Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию



НОД в младшей группе
« Знакомство с домотканными половиками»Автор: Шкляева Галина Евгеньевна  воспитатель, МОУ «Дондыкарская СОШ» дошкольная группа, первая квалификационная категория.
 Образовательные области:  
         
художественное творчество (аппликация);
музыка (звучание удмуртской музыки);
чтение художественной литературы (чтение стихотворения);
коммуникация (диалог воспитатель-ребенок);
физическая культура (физминутка);
познание (рассказ воспитателя, закрепление знания о цветах: (красный, желтый, синий, зеленый) и величине (широкий-узкий, длинный- короткий)
Цель: Познакомить с домотканными половиками,  формировать элементарные представления о прошлом труде ткачихи; продолжать учить детей создавать изображения знакомых предметов (половики); создать положительную эмоциональную атмосферу.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к удмуртскому народно-прикладному искусству.
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в
коллективе.
Воспитывать у детей заботливое отношение к труду взрослых, желание эмоционально откликаться на красоту старинных предметов быта.
Воспитывать бережное отношение к вещам
Образовательные:
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине (широкий-узкий, длинный-короткий).
Учить детей отвечать на поставленные  вопросы.
Закреплять умения путем аппликации создавать знакомые предметы  (половики).
Развивающие:
Продолжать развивать связную речь.
Развивать мелкую моторику рук .
Развивать познавательную активность, внимание.
Развивающая среда,  демонстрационный материал и оборудование:
Этнографическоая комната
Домотканные половики
Клубочки ниток (красный, желтый, синий, зеленый)
Утюг, чугунок, лапти
Полоски разной ширины и цвета (на каждого ребенка по 6 полосок разной ширины, 2-х цветов)
Одна корзинка и четыре ведерка разных цветов (желтое, красное, синее, зеленое).
Кисточки, клей, прямоугольные формы бумаги по количеству детей.
Магнитофон .Предварительная работа с детьми: Экскурсия в музей, д/и: «Скажи наоборот», «Найди пару», «Собери букет».
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная ФизминуткаИгровая Игровые задания
Продуктивная деятельность (аппликация)
Познавательно - исследовательская Решение проблемных ситуаций
Коммуникативная Вопросы, беседа, обсуждение, вывод
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в этнографическую комнату. Звучит удмуртская песня
В: Приглашаю в горницу, горницу-узорницу,Долгая дорога, нужно отдохнуть.
Наша горница, горница-узорница,
Светлая, как облако боязно вздохнуть.
Половицы скрипнули, занавески вздрогнули,
На столе сосновом в самоваре чай,
Улыбнется горница, горница-узорница,
На подушке мягкой крепко засыпай.
Дети мы с вами много раз были в этой удмуртской избе и познакомились с различными старинными вещами. Эти предметы стоят на столе, но закрыты салфеткой, попробуйте угадать их на ощупь.
(Дети подходят к столу. Под салфеткой спрятаны: утюг, лапти, чугунок)В: А сейчас обратите внимание на пол. Что лежит на полу?
Д:
В: Это половики. В старину, чтобы в доме было уютно и тепло стелили на пол вот такие красивые половики. Старые вещи-рубашки, юбки, скатерти резали на ленточки и скатывали их в клубки. Когда набиралось много клубков, хозяйка ткала на ткацком станке половики. Посмотрите, у меня в корзинке много разноцветных клубочков.
(воспитатель достает клубки и дети называют цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
В: Клубочки у меня в корзине все смешались, а чтобы ткать половик надо их распределить по цветам. Вот стоят разноцветные ведерки и каждый клубок кладем в ведерко такого-же цвета
Клубочек прыгнул,
Покатился и назад не воротился.
Надо мне его поймать
И тихонько так сказать:
«Мы домой с тобой пойдем,
Место для тебя найдем:
Синий – в синее ведерко,
Желтый- в желтое ведерко,
Красный -в красное ведерко,
Зеленый- в зеленое ведерко.»
(Дети раскладывают клубки в ведерки)
В: Давайте еще раз посмотрим внимательно на половички. Половики сотканы из разноцветных полосок и это очень похоже на радугу.
(показ картинки радуги)
В: Полоски чередуются по цвету для того, чтобы половик получился нарядным и красивым. А все ли полоски одинаковые по ширине?.Д:
В: Полоски у половика широкие и узкие и они тоже чередуются. Давайте сравним полоски, которые лежат у вас на столе.
(проигрываем сюжет с двумя машинками: по широкой дорожке могут проехать две машины, а по узкой, проезжает только одна)
Физминутка:
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По радужной дорожке,
По радужной дорожке …
Устали наши ножки,
Устали наши ножки
Посидим и отдохнем
И снова мы начнем
В: А сейчас я вам предлагаю положить полоски на бумагу. Только запомните: полоски должны чередоваться по величине: широкая – узкая, широкая – узкая.
(Показ воспитателя, дети раскладывают полоски).
В: Сейчас возьмем кисточки, аккуратно макнем их в клей, помажем полоски и наклеим полоски на бумагу.
(работа детей)
В: А сейчас ваши коврики сложим в один длинный половик.
В: Скажите, как называются эти красивые изделия?
Д:
В:Давайте мы еще раз посмотрим на половики, которые лежат на полу и поиграем на них.
Как у наших у ребятКак у наших у ребятНожки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки, хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом в присядочкуПляшут дети рядышком.
Книзу – кверху, раз-два, раз-два –
Вот так пляшет детвора. 
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.