Статья Нам нравится это,нам интересно вместе!


Нам нравится это, нам интересно вместе
Кузьмина Л.Ф.,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №1»
г. Стерлитамак;
lara80272@mail.ru
Звонок на урок литературного чтения… Сколько радости, удивления я вижу в глазах ребят. Нет скучающих, равнодушных! Сейчас произойдет чудо! Перед детьми открывается мир литературы, происходит становление ученика как читателя. Чтобы добиться успехов, школьнику необходимо включиться в творческую деятельность, научиться учиться, стать «профессиональным учеником».
Каждый учебный предмет, в зависимости от его предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий – личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности ребенка, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторов. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по-своему. Дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло. Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах, использую на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД:
– «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений)– «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умение понимать контекстную речь)
- «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …? (умение осуществлять личностную рефлексию)– Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами)– «Если бы я был» (погружение во внутренний мир персонажа)
На уроках дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советуюсь. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия.
В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД:1)Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».2)Интеллектуальный аспект коммуникации – учет позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
3)Постановка вопросов по изучаемому произведению. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить, сформулируй вопросы, задай своим одноклассникам».
4)Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.
Дети рассуждают, строят предположения, ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других. Все это направлено на формирование регулятивных УУД:
1)Целеполагание, планирование («Какие слова в этом тексте непонятны для тебя?»; «Как узнать их значение?»; «Что мы будем делать сегодня на уроке?») Планирование осуществляется в процессе групповой работы, подготовки коллективных инсценировок и создания собственных сочинений.
2)Прогнозирование («Прочитай заголовок следующего произведения, подумай о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?»)
3)Контроль («Составь план произведения. Постарайся не упустить ничего важного»)4)Коррекция («Найди и исправь ошибки, прочитай правильно»; «Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?»)
5)Оценка («Что тебе надо было сделать?»; «Что удалось, а что не получилось?»; «Оцени свою работу»)
Ученик не должен пассивно ждать, что ему преподнесут готовые знания, а самостоятельно ставить вопросы и находить ответы. Согласно современным тенденциям на смену монологическому объяснению учебного материала пришёл диалог, обмен высказываниями и постоянное взаимодействие между учителем и учеником. На практике обучение через диалог реализовано мною через применение групповой технологии на уроках литературного чтения в 1- 4 классах. Совместная беседа учеников является эффективным средством обучения, так как:
-даёт возможность ученику выражать своё понимание темы;
-учит отстаивать свою точку зрения;
-развивает навыки ведения конструктивного диалога;
-содействует аргументированию своих идей;
-развивает речь и мышление учащихся.
Роль и значение диалога при взаимном обучении становятся видны довольно скоро, если работа проводится с использованием стратегии групповой работы. Учащиеся начинают использовать в своей речи слова и фразы других детей, то есть обогащают свой словарный запас и учатся оперировать новыми терминами. Также диалог в группе учит детей отстаивать свою точку зрения, разъяснять участникам группы свою позицию. Правда этот процесс требует чуткого внимания и руководства учителя, так как некоторые дети, имеющие неправильную точку зрения, но способные к её отстаиванию, могут сформировать у других, менее уверенных детей, неправильные знания.
Ранее традиционный урок чтения начинался со слов: расскажите, прочтите, назовите, повторите. Теперь каждый урок начинается с проблемы и обсуждения её в паре или группе. Например, чтение нового произведения начинается не с работы с текстом, а с ключевых понятий этого текста и выстраивания предположений о том, каково будет содержание произведения. Эта работа позволяет с первых минут урока активизировать каждого ученика в классе и вовлечь в деятельность. Анализ прочитанного произведения и его оценка также проходят в группе.

На обобщающих уроках литературного чтения обязательны выставки книг и творческих работ учащихся (сочинений). Детей радует и увлекает такая работа, как стихотворчество и сочинительство маленьких рассказиков. Пользуясь рифмой, ритмом сочиняют стихи. Об уровне развития ребенка, о полете его фантазии можно судить, читая детские произведения. И пусть не станут мои ученики писателями и поэтами, но они будут творческими людьми. А детское творчество неисчерпаемо. Ребята делятся впечатлениями о прочитанных книгах, обсуждают, какими качествами обладают их любимые и нелюбимые герои произведений, сами придумывают интересные вопросы и задания для одноклассников, подбирают пословицы к прочитанным произведениям, отвечают на вопросы викторины, которые составляют самостоятельно, пишут синквейны на различные темы, рисуют, с огромным удовольствием разыгрывают сказки. Я считаю, что каждый урок должен быть интересным, логичным, деятельностным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению.

Мои ученики согласны с тем, что «Чтение - лучшее учение». А ведь так сказал ещё великий поэт А. С. Пушкин. И был абсолютно прав. С помощью книг можно многому научиться и многое узнать. Люди говорят: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и должно быть основано формирование универсальных учебных действий в современной школе по любому учебному предмету. Наша совместная работа на уроках литературного чтения продолжается. Нам нравится это, нам интересно вместe!