План-конспект урока по биологии полезные ископаемые: известняк, песок, глина


План-конспект урока по биологии в 6 классе
Дата проведения урока: 12.01.2017
Тема урока: Известняки, песок, глина
Цель: актуализация опорных знаний учащихся по теме «Песок и глина»,
          формирование познавательных мотивов.
Задачи:
      1) познакомить с полезными ископаемыми как песок и глина, провести простейшую   
          работу по ходу которого выявить свойства песка и глины;
     2) развивать навыки анализирования, обобщения и сравнения;
     3) воспитывать чувство любви и озабоченности к природе родного края, бережного  отношения к природным богатствам.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
           1.) Рассказать о полезных ископаемых, об их использовании в народном хозяйстве.
           2.) Рассказать об известных ископаемых.
 
                   2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о глине и песке. Работать будем по плану.
1. Название полезного ископаемого.
2. Его свойства.
3. Применение, основанное на свойствах.
4. Где и как добывается в нашем крае.
5. Охрана полезного ископаемого.
3. Работа в тетрадях.
Запись числа и темы (По ходу работы в тетрадь будут записываться основные признаки глины и песка. К концу урока в тетради должна быть такая запись:
 Глина.
1. По цвету бывает оранжевая, белая и серая.
2. Состоит из мелких частичек.
3. Она вязкая, пластичная.
4. Глина используется для изготовления кирпича, посуды, игрушек.
Песок.
1. По цвету бывает жёлтым или белым.
2. Состоит из мелких песчинок.
3. Он рыхлый.
4. Используется в строительстве  для изготовления стекла.
 5. Использование глины и песка.
Мы уже сказали, что глина и песок очень распространённые полезные ископаемые. Их много и у нас в районе - А где они могут быть использованы? - Что можно получить из них? (Ответы и рассуждения детей). Песок и глина обычно залегают неглубоко, поэтому их добывают открытым способом, в карьерах. Предварительно сверху до песка ил глины снимают почву. Песок используют в строительстве, для изготовления кирпича и стекла. Для изготовления стекла, нужен песок не обычный, жёлтый, а белый. - Так, ребята, что мы ожжем записать в тетрадь, где применяется песок. (Запись в тетрадях). Мы с вами выяснили, что у глины одна из свойств: пластичность, вязкость. Используя это свойство, глина является основным материалом для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Во многих городах из него построены прекрасные дворцы, дома. Величественные, торжественные стены Кремля. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми мы каждый день пользуемся, тоже из глины, а сверху покрыты блестящей глазурью. Изготовлённые из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожженной глины называются керамическими или керамикой. (Слово «керамика» как раз и означает «глина»). Много глины расходуется на изготовление черепицы для покрытия крыш, труб, облицовочной плитки. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, особенно свистульки, в виде фигурок людей, животных. Расписанные яркими красками, они приносят нам немалую радость.
6. Песок и глина в нашем районе. Выявлены запасы песков. Почти повсеместно в нашей республике распространены кирпичные глины. Они полностью обеспечивают действующие кирпичные заводы. В ряде районов встречаются глины, пригодные для гончарных изделий, т. е. для изготовления посуды, игрушек.
- Давайте, ребята, запишем в тетрадях, где же применяют глину.
7.Охрана полезных ископаемых.
Мы убедились, что песок и глину человек широко использует в народном хозяйстве. Но человек должен думать не только о том, как добыть и использовать их, но и о том, чтобы их брать в природе как можно дольше. Ведь залежи их в земле небезграничны. Много песка расходуется на изготовление стекла. Но в последнее время в парниках, теплицах стекло часто заменяют полиэтиленовой пленкой, часть стеклянной посуды заменяют пластмассовой. Чтобы добыть глину и песок роют карьеры, этим самым нарушают поверхность почвы. Если экономно расходовать добытые песок и глину, потребуется меньше новых карьеров и сохранится больше земель.
8. Работа по учебнику.
Чтение текста из учебника
 11. Домашнее задание. Стр. 119-127.
12. Итог урока.