Авторская программа военно-патриотического воспитания учащихся детского объединения ВПК Звезда


«Лучший план-проект и предложение по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и молодёжи»
Авторская программа военно-патриотического воспитания учащихся детского объединения
Военно-патриотического клуба «Звезда»
(2013 – 2015 гг.)
Руководитель программы:
Уклеин Вадим Васильевич, педагог-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №1» г.Мирный
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
         В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе.
            В связи с этим на базе МБОУ «СОШ №1»  создан военно-патриотический клуб «Звезда», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
        Военно-патриотический клуб «Звезда» является добровольным объединением учащихся с общими интересами, созданным для проведения совместных занятий и досуга учащихся с целью их гражданско-патриотического воспитания.             
        Цель создание условий для всестороннего развития личности, гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы.
        Обучающая:
получение новых знаний из области содержания каждого раздела программы.
   Развивающая:
Развитие навыков  самообороны, выживания в чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи;
Развитие познавательного интереса, навыков в исследовательской деятельности, касающегося периода Великой Отечественной войны;
Развитие коллективизма, навыков общения, работы в команде и других коммуникативных навыков.
Воспитательная:
воспитание гражданственности, патриотизма, гармонично развитой личности, способной принимать правильные и ответственные решения в чрезвычайных ситуациях;
воспитание уважения к культурному и историческому наследию России, повышение престижа государственной и военной службы;
подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Содержание и формы работы военно-патриотического клуба
Основная работа ВПК - это клуб, в котором объединяются учащиеся, возраст которых определён положением ВПК. В клубе объединяются учащиеся, которые имеют общие интересы в военной области знаний.
Деятельность ВПК включает в себя организационные, спортивные и учебные процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения учебно-тематических работ, апробацию и реализацию результатов выполнения в области основ военной деятельности.
Учащиеся на занятиях в клубе получают соответствующие задания для разработки исследовательского проекта. Создаются экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные, касающиеся истории военной службы, правовых основ военной службы, особенностей военной службы, основ медицинских знаний, боевых традиций Вооруженных сил России, символов воинской чести и т.д.
Учащиеся, взаимодействуя с руководителем ВПК, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности.
Проведение практических занятий предполагает наличие теоретических знаний в различных областях военных дисциплин.
Ознакомление с учебными пособиями по данной тематике, овладение практическими умениями, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
ПОЛОЖЕНИЕ
о военно-патриотическом клубе “Звезда”
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Военно-патриотический клуб “Звезда” создан при МБОУ «СОШ № 1» г. Мирного и является добровольным объединением школьников, действующих на основании Устава клуба и имеющих программу деятельности.
Военно-патриотический клуб является добровольным объединением учащихся с общими интересами, касающихся Основ военной службы.
Военно-патриотический клуб объединяет молодежь в возрасте от 10 до 18 лет, разделяющую цели и задачи клуба.
4. В своей деятельности военно-патриотический клуб руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом школы и настоящим Положением, определяющим статус клуба.
Военно-патриотический клуб строит свою работу на основе взаимодействия с Мирнинским городским казачьим обществом.
Занятия военно-патриотического клуба ведутся по плану, составленному руководителем клуба и согласованному с администрацией МБОУ «СОШ №1» г. Мирного.
Военно-патриотический клуб работает на основе Устава, который отражает цели и задачи, структуру клуба, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба.
В течение года деятельность военно-патриотического клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы.
Занятия в военно-патриотическом клубе проводятся 1 раз в неделю.
Управление военно-патриотическим клубом осуществляется руководителем клуба, назначаемым приказом директора МБОУ «СОШ №1». Методическое руководство военно-патриотическим осуществляется заместителем директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ №1».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КЛУБА
Цель военно-патриотического клуба:
Основной целью в военно-патриотическом клубе является содействие патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
воспитание молодежи в духе патриотизма и готовности к защите Родины;
предварительное изучение молодежью основ воинских специальностей;
формирования высоких нравственных качеств и активной жизненной позиции у молодежи;
культурное и интернациональное воспитание молодежи.
Для успешного выполнения своих задач военно-патриотический клуб:
ведет пропаганду службы в Вооруженных Силах Российской Федерации среди молодежи допризывного возраста;
проводит теоретические и практические занятия по подготовке молодежи к службе в армии;
сотрудничает с Мирнинском городским казачьим обществом в плане проведения дополнительных занятий;
проводит сбор информации с помощью Интернет-ресурсов об истории Российской армии, военного дела, военной техники, снаряжения и вооружения с целью повышения уровня знаний и ориентации допризывной молодежи на военные специальности;
популяризация военных знаний среди молодежи.
Для достижения цели, решения задач и осуществления своей деятельности используется следующий метод:
- объединение наиболее активных учащихся школы в военно-патриотическом клубе, который способствует развитию и выработке ответственности, самоконтроля, характера, приобретению знаний и уверенности в себе, способности к сотрудничеству, развитию лидерских качеств;
- использование разнообразных мероприятий.
Деятельность военно-патриотического клуба ведется по трем направлениям:
Историко-исследовательская деятельность;
ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Основы военной и специальной подготовки.
    
1. Историко-исследовательская деятельность.
      Изучение истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историческим материалом, который касается подвигов героев-земляков, в период Великой Отечественной войны, подрастающее поколение приобщается к их славным боевым и трудовым традициям.
        Содержание:
- изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
- изучение патриотического и героического наследия жителей родного края;
- изучение военной  и государственной символики;
- изучение истории Великой Отечественной войны с помощью интернет-ресурсов;
- изучение малоизвестных исторических событий, касающихся периода Великой Отечественной войны;
- формирование банков исторических данных периода Великой Отечественной войны.
2.   ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
          Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
        Содержание:
- основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
- изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
- передвижение по пересеченной местности;
- основы безопасного поведения;
- основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
- основы безопасности в экстремальных ситуациях;
- выживание в лесу;
- преодоление препятствий;
- силовая подготовка;
- основы рукопашного боя;
- развитие силы и ловкости.
3. Основы военной и специальной подготовки.
     Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях.
        Содержание:
- изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
- огневая подготовка;
- строевая подготовка;
- тактическая подготовка;
- топографическая подготовка;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- военно-спортивные праздники и игры, смотры;
- торжественные построения у памятных мест;
- проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Вахты Памяти», «Дня памяти павших» и др.
Планирование работы учащихся в военно-патриотическом клубе.
Эффективность деятельности юнармейцев зависит от того, насколько целесообразно планируются теоретические и практические занятия в военно-патриотическом клубе.
План теоретических и практических занятий может иметь следующую структуру:
Историко - исследовательская деятельность;
Теоретические занятия (лекции, беседы, диспуты);
Воспитательная деятельность; 
Практические занятия;
Комплексные, комбинированные формы.
Историко - исследовательская деятельность.  Исследование периода Великой Отечественной войны предполагает наличие у учащихся теоретических знаний из различных сфер основ военной службы. В первую очередь, это - задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем:
Посещение школьных и городских библиотек;
Использование Интернет-ресурсов.
Теоретические занятия.  Предполагают первоначальную подготовку учащихся по основам военной службы. Такие занятия в ВПК позволяют овладеть первоначальными основами военных знаний, которые понадобятся на практических занятиях, а также стимулируют мотивацию участия большого количества учеников в исследовательской деятельности, касающейся областей военной истории и нормативно-правовых актов регулирующих правовые основы военной службы и дальнейшие практические занятия по всем направлениям.
Воспитательная деятельность. Главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определённых связей между Отечеством и гражданами, которые затрагивают сферу знаний, убеждений и т.д.). При планировании воспитательной деятельности необходимо наметить мероприятия, направленные на воспитание следующих отношений:
Ответственность перед Отечеством;
Воспитание чувства патриотизма;
Понимание и принятие законов гражданской ответственности;
Понимание и потребность в принадлежности к Российской культуре;
Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения и т.д.
Практические занятия (работа с наглядными пособиями, тактические учения на местности, военно-спортивные игры, участие в научно-практических конференциях, защита исследовательских проектов, участие в мероприятиях военно-спортивного  и патриотического направления);
Комплексные, комбинированные формы (учебно-полевые сборы, соревнования и  туристические походы и т. д.).
 
Занятия в военно-патриотическом клубе «Звезда»
Темы Теоретические занятия Практические занятия
1 Основы гражданской обороны 4 часа 4 часа
2 Основы огневой подготовки 4 часа 4 часа
3 Основы тактической подготовки 4 часа 4 часа
4 Основы строевой подготовки 4 часа 4 часа
5 Основы физической подготовки 4 часа 4 часа
6 История военной службы 4 часа 4 часа
7 История и особенности воинских уставов, символики и традиций Российских армии 4 часа 4 часа
8 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 4 часа 4 часа
9 Историко - исследовательская деятельность 3 часа 3 часа
Всего 70 часов 35 часов 35 часов
Планирование работы ВПК «Звезда»
Месяц Тема Цель Ответственные Результаты работы
сентябрь Подготовка и проведение организационного собрания с учащимися военно-патриотического клуба Обсуждение приоритетных направлений в деятельности ВПК Руководитель ВПК Папка материалов
Октябрь Обсуждение результатов учащихся ВПК Анализ результатов участия в различных мероприятиях ВПК Руководитель ВПК Материалы результатов
Ноябрь Сотрудничество и взаимодействие ВПК с Мирнинским городским казачьим обществом. Обсуждение тематики совместных мероприятий с Мирнинским городским казачьим обществом Руководитель ВПК, преподавательский состав казачьего общества План совместных мероприятий
Декабрь Участие членов ВПК в школьных и городских олимпиадах, спартакиадах допризывной молодежи Анализ результатов участия членов ВПК в олимпиадах и спартакиадах допризывной молодежи Руководитель ВПК Материалы результатов
Январь Подготовка членов ВПК к проведению исследовательской деятельности по периоду Великой Отечественной войны Анализ готовности членов ВПК к проведению исследовательской деятельности Руководитель ВПК Материалы результатов
Февраль Подготовка членов ВПК к строевому смотру посвященному празднованию Дня защитника Отечества Анализ готовности членов ВПК  к  участию в школьном и городском Смотре Песни и Строя. Руководитель ВПК Материалы результатов
Март Подготовка членов ВПК к военно-спортивной игре «Зарница» Анализ готовности членов ВПК к участию в военно-спортивной игре Руководитель ВПК Материалы результатов
Апрель Подготовка к военно-полевым сборам допризывной молодежи Анализ готовности членов ВПК к прохождению военно-полевых сборов Руководитель ВПК Материалы результатов
Май Итоги работы за год Анализ результатов Руководитель ВПК Анализ за год
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи: 
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы военно-патриотического клуба «Звезда» по гражданско-патриотическому воспитанию.
 Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
Расширять и укреплять связи и отношения с Мирнинским городским казачьим обществом.
Создать сайт военно-патриотического клуба «Звезда».
Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы.
Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи: 
Обобщить результаты работы военно-патриотического клуба.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Условия реализации программы
     В реализации программы военно-патриотического клуба «Звезда» участвуют учащиеся школы, которые регулярно посещают клуб, руководитель клуба, во взаимодействии и сотрудничестве с Мирнинским городским казачьим обществом.
    
Механизм реализации программы:
- планирование на учебный год и каждый месяц;
- методическая разработка положений по каждому из проводимых мероприятий;
- опору на Мирнинское городское казачье общество;
- организацию обучения учащихся посещающих клуб по направлениям, с учетом их возраста;
- анализ хода реализации программы.
Ожидаемые результаты
     В результате реализации данной программы:
совершенствование работы с преподавательским составом Мирнинского городского казачьего общества;
достижение общекультурного уровня образования по истории периода Великой Отечественной войны, овладение основами исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы членами клуба;
освоение правил безопасного поведения в повседневной жизни, принципов здорового образа жизни, способов самообороны и самосохранения,  подготовка к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях;
формирование у учащихся потребности в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно-значимому проявлению человеческих способностей;
результативность участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Устав военно-патриотического клуба «Звезда»
   Члены военно-патриотического клуба «Звезда»
Военно-патриотический клуб является добровольным патриотическим объединением.
Военно-патриотический клуб объединяет подростков для совместной реализации целей и задач, предусмотренных данным Уставом.
Военно-патриотический клуб не является юридическим лицом.
1.  Учет членов военно-патриотического клуба ведет руководитель клуба.
2.  Членство в военно-патриотическом клубе может быть прекращено:
·        добровольно на основании заявления;
·        в порядке исключения из членов военно-патриотического клуба на основании нарушения дисциплины и  в случае неисполнения положений настоящего Устава.
3.  Члены военно-патриотического клуба имеют право:
·        участвовать в управлении Клубом в соответствии с настоящим Уставом;
·        принимать участие во всех мероприятиях и видах деятельности, проводимых в военно-патриотическом клубе;
·        максимально использовать возможности военно-патриотического клуба для самосовершенствования;
·        принимать участие в выработке программ развития военно-патриотического клуба и лично участвовать в их реализации;
·        сотрудничать с другими военно-патриотическими объединениями;
·        привлекать к работе в военно-патриотическом клубе учащихся, разделяющих цели и принципы деятельности клуба;
·        свободно выйти из членов военно-патриотического клуба по своему желанию;
·        на уважение своего человеческого достоинства;
·        входить в состав других организаций и объединений.
4.  Члены военно-патриотического клуба обязаны:
·        не нарушать Устав клуба;
·        вносить свой вклад в выполнения целей и задач клуба;
·        оказывать поддержку и помощь другим членам клуба;
·        добросовестно учиться;
·        вести себя в любой ситуации, таким образом, который соответствует достоинству члена клуба;
·        проявлять уважение к старшим;
·        уважать взгляды и убеждения других.
5. Члены военно-патриотического клуба не имеют права:
·        унижать достоинство других людей;
·        считать себя в привилегированном положении по сравнению с учащимися, не входящими в состав военно-патриотического клуба.
Принципы военно-патриотического клуба:
- свобода вступления и выхода из членов военно-патриотического клуба;
- равноправие всех членов военно-патриотического клуба;
- учет индивидуальных способностей каждого и общих интересов;
- открытость и доверие;
- пропаганда здорового образа жизни.
Нормативно-правовая база
Военно-патриотическое и гражданское воспитание в военно-патриотическом клубе на базе МБОУ № 1 ведется в соответствии с Государственной программой «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года № 137, распоряжением правительства РФ от 12. 05. 2009 года № 137, распоряжением правительства РФ № 194 – Р от 03. 02. 2010 года «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года», совместного приказа Министерства образования РФ и Министерства обороны РФ № 847/217 от 10. 08. 2009 года « О совершенствовании деятельности по организации военного обучения граждан РФ», приказа министерства образования РС (Якутия) № 01-08/ 781 от 12. 04. 2010 года « Об усилении работы по военно-патриотическому воспитанию школьников РС(Я)».
Военно-патриотический клуб «Звезда» создан в целях реализации:
•        Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;
Положения «О подготовке граждан Российской Федерации к военной        службе»,        утвержденные        постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441;
Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001г. №122 «О государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федераций на 2001-2005 годы»;
Используемая литература
1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
2. «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 2013.
3. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М., 2002.23. Чрезвычайные ситуации: энцикл. школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.
4. Военно – патриотическое воспитание в школе. –изд. 2 – е, испр./ авт. – сост. М.В. Видякин и др.-Волгоград: Учитель, 2006.
5.  Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М., 2005.
6. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М. И. Фалеева. — Калуга, 2001.
7. Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997.
8. Конституция Российской Федерации (действующая редакция)
9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2.
10. Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ. – М.: Военное издательство, 1994.
11. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.
12. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10 – 11 кл.: Пособие для преподавателей – организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2002.
13. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис – пресс,2006.14. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск, 2004.20. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. — М, 2000.