Программа детского летнего отдыха, оздоровления и занятости детей


Утверждаю: Согласовано:
Директор школы Зам. директора по ВР
Морозкина Г. М. Сатпаева Э.Т.
________________ ________________
«____» август 2016 г. «____» август 2016 г.
Балаларды жазғы демалыс уақытында суықтыру және жұмыспен қамту бағдарламасы
Программа детского летнего отдыха, оздоровления и занятости детей
старшая вожатая:
Сарманова Х.Д.
Жаз – 2016 жыл
Лето - 2016 год
Пояснительная записка.
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Была разработана программа летнего отдыха  чтобы обеспечить:
1.  увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2.  организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
3.  активное участие школьников, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей – участников школьной площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками
   Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Данная программа  носит  кратковременный  характер,  рассчитана  на  10 дней  I смены.
Первый период организационный (два-три дня), второй-основной период (пять-шесть дней), третий-итоговый (два дня). Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.
   Цель программы: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной сред, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Задачи программы:
1)      добиться увеличения количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2)      организовать отдых и занятость детей «социально незащищенных категорий»;
3)      обеспечить увеличение проекта охвата учащихся группы риска организованными формами труда и отдыха;
4)      содействовать максимальной включенности участников детского оздоровительного лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; решению коммуникативных проблем воспитанников.
5)      сохранение и укрепление здоровья детей.
6)      обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем.
Базовое содержание воспитания в лагере – классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование  творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.
Воспитательные направления:
1.    Патриотическое
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
2.    Спортивно-оздоровительное  
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной  самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
3.    Духовно-нравственное
Это направление отражает в себе духовное и нравственное воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
4.    Творческое 
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их  инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления  благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
5.    Трудовое
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие трудовое воспитание, это уборка территории лагеря, уборка спортивной площадки школы, уборка мест пребывания, это работа на пришкольном участке и ра пришкольном учебно-опытном участке. 
6.    Экологическое
Это направление отражает в себе экологическое направление программы: экологический десант, шефство над родниками, огораживание муравейников, изучение лекарственных растений своего края, охрана животных занесенных в Красную книгу. 
Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра.
Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)
Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности  детского коллектива.
7.    Досуговое 
Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:
1)      принцип гуманизации – гуманное отношение к детям, учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
2)      принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности  выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
3)      принцип максимизации  ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач)
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
1)      обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
2)      организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
3)      обеспечение безопасности жизнедеятельности участников городского оздоровительного лагеря;
4)      поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
5)      развитие самостоятельности, самоуправленческих умений  воспитанников.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков  в летний период являются:
1)      физическое оздоровление школьников
2)      сохранение и укрепление эмоционально-психологического  здоровья воспитанников
3)      развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
4)      содействие социализации учеников через организацию и проведение социальных проб.
 Предполагаемые конечные результаты:
повышение двигательной активности будет способствовать укреплению здоровья и физическому развитию детей
получение знаний, умений и навыков социального общения.
создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
чувство патриотизма;
уважение к родной природе.
 Прогнозируемый результат:
1)      сохранение  количества школьников охваченных организованными формами труда и отдыха;
2)      обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
3)      увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости;
4)      сведение до минимума возможности совершения детьми  правонарушений в летний период;
5)      участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
6)      Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
 Методы диагностики:
Анкета на «входе» (стартовая)
Анкета на «выходе»
 Программа рассчитана на  детей 7-14 лет
 Срок реализации  - 10 дней I смена.
  Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей,  детей сирот, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы совместно с работниками учреждений дополнительного образования.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Цель программы: организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период Основные  задачи программы:
- проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- развитие творческих способностей, расширение кругозора;
- воспитание культуры поведения;
-изучение природы, истории и культуры РК и родного края;
-воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции;
-формирование у ребят навыков общения и толерантности;
-привитие навыков здорового образа жизни;
-создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможностей;
-создание условий для успеха, формирование позитивного отношения к жизни.
  
План работы пришкольного детского летнего лагеря на каждый день.
Дата Мероприятие Время Ответственные
01.06. День защиты детей – праздничная программа
Обед 9:00 – 11:30
11:30 – 12:00 02.06 Игра «Расскажи мне о себе »
Подвижные игры на природе
3. Обед 9:00 - 10:00
10:10 - 11.20
11:30 – 12:00 Вожатая
Саякин А.Ш., Даирбеков Д.Т.
03.06 Игры на свежем воздухе «Мой веселый звонкий мяч»
Интеллектуальные игры, веселые загадки на свежем воздухе.
Обед 9:00 - 10:00
10:10 - 11.20
11:30 – 12:00 Вожатая
Вожатая
06.06 Творческое задание «Раскрась рисунок»
Просмотр мультфильмов
Обед 9:00 - 10:00
10:05 - 11.05
11:15 – 12:00 Вожатая
Вожатая
07.06 Музыкальная игра «Угадай мелодию»
Игры на детской площадке
Обед 9:00 - 10:00
10:05 - 11.05
11:15 – 12:00 Вожатая
Вожатая
08.06 Просмотр мультфильмов
Подвижные игры на природе
Обед 9:00 - 10:00
10:05 - 11.05
11:15 – 12:00 Вожатая
Вожатая
09.06 Творческое занятие «Сказочный подводный мир»
Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
Обед
9:00 - 10:00
10:05 - 11.05
11:15 – 12:00 Вожатая
Вожатая
10.06 Викторина по сказкам «Знатоки сказок».
Внеклассное мероприятие «История моей семьи».
Обед 9:00 - 10:00
10:05 - 11.05
11:15 – 12:00 Байгожинова Г.Ж.
Вожатая
13.06 Беседа «
Экскурсия «Моя малая Родина»
Обед
9:00 - 10:00
10:05 - 11.05
11:15 – 12:00 Орынбасарова А.Б.
Вожатая
14.06 Инструктаж «Поведение на летних  каникулах»
Подведение итогов работы лагеря. «Чемпионы лагеря» - награждение грамотами
Обед 9:00 - 10:00
10:05 - 11.05
11:15 – 12:00 Вожатая
Вожатая