Дополнительная программа творческой реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья



Краевой реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
«Родник»
«У природы живые краски»
«Фитомастерская»
Дополнительная программа творческой реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Педагог дополнительного образования краевого реабилитационного центра «Родник»
Комиссарова М.А.
Бийск 2015
Содержание
Введение. Актуальность программы
Цель программы
Задачи
Пояснительная записка
Особенности программы
Основные направления и содержание деятельности
Формы и методы
Условия реализации программы
Тематическое планирование
Последовательный перечень тем с их кратким содержанием
Требование к знаниям и умениям
Ожидаемые результаты
Педагогическая диагностика
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
Приложения
№1 Методическая разработка экологической акции «Берегите первые весенние цветы»
№2 Разработка занятий по теме «Игрушка из природного материала»
№3 Инструктивные пооперационные карты по «Глинопластике»
№4 Разработка занятия по теме «Времена года. Осень»
№5 Разработка мероприятия «Друг мой птица, прилетай»
№6 Педагогическая диагностика
Введение
У природы живые краски
Миллионы различных соцветий,
Ну, зачем чудеса из сказки?
Если в жизни их можно встретить.
Невозможно поспорить с утверждением, что самый лучший художник и учитель – это природа.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно – эстетические чувства и переживания, что должным образом побуждает желание воспроизвести увиденное (нарисовать, слепить, смастерить своими руками).
Дети с ограниченными возможностями и умственной отсталостью, как правило, не четко воспринимают окружающий мир, видят картинку не сразу, а последовательно, плохо усваивают связи с предметами, цвета и их оттенки. Кроме того больные дети, более отдалены от природы, чем их здоровые сверстники.
Все это способствует тому, что большинство детей, плохо ориентируются во времени и пространстве, путают последовательность времен года, не имеют представления о происходящих изменениях в природе, у них плохо развита наблюдательность, не сформированы умения передавать увиденное, выражать свои чувства, эмоции.
Накопление фонда ощущений и восприятия является первой ступенькой к познанию окружающего мира во всех его проявлениях.
Огромную роль в формировании гармоничной личности и ее творческого начала играет восприятие всех нюансов формы, цвета и размера природного объекта, его распознавание и сигнальную передачу через различные виды творчества.
Цель программы: создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе наблюдения и ознакомления с явлениями и изменениями в природе, и выражения своих эмоциональных ощущений в различных видах творческой деятельности, при работе с природным материалом..
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Создать атмосферу психологического комфорта.
2. Организовать деятельность детей направленную на:
а) формирование основ начального опыта работы с природным материалом, цветоведения;
б) развитие умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
в) формирование эмоционально – положительного отношения к природе;
г) развитие ручной умелости через разнообразные движения;
д) активизацию творческих способностей;
г) формирование положительных переживаний от выполненной работы.
Пояснительная записка
При составлении программы использовалась специальная психолого–педагогическая литература, передовой опыт, теоретические и практические материалы по организации творческой деятельности, экологического воспитания детей, цветоведению.
Программа рассчитана на детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 18 лет, для реализации в условиях круглосуточного пребывания детей в центре реабилитации и индивидуального пребывания.
Рассчитана на реабилитационные сезоны продолжительностью 28 дней. Занятия проводятся два раза в неделю, со сменной деятельностью. Одно занятие теоретическое, второе занятие творческого самовыражения.
Особенности программы
Программа творческой реабилитации « У природы живые краски» является усовершенствованной дополненной и переработанной программой «Фитомастерская». Для более объемного и глубокого погружения введена канва по цветоведению, которая реализуется по темам «Времена года» с использованием цветовых экоквадратов.
В данной программе все учебное содержание занятий сгруппировано по циклам. Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующим и последующими циклами (времена года). Поэтому реализация тем программы может быть начата с изучения любого времени года, в зависимости от начала реабилитационного сезона (осень, зима, весна, лето).
Программа построена на основании ряда принципов позволяющих планировать определенный педагогический эффект:
- Доступность
- Дефференцированность (ориентация на состояние здоровья ребенка)
- Многоуровневость
Основные направления и содержания деятельности
Темы программы знакомят детей с временами года, явлениями, происходящими в природе, влиянием их на жизнь растений, животных, человека, в то же время формирует умение выражать свои сенсорные ощущения в продуктивных видах деятельности (лепка из глины и пластилина, техника монотипиия, аппликация, флористика, объемное моделирование из природного материала, сенотехнология, технология Пиппера).
Реализация тем программы предусматривает систему сезонных тематических мини – экскурсий (прогулок) с детьми, которые дают возможность не только для оздоровления, но и обогащение ума впечатлениями.
Формы и методы
Для реализации намеченных целей и задач предусматривается: проведение экскурсий , бесед, праздников, конкурсов. Особая роль отводится играм разной направленности, изготовление поделок из различных материалов с применение различных технологических приемов (словесные инструкции, пооперационные карты, образцы и др.).
Условия реализации
Для реализации необходимо наличие :
-цветовых кругов
-экоквадратов
- наглядных пособий (муляжи овощей, фруктов, грибов)
-необходимых материалов для творческой деятельности (природные материалы, цветной картон, бумага, пластилин, краски, кисти, карандаши, клей.
- дидактические игры
- литература о природе
- инструктивные пооперационные карты
- готовые образцы работ
Тематическое планирование
№ Тема Всего часов В том числе
Экскурсий Практических Теоретических
1 Введение 1 1
2 У природы живые краски (времена года) 32 4 20 8
Золото красок теряет природа 8 1 5 2
Все вокруг белым-бело 8 1 5 2
Сверкание лучей в ручьях 8 1 5 2
Дуновенье горячего ветра 8 1 5 2
3 Итоговое занятие 1 Последовательный перечень тем с их кратким содержанием
1. Введение 1 час
Что ты знаешь о природе? Объекты природы. Времена года. Цветовая палитра. Живая, неживая природа.
У природы живые краски. Времена года 32 часа.2.
Первый цикл занятий.
Задачи познавательной направленности
Расширение компетенции детей об осенних явлениях в природе, цветовая гаммы, оттенки и полутона, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимодействиях.
Задачи практической направленности
Формирование умений закладки листьев, умения работать с бумагой, клеем, пользоваться ножницами, размещение деталей на плоскости, формирование умений работать по словесной инструкции.
Золото красок теряет природа. 8 часов. Приметы осени. Цветовая гамма осени. Явления. Изменения, происходящие в природе. Их влияние на растения, животных и человека. Приспособление животных и человека к предстоящему времени года.
Деревья. Многообразие видов. Значение деревьев. Листопад.
Грибы. Многообразие видов. Значение грибов. Ядовитые, съедобные. Профилактика отравлений.
Овощи и фрукты. Многообразие культур. Значение для человека. Профилактика от заболеваний.
Продуктивные виды деятельности
Закладка осенних листьев для гербария и флористических работ
Флористическая работа «Листопад», «Осенний лес»
Работа с глиной «Дружная семейка»
Работа по технологии Пиппера «Осень»
Второй цикл занятий.
Задачи познавательной направленности: Расширение компетенции детей о зимних явлениях в природе, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимодействиях.
Задачи практической направленности. Формирование умений работы с природными материалами.
Все вокруг белым - бело. 8 часов.
Приметы зимы. Изменения в природе. Цветовая гамма зимы. Явления, их влияние на мир растений, животных и человека.
Зимующие птицы. Охрана птиц, забота о них.
Животные. Дикие. Домашние. Животные нашей фауны. Значение для человека.
Продуктивные виды деятельности
Изготовление кормушек для птиц
Изготовление игрушек из природного материала «Барашек», «Рыбка»
Флористическая работа «Все вокруг белым-бело»
Работа по технологии Пиппера «Зимние узоры».
Объемное моделирование из бумаги «Снежинки»
Третий цикл занятий.
Задачи познавательной направленности: Расширение компетенции детей о весенних явлениях в природе. Цветовая гамма весны. О последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимодействиях.
Задачи практической направленности:
Формирование умений и навыков работы с пластилином, глиной. Формирование умений и навыков работы кистью, карандашом, красками. Работы по операционным картам.
Сверкание лучей в ручьях. 8 часов.
Приметы весны. Явления и изменения, происходящие в природе. Цветовая гамма весны. Их влияние на человека.
Перелетные птицы. Значение птиц для леса.
Растения первоцветы. Многообразие видов, их охрана. Красная книга..
Продуктивные виды деятельности
Флористическая работа «Сверкание лучей в ручьях»
Работа по технологии Пиппера «Птицы прилетели»
Изготовление природоохранной листовки «Берегите первые весенние цветы» изодеятельность
Техника бумагопластика «Цветы для мамы»
Четвертый цикл занятий.
Задачи познавательной направленности
Расширение компетенции детей о летних явлениях в природе. О последовательности изменений в живой и неживой природе, их взаимодействиях. Цветовая гамма лета.
Задачи практической направленности
Формирование навыков работы по инструктивным картам. Умений работы с природным материалом. Формирование самостоятельности и инициативности детей.
Дуновенье горячего лета. 8 часов.
Приметы лета. Явления и изменения в природе. Цветовая гамма лета.
Цветы. Садовые, декоративные. Многообразие форм красок, ароматов. Значение цветов в жизни человека.
Насекомые. Многообразие видов, форм, красок.
Ягоды – плоды. Разнообразие видов, форм, красок.
Продуктивные виды деятельности
Природный материал «Ромашка»
Объемная аппликация, бумагопластика «Дуновенье горячего ветра»
Техника монотипии «Бабочки»
Природный материал «Стрекоза»
Сенотехнология «Гусеница»
Требования к знаниям и умениям
Предполагается, что дети после прохождения первого цикла занятий «Осень» будут
Знать:
Названия осенних месяцев;
Дней недели по порядку;
Явления в природе: дождь, ветер, листопад, туман;
Изменения в природе: дни короче, длинные ночи, понижение температуры;
Готовность к зиме растений и животных;
Названия деревьев;
Названия грибов;
Названия овощей и фруктов.
Уметь:
Обращаться с природным материалом;
Размещать отдельные детали на плоскости;
Работать по словесной инструкции;
Пользоваться ножницами;
Работать по шаблону;
Выбирать цветовую гамму соответствующую сюжету.
После прохождения второго цикла занятий «Зима»
Знать:
Названия зимних месяцев;
Явлений происходящих в природе: снег, метель, мороз, иней;
Изменений происходящих в природе: спячка некоторых животных, недостаток корма для птиц, необходимость помощи им;
Названия зимующих птиц;
Названия домашних животных, их места обитания;
Значение животных для человека;
Названия диких животных, их места обитания;
Значение животных для человека;
Уметь:
Самостоятельно подобрать материал и с помощью взрослых изготовить кормушку для птиц;
Работать по инструктивным пооперационным картам;
Работать с природными материалами;
Пользоваться ножницами.
Работать с цветовыми экоквадратами
После прохождения третьего цикла занятий «Весна»
Знать:
Названия весенних месяцев;
Весенние приметы: дни длиннее, теплее, природа оживает (тает снег, ручьи, прилетают птицы, набухают почки, первые проталины, первые цветы);
Названия перелетных птиц (скворец, трясогузка, иволга, кукушка, жаворонок);
Названия первых цветов (мать и мачеха, ветреница, медуница, первоцвет);
О существовании Красной книги;
О многообразии лекарственных трав (одуванчик, полынь, крапива, подорожник, репей).
Уметь:
Пользоваться красками;
Работать с пластичными материалами (глина, пластилин);
Работать с бумагой в технике оригами;
Определять различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг);
Самостоятельно выбирать материал для изготовления природоохранной листовки.
После прохождения четвертого цикла занятий «Лето»
Знать:
Названия летних месяцев;
Явлений происходящих в природе;
Многообразие видов;
Основные цвета, дополнительные цвета;
Насекомые, кто это? Названия (стрекоза, бабочка, пчела, оса, муха);
Названия ягод, где растут, пищевую ценность, съедобные, ядовитые/
Уметь:
Работать с природным материалом;
Работать с бумагой, клеем;
Выполнять работу в технике монотипия;
Выполнять работу в технике сенотехнология;
Вносить самостоятельно дополнения, изменения, подбирать другой материал, другую цветовую гамму;
Планировать последовательность своих действий.
Ожидаемые результаты
Реализация программы ставит целью достичь следующих результатов:
Познавательной направленности:
- повышение познавательной активности;
- активизацию речевой и умственной деятельности.
Творческой направленности:
- улучшение мелкой моторики;
- способности к творческому видению;
- развитие воображения;
- умению выразить свои чувства и эмоции.
Социальной направленности:
- сокращения срока адаптации;
- достижения психо – эмоционального благополучия каждого ребенка;
- приобретение опыта природосообразного поведения.
Механизмы отслеживания результатов:
- Начальная и итоговая диагностика;
- наблюдение за соблюдением правил и логических действий при выполнении работ;
- проведение конкурсов, викторин;
- проведение выставок;
- беседы с детьми и родителями;
- коллективные практические дела.
Педагогическая диагностика
Для проведения начальной и итоговой диагностики планируется использовать:
- Динагностику осведомленности об окружающем мире;
- Диагностику «Типовое состояние»;
- Диагностику мелкой моторики рук;
- Диагностика различных умений и навыков;
- Диагностика цветоощущения «Воздушные шары»;
- Диагностика восприятия;
- Диагностика мышления, внимания.
По итогам проведенной педагогической диагностики в конце сезона определяется динамика развития каждого ребенка.
Календарно – тематический план
к программе реабилитации детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья
«У природы живые краски»
№ Тема занятия всего В том числе Дидактическое обеспечение
Предполагается что дети будут
Теор. прак экс Знать Уметь
1 Что ты знаешь о природе? Объекты природы. Живая и неживая природа. 1 Диагностическое обследование детей об окружающем мире. «Типовое состояние», «Мелкой моторики», «Различных умений и навыков» «Цвет» Объекты живой и неживой природы Определять объекты живой и неживой природы
2 Золото красок теряет природа 1 Объекты живой природы. Загадки об осени. Приметы, явления. Игра на внимание «Чего не бывает» Названия осенних месяцев. Приметы осени. Явления происходящие в природе. Правила поведения на природе. Правильно вести себя во время экскурсии. Наблюдать замечать, обобщать.
3 Гербарная закладка осенних листьев для флористических работ 1 Папка для сбора гербария Правила закладки гербария Собирать, выбирать листья, аккуратно закладывать для сушки в папку
4 Деревья 1 Дид. игра «Чьи детки, с какой ветки». Загадки о деревьях. Подвижные игры на воздухе. Многообразие видов деревьев. Названия деревьев (тополь, береза, ель, сосна, ива, пихта, рябина) Определять деревья, лисья, семена. Сопоставлять, сравнивать, обобщать.
5 Изготовление объемной флористической работы из бумаги и засушенных листьев «Листопад», 1 Образец работы, бумага, клей, кисть, краски, гербарный материал О природном явлении листопаде Работать по словесной инструкции, выбирать нужные цвета, обосновывать свой выбор
6 Грибы 1 Иллюстрации, муляжи, карточки – лото, загадки о грибах Названия съедобных и ядовитых грибов. Их значение для человека Различать съедобные и ядовитые грибы. Правильно собирать грибы.
7 Работа с глиной. «Дружная семейка» 1 Оборудованное место работы с глиной, образцы, краски, кисти, пооперационные карты Правила работы с глиной Работать по операционным картам, пользоваться кистью, определять геометрию форм (шар, цилиндр, круг)
8 Овощи и фрукты 1 Муляжи, натуральные объекты, загадки об овощах и фруктах, карточки – лото Названия овощей и фруктов, места их выращивания, значение для человека и животных Различать овощи и фрукты, называть
9 Работа по технологии Пиппера «Золото красок теряет природа» 1 Образцы, бумага, краски, ножницы Правила безопасности работы с ножницами, красками, клеем Самостоятельно сделать выбор овощей или фруктов. Подобрать соответствующие краски и раскрасить
10 Все вокруг белым-бело 1 1 Объекты природы. Загадки о зиме. Игры на воздухе. Игра на наблюдательность. Названия зимних месяцев. Приметы зимы, явления происходящие в природе. Правила поведения во время зимних экскурсий Соблюдать правила поведения во время зимних экскурсий, наблюдать, обобщать.
11 Объемное моделирование из бумаги «Снежинки» 1 Бумага, ножницы, клей Правила работы с ножницами клеем Вырезать ровные полоски бумаги, работать по словесной инструкции, соблюдать последовательность действий
12 Зимующие птицы 1 Загадки о птицах подвижные игры на воздухе Названия зимующих птиц (синица, воробей, дятел, снегирь, свиристель) Определять птиц в природе
13 Изготовление кормушек для зимующих птиц 1 Бросовый материал, бутылки, нитки, ножницы, клей Названия основных видов кормов для зимующих птиц Смастерить из бросового материала кормушку, систематически пополнять кормом
14 Животные дикие и домашние 1 1 Иллюстрации, карточки – лото, «Вышли звери на прогулку», зоолото, загадки о животных, фигурки животных Названия животных диких и домашних, их детенышей, значение животных в жизни человека. Животные нашей фауны Различать диких и домашних животных имитировать звуки издаваемые различными животными
15 Изготовление игрушки из природного материала «Барашек», «Рыбка» 1 Образец поделки, инструктивные карты. Природный материал (шишки, листья, семена растений), вспомогательный материал (пластилин, краски, клей) Правила работы с природным материалом Работать по инструктивным пооперационным картам, оценить свою работу и работу товарищей
16 Изготовление работы по технологии Пиппера «Зимние узоры» 1 Инструктивные пооперационные карты, готовые образцы работ Названия материалов для изготовления поделки Работать с кистью, клеем, природным материалом
17 Изготовление флористической работы «Зимний пейзаж» 1 Инструктивные пооперационные карты, цветовые квадраты Правила рисования пейзажа, линия горизонта, далеко, близко Работать с флористическим материалом,определять цветовую гамму
18 Сверкание лучей в ручьях 1 Загадки о весне, подвижные игры на воздухе, объекты природы Приметы весны, явления происходящие в природе Соблюдать правила поведения на весенних экскурсиях
19 Изготовление поделки По технологии Пиппера «Весенние деньки» 1 Образцы, пооперационные пособия, бумага, ножницы Основное правило техники выполнения (последовательность действий) Поэтапно выполнять действия при изготовлении поделок,
20 Здравствуйте, птицы! 1 Объекты природы, загадки о природе, игры на свежем воздухе Названия перелетных птиц(кукушка, скворец, иволга, трясогузка, журавль) Природосообразно себя вести в природной среде, определять птиц и их голоса
21 Работа с глиной «Птицы» 1 Специально оборудованное место для работы с глиной, образцы, пооперационные инструктивные карты, краски, кисти Правила работы с глиной, правила работы с инструктивными картами Работать с инструктивной пооперационной картой, различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, круг, овал)
22 Растения - первоцветы 1 Иллюстрации, карточки – лото, загадки, стихи Названия первых весенних цветов Узнавать в природе растения – первоцветы, соблюдать правила поведения в условиях природы
23 Изготовление природоохранной листовки «Берегите первоцветы» 1 Иллюстрации, образцы листовок, краски, кисти. карандаши О существовании Красной книги Самостоятельно выбрать цветок
24 Разнообразие трав 1 Живые объекты природы, загадки о лекарственных растениях, карточки – лото, подвижные игры Названия лекарственных трав (подорожник, одуванчик, крапива, полынь) Определять растение в природе
25 Цветок для мамы 1 Образец, пооперационное пособие, бумага Основное правило работы в технике оригами (последовател – ть) Работа по пооперационным пособиям и по словесной инструкции
26 Дуновенье горячего ветра 1 Живые объекты природы, загадки о лете, мяч, скакалка для игры на открытом воздухе Приметы лета, явления происходящие в природе летом Наблюдать, замечать, сравнивать, обобщать
27 Объемная аппликация «Кувшинка» 1 Образец работы, цветная бумага, ножницы, клей Понятие «круг» Работать по словесной инструкции, работать по шаблонам
28 Цветы 1 Живые объекты, загадки о цветах Названия садовых цветов имеющихся на участке 29 Поделка из природного материала «Ромашка», «Стрекоза» 1 Образцы поделок, инструктивные пооперационные карты, природный материал (семена ясеня, пластилин, листья, проволока) Правила работы с природным материалом Работать с природным материалом, работать с инструктивными пооперационными картами
30 Насекомые 1 Живые объекты, загадки о насекомых, игры Названия насекомых (бабочка, пчела, стрекоза, муха, оса) Наблюдать, различать, называть насекомых
31 «Бабочка» техника монотипия 1 Бумага, шаблоны, кисти, краски, карандаши Правила работы по технике монотипия Различать форму, размер, цвет, работать с шаблонами, пользоваться ножницами
32 Ягоды - плоды 1 Иллюстрации, карточки – лото, загадки о ягодах, игры Название ягод, плодов, их значение для жизни человека Отличать съедобные ягоды от ядовитых
33 «Гусеница» сенотехнология 1 Сухое сено, нитки, инструктивные пооперационные карты Правила работы с сухой травой Пользоваться пооперационными картами, работать сеном, нитками
34 Итоговое занятие. Выставка работ Оценить свои работы и работы товарищей

Библиография
1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]:учебник для ВУЗов/ А.А Катаева., Е.А Стребелева.- М.: «Академия», 1999. – 160 с.
2.Урадовских, Г.В. Художественное конструирование// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2 - С. 43-45.
3. Цирулик М.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй![Текст]: учебник/ М.А Цирулик., С.И Хлебникова. – М.: 2003. -87
4.Зотов В. Лесная мозаика [Текст] В. Зотов – М.: Просвещение, 1993. – 139 с.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] Ю. Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985. – 159 с.
6. Кузнецова М. А., Резникова А. С. Сказание о лекарственных растениях [Текст]/ М. А. Кузнецова, А. С. Резникова - М.: Высшая школа, 1992. – 270 с.
7. Лежнев Г. И. Зеленая анкета [Текст]/ Г. И. Лежнев – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина 2002. – 191 с.
8. Ляхов П. Р., Любарский Г. Ю. Я познаю мир. Насекомые. [Текст]/ П. Р. Ляхов, Г. Ю. Любарский – М.: АСТ, 2000. – 475 с.
9. Ляхов П. Р. Я познаю мир. Животные. [Текст] П. Р. Ляхов – М.: АСТ, 2000. – 191 с.
10. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе[Текст] О. А. Степанова – М.: Творческий центр, 2003. – 142 с.

Краевой реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
«Родник»
«У природы живые краски»
«Фитомастерская»
Дополнительная программа творческой реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Педагог дополнительного образования краевого реабилитационного центра «Родник»
Комиссарова М.А.
Бийск 2015
Содержание
Введение. Актуальность программы
Цель программы
Задачи
Пояснительная записка
Особенности программы
Основные направления и содержание деятельности
Формы и методы
Условия реализации программы
Тематическое планирование
Последовательный перечень тем с их кратким содержанием
Требование к знаниям и умениям
Ожидаемые результаты
Педагогическая диагностика
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
Приложения
№1 Методическая разработка экологической акции «Берегите первые весенние цветы»
№2 Разработка занятий по теме «Игрушка из природного материала»
№3 Инструктивные пооперационные карты по «Глинопластике»
№4 Разработка занятия по теме «Времена года. Осень»
№5 Разработка мероприятия «Друг мой птица, прилетай»
№6 Педагогическая диагностика
Введение
У природы живые краски
Миллионы различных соцветий,
Ну, зачем чудеса из сказки?
Если в жизни их можно встретить.
Невозможно поспорить с утверждением, что самый лучший художник и учитель – это природа.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно – эстетические чувства и переживания, что должным образом побуждает желание воспроизвести увиденное (нарисовать, слепить, смастерить своими руками).
Дети с ограниченными возможностями и умственной отсталостью, как правило, не четко воспринимают окружающий мир, видят картинку не сразу, а последовательно, плохо усваивают связи с предметами, цвета и их оттенки. Кроме того больные дети, более отдалены от природы, чем их здоровые сверстники.
Все это способствует тому, что большинство детей, плохо ориентируются во времени и пространстве, путают последовательность времен года, не имеют представления о происходящих изменениях в природе, у них плохо развита наблюдательность, не сформированы умения передавать увиденное, выражать свои чувства, эмоции.
Накопление фонда ощущений и восприятия является первой ступенькой к познанию окружающего мира во всех его проявлениях.
Огромную роль в формировании гармоничной личности и ее творческого начала играет восприятие всех нюансов формы, цвета и размера природного объекта, его распознавание и сигнальную передачу через различные виды творчества.
Цель программы: создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе наблюдения и ознакомления с явлениями и изменениями в природе, и выражения своих эмоциональных ощущений в различных видах творческой деятельности, при работе с природным материалом..
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Создать атмосферу психологического комфорта.
2. Организовать деятельность детей направленную на:
а) формирование основ начального опыта работы с природным материалом, цветоведения;
б) развитие умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
в) формирование эмоционально – положительного отношения к природе;
г) развитие ручной умелости через разнообразные движения;
д) активизацию творческих способностей;
г) формирование положительных переживаний от выполненной работы.
Пояснительная записка
При составлении программы использовалась специальная психолого–педагогическая литература, передовой опыт, теоретические и практические материалы по организации творческой деятельности, экологического воспитания детей, цветоведению.
Программа рассчитана на детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 18 лет, для реализации в условиях круглосуточного пребывания детей в центре реабилитации и индивидуального пребывания.
Рассчитана на реабилитационные сезоны продолжительностью 28 дней. Занятия проводятся два раза в неделю, со сменной деятельностью. Одно занятие теоретическое, второе занятие творческого самовыражения.
Особенности программы
Программа творческой реабилитации « У природы живые краски» является усовершенствованной дополненной и переработанной программой «Фитомастерская». Для более объемного и глубокого погружения введена канва по цветоведению, которая реализуется по темам «Времена года» с использованием цветовых экоквадратов.
В данной программе все учебное содержание занятий сгруппировано по циклам. Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующим и последующими циклами (времена года). Поэтому реализация тем программы может быть начата с изучения любого времени года, в зависимости от начала реабилитационного сезона (осень, зима, весна, лето).
Программа построена на основании ряда принципов позволяющих планировать определенный педагогический эффект:
- Доступность
- Дефференцированность (ориентация на состояние здоровья ребенка)
- Многоуровневость
Основные направления и содержания деятельности
Темы программы знакомят детей с временами года, явлениями, происходящими в природе, влиянием их на жизнь растений, животных, человека, в то же время формирует умение выражать свои сенсорные ощущения в продуктивных видах деятельности (лепка из глины и пластилина, техника монотипиия, аппликация, флористика, объемное моделирование из природного материала, сенотехнология, технология Пиппера).
Реализация тем программы предусматривает систему сезонных тематических мини – экскурсий (прогулок) с детьми, которые дают возможность не только для оздоровления, но и обогащение ума впечатлениями.
Формы и методы
Для реализации намеченных целей и задач предусматривается: проведение экскурсий , бесед, праздников, конкурсов. Особая роль отводится играм разной направленности, изготовление поделок из различных материалов с применение различных технологических приемов (словесные инструкции, пооперационные карты, образцы и др.).
Условия реализации
Для реализации необходимо наличие :
-цветовых кругов
-экоквадратов
- наглядных пособий (муляжи овощей, фруктов, грибов)
-необходимых материалов для творческой деятельности (природные материалы, цветной картон, бумага, пластилин, краски, кисти, карандаши, клей.
- дидактические игры
- литература о природе
- инструктивные пооперационные карты
- готовые образцы работ
Тематическое планирование
№ Тема Всего часов В том числе
Экскурсий Практических Теоретических
1 Введение 1 1
2 У природы живые краски (времена года) 32 4 20 8
Золото красок теряет природа 8 1 5 2
Все вокруг белым-бело 8 1 5 2
Сверкание лучей в ручьях 8 1 5 2
Дуновенье горячего ветра 8 1 5 2
3 Итоговое занятие 1 Последовательный перечень тем с их кратким содержанием
1. Введение 1 час
Что ты знаешь о природе? Объекты природы. Времена года. Цветовая палитра. Живая, неживая природа.
У природы живые краски. Времена года 32 часа.2.
Первый цикл занятий.
Задачи познавательной направленности
Расширение компетенции детей об осенних явлениях в природе, цветовая гаммы, оттенки и полутона, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимодействиях.
Задачи практической направленности
Формирование умений закладки листьев, умения работать с бумагой, клеем, пользоваться ножницами, размещение деталей на плоскости, формирование умений работать по словесной инструкции.
Золото красок теряет природа. 8 часов. Приметы осени. Цветовая гамма осени. Явления. Изменения, происходящие в природе. Их влияние на растения, животных и человека. Приспособление животных и человека к предстоящему времени года.
Деревья. Многообразие видов. Значение деревьев. Листопад.
Грибы. Многообразие видов. Значение грибов. Ядовитые, съедобные. Профилактика отравлений.
Овощи и фрукты. Многообразие культур. Значение для человека. Профилактика от заболеваний.
Продуктивные виды деятельности
Закладка осенних листьев для гербария и флористических работ
Флористическая работа «Листопад», «Осенний лес»
Работа с глиной «Дружная семейка»
Работа по технологии Пиппера «Осень»
Второй цикл занятий.
Задачи познавательной направленности: Расширение компетенции детей о зимних явлениях в природе, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимодействиях.
Задачи практической направленности. Формирование умений работы с природными материалами.
Все вокруг белым - бело. 8 часов.
Приметы зимы. Изменения в природе. Цветовая гамма зимы. Явления, их влияние на мир растений, животных и человека.
Зимующие птицы. Охрана птиц, забота о них.
Животные. Дикие. Домашние. Животные нашей фауны. Значение для человека.
Продуктивные виды деятельности
Изготовление кормушек для птиц
Изготовление игрушек из природного материала «Барашек», «Рыбка»
Флористическая работа «Все вокруг белым-бело»
Работа по технологии Пиппера «Зимние узоры».
Объемное моделирование из бумаги «Снежинки»
Третий цикл занятий.
Задачи познавательной направленности: Расширение компетенции детей о весенних явлениях в природе. Цветовая гамма весны. О последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимодействиях.
Задачи практической направленности:
Формирование умений и навыков работы с пластилином, глиной. Формирование умений и навыков работы кистью, карандашом, красками. Работы по операционным картам.
Сверкание лучей в ручьях. 8 часов.
Приметы весны. Явления и изменения, происходящие в природе. Цветовая гамма весны. Их влияние на человека.
Перелетные птицы. Значение птиц для леса.
Растения первоцветы. Многообразие видов, их охрана. Красная книга..
Продуктивные виды деятельности
Флористическая работа «Сверкание лучей в ручьях»
Работа по технологии Пиппера «Птицы прилетели»
Изготовление природоохранной листовки «Берегите первые весенние цветы» изодеятельность
Техника бумагопластика «Цветы для мамы»
Четвертый цикл занятий.
Задачи познавательной направленности
Расширение компетенции детей о летних явлениях в природе. О последовательности изменений в живой и неживой природе, их взаимодействиях. Цветовая гамма лета.
Задачи практической направленности
Формирование навыков работы по инструктивным картам. Умений работы с природным материалом. Формирование самостоятельности и инициативности детей.
Дуновенье горячего лета. 8 часов.
Приметы лета. Явления и изменения в природе. Цветовая гамма лета.
Цветы. Садовые, декоративные. Многообразие форм красок, ароматов. Значение цветов в жизни человека.
Насекомые. Многообразие видов, форм, красок.
Ягоды – плоды. Разнообразие видов, форм, красок.
Продуктивные виды деятельности
Природный материал «Ромашка»
Объемная аппликация, бумагопластика «Дуновенье горячего ветра»
Техника монотипии «Бабочки»
Природный материал «Стрекоза»
Сенотехнология «Гусеница»
Требования к знаниям и умениям
Предполагается, что дети после прохождения первого цикла занятий «Осень» будут
Знать:
Названия осенних месяцев;
Дней недели по порядку;
Явления в природе: дождь, ветер, листопад, туман;
Изменения в природе: дни короче, длинные ночи, понижение температуры;
Готовность к зиме растений и животных;
Названия деревьев;
Названия грибов;
Названия овощей и фруктов.
Уметь:
Обращаться с природным материалом;
Размещать отдельные детали на плоскости;
Работать по словесной инструкции;
Пользоваться ножницами;
Работать по шаблону;
Выбирать цветовую гамму соответствующую сюжету.
После прохождения второго цикла занятий «Зима»
Знать:
Названия зимних месяцев;
Явлений происходящих в природе: снег, метель, мороз, иней;
Изменений происходящих в природе: спячка некоторых животных, недостаток корма для птиц, необходимость помощи им;
Названия зимующих птиц;
Названия домашних животных, их места обитания;
Значение животных для человека;
Названия диких животных, их места обитания;
Значение животных для человека;
Уметь:
Самостоятельно подобрать материал и с помощью взрослых изготовить кормушку для птиц;
Работать по инструктивным пооперационным картам;
Работать с природными материалами;
Пользоваться ножницами.
Работать с цветовыми экоквадратами
После прохождения третьего цикла занятий «Весна»
Знать:
Названия весенних месяцев;
Весенние приметы: дни длиннее, теплее, природа оживает (тает снег, ручьи, прилетают птицы, набухают почки, первые проталины, первые цветы);
Названия перелетных птиц (скворец, трясогузка, иволга, кукушка, жаворонок);
Названия первых цветов (мать и мачеха, ветреница, медуница, первоцвет);
О существовании Красной книги;
О многообразии лекарственных трав (одуванчик, полынь, крапива, подорожник, репей).
Уметь:
Пользоваться красками;
Работать с пластичными материалами (глина, пластилин);
Работать с бумагой в технике оригами;
Определять различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг);
Самостоятельно выбирать материал для изготовления природоохранной листовки.
После прохождения четвертого цикла занятий «Лето»
Знать:
Названия летних месяцев;
Явлений происходящих в природе;
Многообразие видов;
Основные цвета, дополнительные цвета;
Насекомые, кто это? Названия (стрекоза, бабочка, пчела, оса, муха);
Названия ягод, где растут, пищевую ценность, съедобные, ядовитые/
Уметь:
Работать с природным материалом;
Работать с бумагой, клеем;
Выполнять работу в технике монотипия;
Выполнять работу в технике сенотехнология;
Вносить самостоятельно дополнения, изменения, подбирать другой материал, другую цветовую гамму;
Планировать последовательность своих действий.
Ожидаемые результаты
Реализация программы ставит целью достичь следующих результатов:
Познавательной направленности:
- повышение познавательной активности;
- активизацию речевой и умственной деятельности.
Творческой направленности:
- улучшение мелкой моторики;
- способности к творческому видению;
- развитие воображения;
- умению выразить свои чувства и эмоции.
Социальной направленности:
- сокращения срока адаптации;
- достижения психо – эмоционального благополучия каждого ребенка;
- приобретение опыта природосообразного поведения.
Механизмы отслеживания результатов:
- Начальная и итоговая диагностика;
- наблюдение за соблюдением правил и логических действий при выполнении работ;
- проведение конкурсов, викторин;
- проведение выставок;
- беседы с детьми и родителями;
- коллективные практические дела.
Педагогическая диагностика
Для проведения начальной и итоговой диагностики планируется использовать:
- Динагностику осведомленности об окружающем мире;
- Диагностику «Типовое состояние»;
- Диагностику мелкой моторики рук;
- Диагностика различных умений и навыков;
- Диагностика цветоощущения «Воздушные шары»;
- Диагностика восприятия;
- Диагностика мышления, внимания.
По итогам проведенной педагогической диагностики в конце сезона определяется динамика развития каждого ребенка.
Календарно – тематический план
к программе реабилитации детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья
«У природы живые краски»
№ Тема занятия всего В том числе Дидактическое обеспечение
Предполагается что дети будут
Теор. прак экс Знать Уметь
1 Что ты знаешь о природе? Объекты природы. Живая и неживая природа. 1 Диагностическое обследование детей об окружающем мире. «Типовое состояние», «Мелкой моторики», «Различных умений и навыков» «Цвет» Объекты живой и неживой природы Определять объекты живой и неживой природы
2 Золото красок теряет природа 1 Объекты живой природы. Загадки об осени. Приметы, явления. Игра на внимание «Чего не бывает» Названия осенних месяцев. Приметы осени. Явления происходящие в природе. Правила поведения на природе. Правильно вести себя во время экскурсии. Наблюдать замечать, обобщать.
3 Гербарная закладка осенних листьев для флористических работ 1 Папка для сбора гербария Правила закладки гербария Собирать, выбирать листья, аккуратно закладывать для сушки в папку
4 Деревья 1 Дид. игра «Чьи детки, с какой ветки». Загадки о деревьях. Подвижные игры на воздухе. Многообразие видов деревьев. Названия деревьев (тополь, береза, ель, сосна, ива, пихта, рябина) Определять деревья, лисья, семена. Сопоставлять, сравнивать, обобщать.
5 Изготовление объемной флористической работы из бумаги и засушенных листьев «Листопад», 1 Образец работы, бумага, клей, кисть, краски, гербарный материал О природном явлении листопаде Работать по словесной инструкции, выбирать нужные цвета, обосновывать свой выбор
6 Грибы 1 Иллюстрации, муляжи, карточки – лото, загадки о грибах Названия съедобных и ядовитых грибов. Их значение для человека Различать съедобные и ядовитые грибы. Правильно собирать грибы.
7 Работа с глиной. «Дружная семейка» 1 Оборудованное место работы с глиной, образцы, краски, кисти, пооперационные карты Правила работы с глиной Работать по операционным картам, пользоваться кистью, определять геометрию форм (шар, цилиндр, круг)
8 Овощи и фрукты 1 Муляжи, натуральные объекты, загадки об овощах и фруктах, карточки – лото Названия овощей и фруктов, места их выращивания, значение для человека и животных Различать овощи и фрукты, называть
9 Работа по технологии Пиппера «Золото красок теряет природа» 1 Образцы, бумага, краски, ножницы Правила безопасности работы с ножницами, красками, клеем Самостоятельно сделать выбор овощей или фруктов. Подобрать соответствующие краски и раскрасить
10 Все вокруг белым-бело 1 1 Объекты природы. Загадки о зиме. Игры на воздухе. Игра на наблюдательность. Названия зимних месяцев. Приметы зимы, явления происходящие в природе. Правила поведения во время зимних экскурсий Соблюдать правила поведения во время зимних экскурсий, наблюдать, обобщать.
11 Объемное моделирование из бумаги «Снежинки» 1 Бумага, ножницы, клей Правила работы с ножницами клеем Вырезать ровные полоски бумаги, работать по словесной инструкции, соблюдать последовательность действий
12 Зимующие птицы 1 Загадки о птицах подвижные игры на воздухе Названия зимующих птиц (синица, воробей, дятел, снегирь, свиристель) Определять птиц в природе
13 Изготовление кормушек для зимующих птиц 1 Бросовый материал, бутылки, нитки, ножницы, клей Названия основных видов кормов для зимующих птиц Смастерить из бросового материала кормушку, систематически пополнять кормом
14 Животные дикие и домашние 1 1 Иллюстрации, карточки – лото, «Вышли звери на прогулку», зоолото, загадки о животных, фигурки животных Названия животных диких и домашних, их детенышей, значение животных в жизни человека. Животные нашей фауны Различать диких и домашних животных имитировать звуки издаваемые различными животными
15 Изготовление игрушки из природного материала «Барашек», «Рыбка» 1 Образец поделки, инструктивные карты. Природный материал (шишки, листья, семена растений), вспомогательный материал (пластилин, краски, клей) Правила работы с природным материалом Работать по инструктивным пооперационным картам, оценить свою работу и работу товарищей
16 Изготовление работы по технологии Пиппера «Зимние узоры» 1 Инструктивные пооперационные карты, готовые образцы работ Названия материалов для изготовления поделки Работать с кистью, клеем, природным материалом
17 Изготовление флористической работы «Зимний пейзаж» 1 Инструктивные пооперационные карты, цветовые квадраты Правила рисования пейзажа, линия горизонта, далеко, близко Работать с флористическим материалом,определять цветовую гамму
18 Сверкание лучей в ручьях 1 Загадки о весне, подвижные игры на воздухе, объекты природы Приметы весны, явления происходящие в природе Соблюдать правила поведения на весенних экскурсиях
19 Изготовление поделки По технологии Пиппера «Весенние деньки» 1 Образцы, пооперационные пособия, бумага, ножницы Основное правило техники выполнения (последовательность действий) Поэтапно выполнять действия при изготовлении поделок,
20 Здравствуйте, птицы! 1 Объекты природы, загадки о природе, игры на свежем воздухе Названия перелетных птиц(кукушка, скворец, иволга, трясогузка, журавль) Природосообразно себя вести в природной среде, определять птиц и их голоса
21 Работа с глиной «Птицы» 1 Специально оборудованное место для работы с глиной, образцы, пооперационные инструктивные карты, краски, кисти Правила работы с глиной, правила работы с инструктивными картами Работать с инструктивной пооперационной картой, различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, круг, овал)
22 Растения - первоцветы 1 Иллюстрации, карточки – лото, загадки, стихи Названия первых весенних цветов Узнавать в природе растения – первоцветы, соблюдать правила поведения в условиях природы
23 Изготовление природоохранной листовки «Берегите первоцветы» 1 Иллюстрации, образцы листовок, краски, кисти. карандаши О существовании Красной книги Самостоятельно выбрать цветок
24 Разнообразие трав 1 Живые объекты природы, загадки о лекарственных растениях, карточки – лото, подвижные игры Названия лекарственных трав (подорожник, одуванчик, крапива, полынь) Определять растение в природе
25 Цветок для мамы 1 Образец, пооперационное пособие, бумага Основное правило работы в технике оригами (последовател – ть) Работа по пооперационным пособиям и по словесной инструкции
26 Дуновенье горячего ветра 1 Живые объекты природы, загадки о лете, мяч, скакалка для игры на открытом воздухе Приметы лета, явления происходящие в природе летом Наблюдать, замечать, сравнивать, обобщать
27 Объемная аппликация «Кувшинка» 1 Образец работы, цветная бумага, ножницы, клей Понятие «круг» Работать по словесной инструкции, работать по шаблонам
28 Цветы 1 Живые объекты, загадки о цветах Названия садовых цветов имеющихся на участке 29 Поделка из природного материала «Ромашка», «Стрекоза» 1 Образцы поделок, инструктивные пооперационные карты, природный материал (семена ясеня, пластилин, листья, проволока) Правила работы с природным материалом Работать с природным материалом, работать с инструктивными пооперационными картами
30 Насекомые 1 Живые объекты, загадки о насекомых, игры Названия насекомых (бабочка, пчела, стрекоза, муха, оса) Наблюдать, различать, называть насекомых
31 «Бабочка» техника монотипия 1 Бумага, шаблоны, кисти, краски, карандаши Правила работы по технике монотипия Различать форму, размер, цвет, работать с шаблонами, пользоваться ножницами
32 Ягоды - плоды 1 Иллюстрации, карточки – лото, загадки о ягодах, игры Название ягод, плодов, их значение для жизни человека Отличать съедобные ягоды от ядовитых
33 «Гусеница» сенотехнология 1 Сухое сено, нитки, инструктивные пооперационные карты Правила работы с сухой травой Пользоваться пооперационными картами, работать сеном, нитками
34 Итоговое занятие. Выставка работ Оценить свои работы и работы товарищей

Библиография
1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]:учебник для ВУЗов/ А.А Катаева., Е.А Стребелева.- М.: «Академия», 1999. – 160 с.
2.Урадовских, Г.В. Художественное конструирование// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2 - С. 43-45.
3. Цирулик М.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй![Текст]: учебник/ М.А Цирулик., С.И Хлебникова. – М.: 2003. -87
4.Зотов В. Лесная мозаика [Текст] В. Зотов – М.: Просвещение, 1993. – 139 с.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] Ю. Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985. – 159 с.
6. Кузнецова М. А., Резникова А. С. Сказание о лекарственных растениях [Текст]/ М. А. Кузнецова, А. С. Резникова - М.: Высшая школа, 1992. – 270 с.
7. Лежнев Г. И. Зеленая анкета [Текст]/ Г. И. Лежнев – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина 2002. – 191 с.
8. Ляхов П. Р., Любарский Г. Ю. Я познаю мир. Насекомые. [Текст]/ П. Р. Ляхов, Г. Ю. Любарский – М.: АСТ, 2000. – 475 с.
9. Ляхов П. Р. Я познаю мир. Животные. [Текст] П. Р. Ляхов – М.: АСТ, 2000. – 191 с.
10. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе[Текст] О. А. Степанова – М.: Творческий центр, 2003. – 142 с.