3
В этом конверте ребята находят картинку с изображением уха.
Воспитатель: Сколько ушей у человека? Для чего нужны уши?
Ответы детей
Воспитатель: Да, вы правы, у всех людей по два уха, и расположены они по обе стороны головы.
Саша: А зачем человеку два уха?
Ответы-предположения детей
Богдан: Я тоже могу провести эксперимент, чтобы понять для чего человеку два уха. Закройте глаза, прижмите сильно ладонью одно ухо, а другим слушайте, где звук?
Богдан звенит в колокольчик, дети определяют направление звука одним ухом
Воспитатель: А теперь откройте ухо и слушайте, не поворачивая головы.
Звенит в бубен
Воспитатель: Так зачем человеку два уха? Какой можно сделать вывод?
Дети: Когда на голове два уха, расположенных с двух сторон, то направление звука легче определить, и крутить головой не обязательно.
Воспитатель: В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат. А вы слышите меня сейчас? Богдан: Наши уши даже слышат, когда человек спит.
Милана М: Они помогают нам определять, кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Получайте еще одну карточку-картинку (ОКНО).
Продолжаем движение по карте.

Перешагивают через препятствия.

Конверт № 4
Ребята вместе с воспитателем открывают конверт и достают картинку с изображением носа.
Воспитатель: Что на лице у нас одно?
Ответы детей
Милана Г: Для чего человеку нужен нос?
Ответы-предположения детей
Воспитатель: Некоторые считают, что нос - это только украшение для лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его к верху. Есть даже выражение: "Ишь, ты, нос задрал" или "Ну, что ты нос повесил?" Это шутка. На самом деле, даже самый маленький нос, очень важная часть тела.
Егор: Чтобы это доказать, я предлагаю поиграть в игру "Определи по запаху"
На большом подносе, на тарелочках лежат ароматизированные предметы: фрукты и овощи. Егор предлагает детям сильно закрыть глаза, к носу подносит любую тарелочку, ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.
Воспитатель: Носом мы можем различать различные запахи, носом мы дышим. Зажмите нос пальцами.
Дети зажимают нос и проверяют можно ли носом теперь дышать.
София: А чем еще можно дышать?
Ответы детей
Воспитатель: А чем дышать безопаснее? Почему?
Ответы-предположения детей
Воспитатель: И опять вы ловко справились с заданием, и получаете еще одну карточку-картинку (РОЗА).
Идем дальше.

Перепрыгивают из обруча в обруч.

Конверт № 5
В конверте лежат карточки, на которых изображены полезные и не полезные продукты питания. Взять по одной карточке с полезным продуктом питания.
Воспитатель: Вот вам карточка-картинка (ОГУРЕЦ)
Продолжаем движение по карте

Перепрыгиваем через скамейку

Конверт № 6
Воспитатель: В этом конверте находятся разрезные карточки с изображением частей лица (нос, глаз, рот). Вам необходимо сложить эти картинки. Расскажите, как ухаживать за зубами, как сохранить их здоровье?
Ответы детей
После выполнения дети получают очередную картинку (ВЕДРО) и продолжают путь по карте.

Следуя карте, путь детей проходит через тоннель.

Конверт № 7
Воспитатель: А здесь нас ждет еще одна игра. Она называется "Покажи части тела".
София: Можно я буду называть их, а вы будете показывать.
Воспитатель: Да смотрите, будьте внимательны.
София показывает следующие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, рот, щеки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы.
Воспитатель: Вот какие вы внимательные, не сделали ни одной ошибки, получаете последнюю картинку (ЕЖ).
3. Итог, рефлексия
Воспитатель: Мы выполнили все задания, собрали 7 карточек-картинок, по первым звукам этих предметов мы соберем слово и узнаем, что же спрятали боги с горы Олимп, и что является самым главным у человека.
Дети составляют слово ЗДОРОВЬЕ.
Воспитатель: Правильно, самое главное у человека это здоровье, а как вы думаете, где оно спрятано?
Ответы-предположения детей
Воспитатель: Совершенно верно, один из богов сказал тогда: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так с давних пор и живет человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье оказывается спрятано и во мне, и в тебе и в каждом из нас. А вы знаете, что нужно делать, чтобы сберечь наше здоровье?
Ответы детей
Воспитатель: Какие вы молодцы! Будьте всегда здоровы, но главное, берегите свое здоровье всегда!













15