Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему Сказочное дерево




Конспект
занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
на тему: «Сказочное дерево»
Воспитатель: Данченко Ж.В.
16.02.2016г.
п. Тульский
Цель: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».
Задачи в работе с детьми:
Образовательные:
- познакомить старших дошкольников с художником Поль Сеньяк и его нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;
- обучать созданию композиции «Сказочное дерево» в технике «пуантилизм» - тычком фломастером;
- учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
- учить располагать дерево по середине листа бумаги.
- закрепить знания основных цветов и их оттенков, название листьев деревьев.
Развивающие:
- развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество ;-использовать дидактических игр по сенсорному развитию: « Измени цвет»;
разрезные картинки «Листья деревьев »; «Можно – нельзя».
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.
- воспитание любви к природе, бережное отношение, интерес к занятию
Материал для занятия: ПК; экран; презентация «пуантелизм»; кисть; пуанты; платье Феи; кружки: жёлтый, красный, синий; цветные полоски ; фломастера; простые карандаши; ластик; для детей –кружки зелёного и красного цвета; разрезные картинки «Листья деревьев».
Методические приёмы: наблюдение, обучение, показ приёма изображения нетрадиционной технике «пуантелизм», наглядность –презентация, беседа, игровые приёмы, сюрпризный момент, рассматривание, пальчиковая гимнастика, индивидуальная помощь, рисование в воздухе, вопросы к детям.
Ход:
Фея Фиалка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фея Фиалка. Я пришла с вами познакомиться и узнать: как вас зовут, сколько вам лет и чем вы любите заниматься?
Дети (рассказывают о себе)
Фея Фиалка: Очень приятно с вами познакомиться! А я, ребята, люблю рисовать. У меня в руках кисточка и пуанты. Для чего они нужны?
Дети: Кисточка нужна для рисования, а пуанты, чтобы танцевать.
Фея Фиалка: Правильно. А что же общего думаете вы? Дело в том, что сегодня я познакомлю вас с новой техникой рисования – « пуантилизм». Техника « пуантилизм » напрямую связана с пуантами. А поможет нам в этом разобраться Пушкинский музей изобразительных искусств. Хотите туда попасть?
Дети: Да.
Фея Фиалка: Тогда закрывайте глаза (произносит заклинание: фести - мести не стоит на месте; кисточка хлоп-хлоп, ребята в музей прыг-скок).
(приложение к конспекту презентация «пуантелизм»)
Перед нами Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Здесь собрано множество картин разных выдающихся художников. Мы заходим внутрь, видим, какой он большой и просторный, проходим по коридору. Нас встречает портрет художника Поль Сеньяк, чьи картины мы будем смотреть. Поль Сеньяк выдающийся французский художник, который родился в 1863 году в городе Париже. Его картины знамениты, тем что они написаны новой техникой рисования того времени – «пуантилизм ». Что же это за техника и чем она отличается от обычной техники рисования, мы сейчас убедимся, посмотрев на его картины:
«Берег моря в Сен-Бриаг»;
«Весна в Провансе»;
«Гавань в Марселе»;
«Сосна в Сен - Тропе».
Все эти картины написаны в технике «пуантилизм». Давайте рассмотрим последнюю картину внимательнее:
На юге Франции в городе Сен – Тропе художник по имени Поль Сеньяк написал картину, которую назвал « Сосна. Сен - Тропе». Эта сосна стала так знаменита, что ей дали даже собственное имя « Берта». Она очень красива, растёт на возвышенности, небольшая, от её главного ствола отходит ещё 4 поменьше. Отодвинув всё вокруг, она занимает главное место в картине. Солнце освещает дерево, и оно играет различными красками. В наборе красок может быть 24 цвета. Среди них есть основные цвета. Какие основные цвета вы знаете?
Дети: Красный, синий, жёлтый….
Фея Фиалка: Да, действительно, если их смешать, то можно получить бесконечное число оттенков. Художник писал мазками и получил картину похожую на кусочки мозаики. А какие цвета вы видите на этой картине?
Дети: Фиолетовые, синие, бирюзовые, голубые ….
Фея Фиалка: На кромке дерева, куда падает свет, сосна приобретает жёлтый цвет. В тени она становится синеватой. А там куда попадает и свет, и тень оно становится сиреневым или зелёным. Квадратики – это краски разных размеров, иногда они такие маленькие, что напоминают точки. Поэтому этот стиль живописи и получил название от французского слова «пуант» - точка, пуантилизм. Туфельки танцовщицы тоже называются пуанты. Такое ощущение, что художник своей кисточкой потанцевал на картине и передал нам радость от этого солнечного, яркого дня, из сосны «Берта». А сейчас, нам пора возвращаться, закрывайте глаза (произносит заклинание: фести мести не стоит на месте; кисточка хлоп-хлоп, ребята обратно назад прыг-скок).
- Ребята, где вы были, что интересного видели, что особенно понравилось и запомнилось? Рисование – это волшебство, потому я превращаю вас в волшебников. Давайте рисовать.

Дети садятся за столы.
- Сейчас мы будем рисовать необычное дерево, как Поль Сеньяк. А музей изобразительных искусств нас будет вдохновлять. Для этого нам понадобиться простой карандаш, ластик, бумага и разного цвета фломастер. Расположите свой лист бумаги вертикально, чтобы нашему дереву было удобно расти ввысь. Рисуем вместе со мной. Сначала рисуем ствол дерева, корни которого уходят в землю. Высокий ствол на весь лист. Дерево не должно быть очень узкое иначе вам неудобно будет его раскрашивать. Затем ветки, они смотрят в небо. Пусть веток будет как можно больше, и растут ввысь. У каждого дерево будет своё, оно может быть и необычное, не похожее на настоящее. Придумайте, какое оно у вас (волшебное, говорящее, лечебно) и дайте ему имя. Нарисовали?
- Ребята, а теперь давайте отдохнём.
Пальчиковая гимнастика:
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)
Игра «Измени цвет »
У меня на столе кружки разного цвета : фиолетовый, зелёный, оранжевый.
Какие надо взять цвета, чтобы при смешивании получился…..фиолетовый, зелёный , оранжевый.
Дети: При смешивании синего и жёлтого цвета - получается зелёный цвет; жёлтого и красного – оранжевый цвет; красного и синего – фиолетовый цвет. А, вот, я и погляжу, как вы это знаете. Какие полоски надо взять, чтобы получился оранжевый ?……. Будьте внимательны.
Эта игра полезна тем, что вы узнали и увидели, какой цвет получится при смешивании разных красок. Эти знания нам помогут и в дальнейшем нашем рисовании.
- А теперь продолжим рисовать. Техника пуантилизма – это большое количество разнообразных точек, которыми мы передаём цвет и свет. Для того чтобы долго не рисовать по каждой точечки, мы с вами берём сразу 3 фломастера, похожие по оттенкам цвета (жёлтый, красный, оранжевый), снимаем колпачки, вот так, соединяем 3 фломастера и сразу же держа их в ладошке начинаем по несколько точек ставить, видите ребята. Для чего я взяла эти цвета. С этой стороны рисунка находится солнышко, соответственно оно вот так падает на моё дерево. Ещё можем добавить коричневый цвет и немного зелёный. У меня 5 фломастеров в руке. Но рисуем не в одном месте, а движемся по всему стволу, вот так, много-много у меня появляется точек. Когда вы рисуете ветки, они тоньше ствола, то фломастера можно выстроить в линеечку. Если совсем тонкие, то вы можете оставить 2 фломастера или 1, так удобно рисовать, и, конечно же, добавляйте коричневый цвет.
А теперь я с другой стороны ствола начну рисовать синими точками и жёлтыми, потому что сюда всё равно попадает солнце.
Обведите по контуру коричневым или чёрным фломастером, тогда рисунок хорошо виден.
Совмещая жёлтый, красный и оранжевый фломастер круговым движением мы нарисуем солнце. Затем, уберем красный, и солнечные лучи нарисуем так, что бы они касались дерева. Вот так. Расскажите о своём дереве.
Дети (рассказывают о своей работе).
Фея Фиалка на доске располагает рисунки.
Фея Фиалка: Какой сказочный лес у нас получился, где растут необычные деревья!
Дидактическая игра «Листья деревьев» . Ребята, у вас на столе лежат конверты . Выньте аккуратно содержимое перед собой. Это разрезные картинки , на них изображение листьев деревьев. Надо собрать картинку и назвать лист какого дерева перед вами.
Если все эти деревья растут рядом в лесу, то как одним словом можно назвать такой лес? (лиственный). А если в лесу растут : ель, пихта, сосна, кедр? (хвойный).

Дидактическая игра «Можно - нельзя»
Дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зелёную - в знак одобрения поступка, красную - осуждая его).
Можно/нельзя: ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда или муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды. Оставлять после себя мусор.
Фея Фиалка: Ребята, я очень рада была с вами познакомиться. Вы узнали о таком художнике, как Поль Сеньяк и его технике «пуантилизм». Вы нарисовали сказочное дерево, и у нас получился сказочный лес. У меня есть для вас угощение, и я хочу вас угостить (угощает конфетами). Пришла пора расставаться, мне пора возвращаться обратно в сказку. До свиданье, ребята!