Методическая разработка раздела военно-патриотического направления «Сердце для …» программы деятельности детского общественного объединения «Синяя птица»


МБОУ «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка раздела военно-патриотического направления «Сердце для …» программы деятельности детского общественного объединения «Синяя птица»
Разработала: старшая вожатая детского объединения «Синяя птица» Малыгина А.М.
с. Абрамово, 2014 год
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
  Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери».  Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи с этим детское объединение, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должно уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот одна из основных задач объединения.
Актуальность
 
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотическое воспитание подрастающего поколения. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества. В нашей истории можно найти немало примеров, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи. Патриотическое чувство присутствует в каждом народе. Но наш народ в силу его многотрудной исторической судьбы видит в нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности, ответственности, словом всего того, что на протяжении столетий воспринимается, как русский характер.
Патриотизм, был и остается нравственным принципом, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Воспитание патриотизма сегодня, как никогда, актуально. Это чувство, которое делает народ  и  каждого человека  ответственным  за жизнь страны. Без патриотизма нет никакой ответственности. Если ребенок не думает о своём народе, о школе, родителях,  прадедах, об их истории, традициях, передающихся из поколения в поколение, о нормах поведения, взглядах на жизнь, то,  выходит, у него нет дома, нет корней. Потому  что дом – это ответственность  и  порядок в нём. Человек без воспитания патриотизма, по существу, не имеет своей  страны. Это «человек мира», вроде как бездомный. Жить без своих корней просто невозможно. Чувство патриотизма надо воспитывать:  важно часто  заглядывать в семейный альбом, вспоминать свою родословную, знать, кто  ты  и откуда родом. Следует совершать заочную экскурсию  в  прошлое. Просто чаще  вести диалоги детей и взрослых.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своего края: о подвигах героев, достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили свой край, Отечество.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни;
- развивать системы патриотического воспитания лицеистов через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- формировать гражданской компетентности через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, учреждений дополнительного образования, системы школьного самоуправления;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность лицеистов с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Основные принципы организации воспитания:
Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислушивается к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе
задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ
Форма организации работы в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Сборы
Беседы
Сообщения
Обсуждение
Просмотр видеоматериала
Экскурсии
Практические занятия:
Конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Походы по историческим местам
Встречи с интересными людьми
Интеллектуально-познавательные игры.
Акции
Мероприятия военно-патриотической направленности:
Уроки мужества, посвященные памятным датам;
День Учителя;
День матери;
Декада старшего поколения;
Мероприятия, посвященные ВЛКСМ;
Мероприятия, посвященные Дню народного единства;
Проведение конкурсов рисунков «Я рисую мир»;
Месячник правовых знаний;
Декада инвалидов;
День Конституции РФ;
Проведение экологических акций;
Мероприятия, проведенные памяти А.П.Гайдара;
Мероприятия, посвященные году культуры;
«Зарница», «Зарничка»;
Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
Акция «Подарок ветерану»;
Акция «Память о ветеране» (уход за могилой М.П.Логинова);
Акция «Обелиск» ( уход за памятником Воину- Освободителю);
Работа отряда милосердия по оказанию помощи ветеранам и труженика тыла;
Конкурсы «А, ну-ка, мальчики», «Вперед мальчишки»;
Фотоконкурс «Моя семья»;
Фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина»;
Участие в исследовательской работе «Моя семья в истории моей страны»;
Акция «ритмы сердца»;
Встреча с участниками ВОВ и тружениками тыла.
Посещение музеев своего края.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации раздела программы ожидается:
-развитие творческих способностей;
-осознание причастности к событиям, происходящих в стране;
-формирование гордости к деяниям предыдущих поколений;
-способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
-знание и соблюдение норм правового государства;
-осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации раздела программы военно– патриотического направления должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.