Программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья


Программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
 
Паспорт целевой программы
Наименование: Программа социокультурной реабилитации детей-с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации:2013-2016 гг.
Разработчики программы: ГБОУ СОШ №457
Цели и задачи программы: социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями.
Участие в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Организация разнообразного и интересного досуга, творческое развитие, привлечение детей к участию в различных мероприятиях совместно с другими детьми. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей.
Создание единого информационного пространства с целью обеспечения равной возможности доступа к информации всех пользователей.
Исполнители: ГБОУ СОШ №457
 
Концепция программы
 
В настоящее время привычные функции школ расширяются. Школы занимаются воспитательной, образовательной, психологической, культурно-досуговой деятельностью, а наша школа еще и социокультурной реабилитацией детей-инвалидов. Данная работа строится с учетом специфики данной категории учащихся, а также с учетом их потребностей в информационных и культурных услугах.
Цель нашего проекта – создание условий для детей-инвалидов, внедрение различных форм работы, позволяющих организовать досуг детей с ограниченными возможностями.
Одна из главных задач, решаемых в рамках программы, – создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении. Интеграция инвалидов в среду здоровых людей занимает особое место в деятельности школы.
Задача школы – помочь раскрыть и развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями, содействовать их социокультурной реабилитации и интеграции в общество путем оказания им информационной поддержки и обеспечения доступа к необходимой информации, обеспечить доступность культуры, образования и самообразования.
Современная школа – это окно в большой мир, а для инвалида -это может быть единственное окно.
Эффективным средством социокультурной реабилитации «особых» детей является вовлечение их в различные развлекательно-познавательные мероприятия, кружки. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы. Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции, проводимые школой, дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, норм и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.
 
Программа состоит из следующих комплексов:
 
Информационно-библиотечного;
Театрального комплекса «Книги на сцене»;
Творческих мастерских (кружков)
Компьютерного класса, оснащенного специализированной компьютерной техникой и программным обеспечением;
Спортивно-оздоровительного комплекса.
  Направление работы
 
 
 
 
 Содержание работы
 
 
 Направление работы Наименование мероприятия Исполнители
Информационное обслуживание 1. Библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому.
2. Беседа-обзор новых книг, журналов.
3. Формирование базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов.
4.Создание базы данных, отражающей социальные, психологические, педагогические учреждения, занимающиеся проблемами детей-инвалидов, службы психологической и экстремальной помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации. Социальные педагоги
Психолог
Библиотекарь
Дополнительное образование Интеллект-центр 1 .Кружок компьютерной грамотности.
2. Предоставление бесплатного доступа в Интернет.
3. Консультативная помощь в работе на компьютере.
4. Помощь в поиске необходимой информации в сети Интернет.
Учителя информатике
Организация досуга 1 .Благотворительные акции к праздникам.
2.Вовлечение детей-инвалидов в творческие кружки.
3.Театрализованные представления.
4. Литературные викторины, беседы, конкурсы, викторины.
5.Встречи с писателями.
6. Организация видеомостов,шахматных турниров и конкурсов. Педагоги-организаторы
Творческое развитие 1.Вовлечение детей и подростков-инвалидов в работу кружков.
2. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов, конкурсов. Педагоги дополнительного образования
Психологическая помощь 1 .Индивидуальное консультирование.
2.Оформление стенда «Куда пойти учиться?»
3.Распространение памяток с информацией о специальных учебных заведениях. Социальные педагоги
Помощь семье 1 .Психологическая помощь родителям, имеющим детей-инвалидов.
2.Индивидуальное информирование по необходимым вопросам, связанным с развитием «особых» детей.
Психологи
Социокультурная реабилитация 1.Благотворительные вечера отдыха.
2.Приглашения детей-инвалидов на мероприятия центра «Семья», ЦДТ «На
Вадковском», Библиотека иностраной литературы.
3.Активное вовлечение «особых» детей в общественную жизнь.
4.Информирование о наиболее интересных событиях, происходящих в районе и мероприятиях, проводимых школой.
5.Вовлечение детей-инвалидов в кружковую и досуговую деятельность школы.
6.Обеспечение доступа в спортивный-зал, пользование тренажерами и спортивным оборудованием под наблюдением инструктора. Социальные педагоги
Учителя физической культуры
Обеспечение людям с
физическими проблемами равноценного доступа к услугам разного типа 1.Приобретение специализированного оборудования (при необходимости)
Периферийное оборудование
Значительно увеличивает возможность обучения по ряду предметов наличие периферийного оборудования. К необходимому периферийному оборудованию, активно используемому в общем образовании, необходимо отнести:
• периферийное оборудование общего назначения:
◦ веб-камера;
◦ принтер;
◦ сканер;
◦ цифровой фотоаппарат;
◦ цифровая видеокамера;
• специализированное оборудование, используемое при изучении отельных предметов:
◦ веб-камера с возможностями большого увеличения (цифровой микроскоп);
◦ комплекты цифровых датчиков для физики, химии и биологии;
◦ графический планшет;
◦ программируемые конструкторы;
◦ музыкальная клавиатура;
• периферийное оборудование, адаптирующее компьютер под физические особенности обучающегося:
◦ специализированные мыши (роллеры, джойстики, ножные и головные мыши и т.п.);
◦ специализированные клавиатуры (увеличенные или уменьшенные в размере, с крупным контрастным изображением символов, экранные и т.п.).
Программное обеспечение:
• информационные инструменты в соответствии с возрастом обучающего:
◦ общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т. д.);
◦ специализированные (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории);
• информационные источники;
• комплекты ЭОР к используемым учебникам
Социальные педагоги