Урок литературного чтения. 3 класс. УМК Школа России. Тема Л.Н Толстой Лев и собачка


Чтение Тема Л. Толстой «Лев и собачка»
Педагогическая цель создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности
Тип урока Решение частных задач
Универсальные учебные действия (метапредметные) познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оцен-ке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.момент.
Постановка учебной задачи.
Изучение нового мате-
риала.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Скажет каждый
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Пёс лису учуять смог-Сразу подал голосок.Унеслась лиса в лесок-Сала дали псу кусок.
ЭПИГРАФ:
Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.
1. С царственной гривой, с гордой походкой,2. Лежит – молчит,
Осмотрит свои он владения зорко. Подойдёшь – заворчит.
Даже не думай встать на пути – Кто к хозяину идёт,
С царской особой ты не шути. (Лев.) Она знать даёт. (Собака.)

– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «быль»?
– Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.
Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.
ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
– Посмотрите, кто это? (На доске иллюстрация: лев.)
– Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
– А это кто? (На доске иллюстрация: собака.)
– Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое, родное, живое существо, друг.)
– Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
– Кто догадался, как называется эта быль? («Лев и собачка».)
Отгадывают загадки
Формулируют тему и цели урока
Первичное восприятие
текста.
– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Читает рассказ.
– Понравился рассказ?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?
– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
– Назовите главных героев были.
– Где происходит действие?
– Было ли вам кого-нибудь жалко?
Объясняют лексическое значение слов
Анализ произведения
– Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.)
– Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?
(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
– Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил.
– Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него?
В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки
и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных
– Прочитайте, как лев повел себя?
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
– Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие добрые слова.)
– Почему? (Он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная.)
Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание.)
– По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте. (Оторвал кусок мяса и поделился с ней.)
– Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)
– Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?
– Во что переросли чувства собачки и льва?
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
– Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке, в неволе, невесела и не особо богата событиями.)
– Что же произошло с собачкой?
– Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?
– Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.)
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
– Почему лев стал грызть засовы и пол?
Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)
– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
– Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, был ей предан.)
– С кем сравнивает Л. Н. Толстой самого льва и его чувства? (Изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
– Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней.)
– Какой конец в этой истории? (Печальный.)
– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…
– Кого вам сейчас жалко? Почему?
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
– Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
ПОСЛОВИЦЫ
- Какая пословица подходит к произведению?
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.4. Сила сломит всё, а ум силу.
– На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого Отвечают на вопросы
Итог урока. Рефлексия
Понравился сегодняшний урок?
– Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
– О чем этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу.)
– С каким чувством вы уходите с урока?
– Все произведения Л. Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Закончите фразы.
– Мне захотелось…
– Я задумался…
– Я понял(а)…
– Я почувствовал(а)…
– Я бы поставил(а)…
Делают выводы и обобщения.