Урок путешествие Семейство пасленовых и морские китообразные


Урок биологии в 7,8 специальном (коррекционном) классе VIII вида.
Тема: 7 класс – Урок-путешествие «Семейство паслёновых»
8 класс – Морские животные. Китообразные.
Цели: - 7 класс – Познакомить учащихся с растениями пасленовых, сформировать общее понятие о них; закрепить знания о строении, размножении, применении растений; воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы; развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.
8 класс – Раскрыть понятие «китообразные животные», учить различать китообразных и ластоногих животных; расширять знания учащихся о морских млекопитающих; развивать устную речь, мышление, память; воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: 7 класс: таблицы, карты полушарий, гербарий, картинки пасленовых растений.
8 класс: Учебник «Биология. Животные» 8 кл , доска, тетради, карточки, клей.
Мультимедийный проектор, экран, компьютер; презентация «Китообразные»; картинки с изображением ластоногих и китообразных животных; карточки со словами морж, нерпа; кит, дельфин; карточки с изображением ластоногого и китообразного животных. Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Повторение изученного на уроке.
7 класс. – раздать карточки «Вставить пропущенную культуру», дети работают.
8 класс – (на доске картинки с изображением ластоногих и китообразных животных).
Задание: 1).Определить какие животные относятся к ластоногим; подобрать название к картинкам. ( на магнитной доске)
Коллективная работа: (дети выбирают ластоногих животных, подбирают названия нерпа, морж, котик)
Учитель: По каким внешним признакам вы определили ластоногих животных.
2) Ответить на вопросы. Самостоятельная работа:
Проверка карточек. Спросить 1-го человека по вопросам, остальные проверяют свои работы.
- Что еще вы знаете об этих животных? (ответы)
Доклад «Ластоногие» - (Поляков Никита)
Проверка карточек 7-го класса.
III. Сообщение темы урока, задач.
Актуализация знаний.
7 класс. Мы продолжаем знакомиться с пасленовыми, но прежде отгадайте загадки, о каких растениях пойдет речь.
Он наливался, он толстел,
Пил влагу корешков,
Сперва желтел, потом краснел,
Он лопнуть был готов.
(помидор)
Растение с несочными крупными простыми плодами, которые применяются как пряность.
(перец)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна». (картофель)
- Все эти растения относятся к семейству пасленовых. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы выполнить наше задание.
План урока на доске.
1. Растения семейства пасленовых.
2. Строение цветка семейства пасленовых.
3. Строение плода.
4. Ядовитые растения.
5. Применение растений пасленовых.
Записали число, тему урока.
8 класс. – Картинки каких животных, расположенных на доске остались без названия. (ответы учащихся)
- Кто знает, что же это за животные?
Почему их объединили в одну группу, а так же узнаем, какое значение имеют китоообразные в жизни человека.
Записали число, тему урока.
IV. Работа с новым материалом.
8 класс – стр. 178-180, читать самостоятельно
7 класс – Чтобы выполнить задания по плану, мы отправимся в путешествие, побываем у ученых-ботаников, встретимся с руководителем экспедиции, который долго путешествовал, отправимся в гости к фармацевтам, совершим экскурсию в музей краеведения.
Ведущий. Когда юная богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому то место, которое подходило для его развития.
Путешественник: Путешественники заметили, что растения семейства пасленовых росли в Чили, Мексике, Турции, Индии, Китае. Прошло много времени, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томате, перце, баклажанах. Вначале в Европе они считались диковинными. У каждого своя судьба, своя история. Но все они постепенно заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
Учитель: Свое название семейство пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслен черный. В семействе пасленовых насчитывается около 3000 растений. Ботаники разделили их на группы.
Таблица «Группы растений» (рассмотреть)
Пищевые растения – картофель, томат, перец, баклажан.
Технические – табак, махорка
Декоративные – душистый табак, петунья
Ядовитые – белена, дурман, белладонна.
- Цветут эти все растения летом, осенью до самых заморозков. Со многими растениями вы встречались: мама готовит борщ, суп, вы собирали урожай. Чтобы убедиться, что вы хорошо их знаете, предлагаю игру.
Игра «Брейн – Ринг»
Разминка – О каком растении идет речь?
- Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели да хвалили.
(картофель)
- Родина картофеля – берега Чили, Перу. Потом его привезли в Европу. В каждой стране он назывался по-разному. Но первое картошкино имя было – папа, звали индейцы Южной Америки.
Ведущий – Будьте внимательны. Во Франции в 18 веке был страшный голод, а в королевском дворце был бал. На королеву смотрели все; в прическе у нее невиданные цветы, но их никто не знал. Крестьянин Пармантье стал караулить поля с этими невиданными цветами. Ночью крестьяне воровали с полей это растение и сажали у себя. Постепенно это растение признали полезным, а Пармантье был поставлен памятник с надписью «Благодетель человечества».
Ведущий –
- Какие цветы украшали прическу королевы? (Цветы картофеля)
- Какая была цель внедрения картофеля в Европу?
- Что лежит в Черном ящике? Внесите его.
(В ящике побег, на его поверхности почки. Самая главная особенность – запасать питательные вещества. Побег лежит в Черном ящике.)(клубень)
- Картошка.
- Вам предлагается попробовать напиток и сказать из чего он приготовлен?
(томаты)
Учитель: это овощная культура. Слово помидор пришло из французского языка, иначе «золотое яблоко». В Европу томат попал в 16 веке.
Внимание. Это растение очень известное. Более 400 лет назад оно прославило себя как военное средство. В 1532 году испанские конкистадоры
Вступили в сражение с индейцами. Индейцы на тлеющие угли жаровень сыпали порошок этого растения. Дым пошел в сторону противника. Солдаты кашляли, чихали, уних слезились глаза. Испанцы бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу.
(Перец)
Ведущий.