ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-6 лет на тему: Волшебный песок



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района города Казани.
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-6 лет на тему: «Волшебный песок».
Интеграция образовательных областей: «Познание, «Физическое развитие».
Составила воспитатель:
Ханафиева Р.Ф.

2016 г.
Виды детской деятельности: Познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, музыкальная, художественная.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его особенностями, как свойства песка проявляются в повседневной деятельности людей.
Задачи:
Образовательная: Учить детей формировать вопросы, анализировать.
Развивающая: Развивать познавательные способности детей.
Воспитательная: Воспитывать умение слушать товарища, проявлять интерес к нетрадиционному рисованию.
Словарная работа: сыпучий, вязкий, податливый, тягучий, мастер-стеклодув.
Материалы к занятию:
демонстрационный – волшебная коробка, хрустальная ваза, лампочка, стеклянный прозрачный стакан, зеркало;
раздаточный – квадратный лист бумаги, кисточка для клея, баночка для клея и песка, набор геометрических фигур, интерактивная доска.
Ход занятия
1. Отгадай загадку.
Из камней он появился,
Зернами на свет родился:
Желтый, красный, белый
Или светло-серый,
То морской он, то - речной.
Отгадай кто такой? (Песок)
2. Знакомство с песком.
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о чудесных свойствах песка, с которым вы очень любите играть. Посмотрите на него и расскажите, какого он цвета?
Ответы детей: (Песок желтого цвета)
- Сыпучий ли песок?
Ответы детей: (Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку и делают вывод о том, что он хорошо сыпется).
- На что похожи песчинки?
Ответ детей: (На очень маленькие камушки.)
- Да, правильно ребята. А где можно увидеть много песка?
Ответы детей: (На берегу реки или моря).
Физминутка: «Скульпторы» - дети «лепят из мокрого песка» скульптуру. (Пантомима.)
3. Игра: «Да – нет-ка».
Цель: Воспитатель загадывает слово. Дети должны отгадать слово, задавая воспитателю наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет». Прямые вопросы типа «Это котенок? » не допускаются. Нужно подобрать признак, присущий только котенку, например: «Он мяукает? ».
(Воспитатель загадывает слово «стакан». Дети, задавая вопросы, отгадывают его).-Молодцы, отгадали! Это стакан.
Воспитатель достает из коробки стеклянный стакан. Кроме стакана ставит на стол хрустальную вазу, емкость с песком, кладет лампочку и зеркало.
- Как вы думаете, что между ними общего? (Предложения детей.)
- Все это изготовлено из песка. Вы хотите послушать, как происходит
превращение песка?
Ответы детей: (Да.)
Во время рассказа воспитателя дети выполняют игровое упражнение «Дорожка». Каждый ребенок получает комплект геометрических фигур. Воспитатель называет и показывает фигуру. Дети отыскивают ее, показывают ее и кладут на стол. Следующую названную фигуру кладут рядом с первой. Так постепенно выстраивается «дорожка».
- На специальных заводах в песок (воспитатель показывает треугольник желтого цвета и выставляет его на интерактивной доске) добавляют другие вещества и плавят в очень горячих печах (выставляет прямоугольник синего цвета). Получается прозрачная тягучая масса, послушная и податливая. Ее можно сравнить с начинкой в конфете «Карамелька» (выставляет круг белого цвета). Из нее-то мастера-стеклодувы, подобно сказочным волшебникам, выдувают, с помощью длинных трубочек, вазы, бокалы, всевозможные украшения (Выставляет квадрат зеленого цвета). Стекло изобрели в давние времена, более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. Долгое время из него делали только посуду и украшения. И лишь много веков спустя появилось оконное стекло (выставляет трапецию красного цвета).
4. Закрепление пройденного материала.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
- «Пройдите» снова по своей «дорожке», вспомните и расскажите об удивительных превращениях песка.
(Ответы двух - трех детей.)
5. Загадки о зеркале.
Часто я в него смотрю
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (Ответы детей.)
- ( На интерактивной доске открывают ширму, смотрят правильный ответ)
- Так о чем была загадка? Да, это зеркало. Оказывается, зеркало тоже делают из песка.
6. Рисование песком.
Кто-то рисует гуашью,
Кто-то карандашом,
Я предлагаю тебе, дружок,
Рисунок создать песком.
Это совсем несложно!
А все даже очень просто
И что, в общем, замечательно,
Песком рисовать увлекательно.
Рисуем песком. (Т. Леготина)
- Ребята, а вы знаете, что песком можно рисовать? Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Для этого нам нужно встать, закрыть глаза и повторять за мной волшебные слова «Крибле-крабле-бум! » (Дети закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем.)
Звучит мелодичная, волшебная музыка.
- Вот мы и волшебники. Перед нами краски-невидимки. Мы на листочках
бумаги весенние цветы. Но никто не увидит, какие цветы мы будем
рисовать. (Дети с помощью кисточки и прозрачного клея рисуют цветы.)
- А сейчас листочки с нарисованными цветочками хорошо посыпаем волшебным песочком. Стряхиваем песок в тарелочку. И о чудеса! Наш рисунок стал видимым. Вот какие чудеса могут творить наши волшебники.
7. Итог занятия.
- Много интересного вы узнали о песке. Я думаю, вам есть о чем рассказать дома родителям. Попробуйте вместе с ними нарисовать другие интересные волшебные картинки.