Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, на тему: «Здоровые зубы»


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе,на тему:
«Здоровые зубы»
Цели:
Развивать навыки звукового анализа слова, литературно-художественный вкус, способность понимать жанровую принадлежность произведения, умение чувствовать звучность и ритмичность поэтических текстов.
Закрепить знания о гигиене зубов.
Поддерживать заинтересованность и активность в слушании музыки, при выполнении двигательных упражнений.
Уточнить знания детей о предметах гигиены.
Упражнять детей в подборе прилагательных.
Упражнять в звуковом анализе слов, соотносить звук с буквой.
Пополнение словарного запаса: гигиена, кариес, стоматолог.
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная.
Материалы и оборудование:
«Чудесный мешочек» с предметами гигиены: зубная щетка, полотенце, мыло, зеркальце.
Презентация с иллюстрациями всех этапов занятия.
Фонограмма песни «Улыбка» (муз В.Шаинского,сл. М. Пляцковского). Предметные картинки произвольного содержания.
Фланелеграф, нити, раскраски, карандаши, пластилин, доски для лепки, картон белый.
Ход ООД.
Организационный момент.
Дети входят в группу, видят на полу мешочек. Воспитатель обращает внимание на содержимое мешочка. Не заглядывая в него, опускает руку, нащупывает зубную щетку и, не называя ее, начинает описывать предмет:
Она легкая, гладкая, пластмассовая, у нее есть гибкая тонкая ручка и щетина.
Дети догадываются, что это зубная щетка.
Воспитатель спрашивает:
Кто догадался, о чем пойдет речь на занятии?
Основная часть
Дети угадывают предметы гигиены, ощупывая их в закрытом мешочке.
Полотенце: пушистое, легкое, мягкое, сухое, чистое, маленькое, прямоугольное.
Мыло: душистое, ароматное, прямоугольное, белое, новое, твердое, скользкое, гладкое.
Гребешок: маленький, пластмассовый, легкий, твердый, гладкий, с зубьями.
Зеркало: овальное, стеклянное, легкое, хрупкое, с ручкой.
Делают вывод: в мешочке находятся предметы для личной гигиены.
Обсуждение ситуации «Если не чистить зубы, то…»
Воспитатель спрашивает детей: «Зачем нужно чистить зубы?»
Предлагает детям закончить фразу: «Если не чистить зубы, то…»
Дети обсуждают различные варианты продолжения фразы, вместе с воспитателем делают вывод о важности гигиены зубов, поясняет, как правильно чистить зубы.
Беседа по сюжету мультфильма «Птичка тари»:
Почему у крокодила заболели зубы?
Что нужно делать, чтобы не болели зубы?
Почему нельзя грызть твердые предметы?
Зачем полоскать рот после еды?
Кто поможет, если зубы все-таки заболели?
Чтение стихотворения С.Михалкова «Как у нашей Любы…»
Беседа по содержанию стихотворения по вопросам:
Как называется произведение?
Какой это жанр произведения?
Что случилось с героиней произведения?
Почему у Любы заболели зубы?
Как родители жалели дочку?
Почему дедушка был спокоен?
Если молочные зубы все равно выпадут, нужно ли их беречь?
Динамическая пауза.
Воспитатель сообщает детям, что нужно беречь зубы, чтобы была красивая улыбка. Предлагает выполнить с улыбкой все движения под музыку «Улыбка» (муз В.Шаинского,сл. М. Пляцковского).
«Зажигаем улыбки». Ходьба на месте на носках, руки на поясе.
«Широкая улыбка». Присесть, руки на поясе. Встать, руки развести в стороны.
«Веселый бег». Бег на месте с подскоками, руки на поясе.
Звуковой анализ слов.
Воспитатель показывает детям предметные картинки с изображением зубов, глаз, носа; предлагает назвать изображения, четко проговаривая звуки. Спрашивает:
Какая картинка лишняя? Почему?
Какой одинаковый звук слышен в слове «зубы» и в слове «глаз»?
Какой это звук – гласный или согласный?
Почему он согласный?
Звук слышен твердый или мягкий? Произнесите звук /з/ твердо. Произнесите его мягко.
Где находится звук/з/ в слове «зубы» и в слове «глаза»?
Назовите слова, где звук /з/ находится в середине слова.
Дидактическое упражнение «Найди звук».
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды.
Раскладывает перед ними предметные картинки произвольного содержания. Дети из первой команды должны найти картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук /з/.
Дети из второй команды должны найти картинки с изображением предметов, в названии которых нет звука /з/.
Работа в творческой мастерской
Воспитатель делит детей на три команды.
Каждая из них изображает букву «З»
Сильные дети Средний уровень Слабые дети
Из пластилина синего цвета скатать длинную колбаску и выложить на листе картона букву «З» С помощью синего карандаща раскрасить большую и маленькую буквы «З» На фланелеграфе нитью синего цвета выложить букву «З»
В конце работы дети выполняют взаимопроверку.
Воспитатель задает вопросы:
Почему буквы синего цвета?
Какой звук обозначает буква «З»?
Рефлексия.
Воспитатель хвалит детей, спрашивает:
Что нового узнали?
Почему важно чистить зубы?
Что понравилось на занятии?
Что было интересным?Что хотите узнать еще?