СПП с придаточными изъяснительными

Урок русского языка в 9 классе
Тема: « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным»
Цель урока: ЗНАТЬ, какие придаточные в сложноподчиненном предложении (далее – СПП) являются изъяснительными, какими союзами и союзными словами они присоединяются к главному предложению.
Ожидаемый результат:
1) определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным предложением, производить их синонимическую замену;
2) правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания (упр. 91, II) на доске
1. Какие предложения вам встретились в упражнении, которое было задано на дом? (СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными).
2. Что вы знаете о СПП с придаточными определительными?
3. Чем отличаются придаточные местоименно-определительные от собственно определительных придаточных?
II. Повторение. Орфографическая работа (на доске)
1. В предложении № 6 найти слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
2. В том же предложении найти слово с безударной гласной, чередующейся в корне (сгорающий гар – гор).
3. По рядам устно назвать проверочное слово:
покарать (кара) за измену – покорить (покорный) города
поласкать (ласка) собаку – полоскать (полощет) белье
тачать (обтачка) сапоги – точить (точит) карандаш
поседеть (сед) к старости – посидеть (сидя) в кресле
примерять (мерить) пальто – примерять (мир) враждующих
развевать (веять) ветром – развивать (развитие) способности
навевать (веять) печаль – навивать (навить) локоны
скрепя (скрепка) сердце – скрипеть (скрип) стулом
освещение (свет) в доме – освящение (свято) храма
разредить (редкий) посадки – разрядить (разрядка) обстановку
умалять (маленький) значение – умолять (молиться) о пощаде
сторожить (сторож) дом – быть старожилом (старый)
благословение (слово)
укротитель (кроткий).
4. Объяснить правописание гласной в корне:
озарилось улыбкой
незаметно подросла
легкое прикосновение
непромокаемый плащ
подравняться в строю
молоко с пригарью
нежный росточек
замереть от восхищения.
III. Сегодня познакомимся со словами, правописание которых нужно запомнить: где есть безударная гласная, не проверяемая ударением (учебник, стр. 56)
Результат – (конечный итог).
Эффект – (производимое впечатление).
Референдум – (всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса).
Презентация – (торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой в целях рекламы.)
Запишите эти слова в свои словарики, составьте с любым из слов предложение с придаточным изъяснительным и запишите его в тетрадь.
Прежде вспомним, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? (Вопросы косвенных падежей.)
К чему относятся? (К словам со значением мысли, речи, чувства.)
Место придаточного? (Свободное, до, после, внутри главного предложения.)
Чем прикрепляется к главному предложению? (Союзами: что, как, будто, чтобы; союзными словами: кто, что и др.; частицей ли в значении союза.)
Ученый – оптимист очень хотел, чтобы на презентации новых достижений в науке результаты его исследований произвели необходимый эффект на присутствующих в зале пессимистов.
[глагол], союз чтобы ( ).
IV. Синтаксические нормы
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Твардовский часто ласково укорял Паустовского за то, что тот неисправимый романтик.
Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни.
Благодаря прошедшим переговорам разногласия между двумя торговыми партнерами были исчерпаны
В.Г.Короленко писал в своих воспоминаниях, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Запишите правильный вариант, начертите схему этого предложения.
[глагол], что ( ).
2. Приведенную цитату Д.С.Лихачева записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев).
Вариант ответа (Д.С.Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.)
3. Работа с текстом.
(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
(3) Встретиться с ними не так уж трудно.
(4) Я могу вам дать их точный адрес.
(5) Он очень короткий: библиотека.
(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
V. Итог урока
Над какими СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных изъяснительных?
1. Вопросы.
2. К чему относятся.
3. Место придаточного.
4. Чем прикрепляются к главному.
Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.
VI. Домашнее задание
VII. Оценка работы учащихся, выставление отметок.Рефлексия .






Данные об авторе
Автор(ы): 
 Подорожная Людмила Егоровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ № 18 Белоглинский район, с.Кулешовка
Регион: 
 Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
 среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
 Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
 9 класс
Предмет(ы): 
 Русский язык
Цель урока: 
Цели урока:
Познавательные:
повторение и обобщение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
формирование навыков грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций;
формирование умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными;
составление схем СПП с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
составление СПП с разными придаточными;
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
поддерживать других и быть к ним благожелательными;
Развивающие:
развивать критическое мышление через чтение информационного текста и практических заданий;
развивать логическое мышление;
Краткое описание: 
 

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Цели урока:

Познавательные:

  • повторение и обобщение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  • формирование навыков грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций;
  • формирование умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными;
  • составление схем СПП с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
  • составление СПП с разными придаточными;

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс
Цели урока:
Познавательные:
повторение и обобщение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
формирование навыков грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций;
формирование умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными;
составление схем СПП с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
составление СПП с разными придаточными;
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
поддерживать других и быть к ним благожелательными;
Развивающие:
развивать критическое мышление через чтение информационного текста и практических заданий;
развивать логическое мышление;
Приёмы: “кластеры”, ключевые термины, “поиск”.
Ход урока
Задание 1. Орфоэпическая  разминка
Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго,  звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.
 
Задание 2. Цифровой диктант Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2. Определение не отвечает на вопрос чей? 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Местоимение себя не имеет именительного падежа? 5. Союз однако – подчинительный? 6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
 
Задание 3. Работа с таблицей
Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Расскажите об основных видах подчинения придаточных.
 
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

 
Однородное подчинение

 
Последовательное подчинение

 
Параллельное подчинение

 
Комбинированное подчинение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.  Эксперимент
Задание.  Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
 
Вариант 1. Однородное подчинение
І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.
ІІ.Запишите предложения, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?
О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.
 
1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).
 
Вариант 2. Последовательное подчинение
І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.
ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?
О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).
 
1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).
 
Вариант 3.  Параллельное подчинение
І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.
 
1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).
 
5. Исследовательская работа по группам.
                   Класс делится на 5 групп.
                   Каждая группа анализирует текст на карточке.
                   Нужно определить тип и стиль речи, определить вид предложений, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
                   (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
 
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
 - Кто это? – спросил я.
 - Коростель, его ещё дергачом зовут, - ответил Пётр Иванович
 - А какой же он с виду? – спросил я.
 - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Примерный ответ детей:
                   Перед нами отрывок из повести Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Писатель оформил речь в виде диалога. Тип речи – описание предмета, в данном случае – описание птицы. Мы можем представить, какой коростель, потому что в тексте перечислены его внешние признаки. Он рыженький, бесхвостый, ноги длинные, на цыплёнка похож. Писатель использует прилагательные с конкретным значением, сравнение ( на цыплёнка похож ), слова в переносном значении ( из пуха в перо выходит – растёт ). Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
                   СПП: На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю (с придаточным сравнения).
                   Схема: [глаг], (будто).
                   СПП: На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит. (СПП с придаточнымвремени).
                   Схема: [кр.прил], (когда).
 
Официально-деловой стиль
 
Директору управления
 Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.
докладная записка.
         Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
          Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.
 6 октября 1998 г.                       Петров. 
 
 
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
 
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его
(Л. Н. Толстой)
 
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
 
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “СПП с несколькими придаточными”.
К доске для разбора предложений идут двое учащихся, а с кластерами будут работать ещё двое учащихся. Ваша задача сделать синтаксический разбор предложений, расставить знаки препинания, а ваша показать порядок разбора предложений: простого и сложного.
Порядок разбора сложного предложения:
(По цели выск.- по интонации – по наличию грамм. основ(сложное) – по наличию союзов – ССП, СПП, БСП – состоит из ? простых)
Порядок разбора простого предложения:
(По цели выск. – по интонации – по наличию грамм. основ(простое), по наличию гл. чл. (двусост. или односост.), по наличию втор. чл., полное или неполное, чем осложнено).
Россия переживёт муки, унижения, разделения; и она, несомненно, выйдет из этих унижений. (А.Блок “Интеллигенция и революция”).
(Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП, сост. из двух простых).  1-е : двусост, распр., полное, осл.однород.дополнениями. 2-е : двусост, распр., полное, осл.вводным словом.
Передо мной Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. (А.Блок “Интеллигенция и революция”).
(Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП, состоит из двух простых).  1) главное, двусост.,, распр., неполное, не осложнено.  2) придаточное определительное, простое, двусост., распр., полное, не осложнено.
Стадия вызова.
I. На доске записаны “ключевые термины”. Опираясь на них, составьте правила о предложении: простом, ССП, СПП.
(ключевые слова: простое предложение, подчинительные союзы, сочинительные союзы, союзные слова, интонация, главное предложение, придаточное предложение).
Учащиеся составляют правила.
II. А теперь работаем в парах. Задайте по три вопроса (“толстых” и “тонких”) друг другу. Но помните правило о толерантности (ученик читает вслух), (работают в течении 2-3 мин.)
Время работы в парах прошло. Пожалуйста, задайте от каждой пары по 1 вопросу (не повторяться!).
“Толстые” и “тонкие” вопросы:
- на какой вопрос отвечают придаточные определительные? - когда в СПП между двумя простыми предложениями не ставится запятая? - как связаны простые предложения в составе сложного? - чем соединены простые предложения в составе сложного? - что такое СПП? - чем отличается однородное подчинение от параллельного? - могут ли в одном сложном предложении использоваться однородное и параллельное подчинения? - как отличить союз от союзного слова?
III. Слушаем отвечающих у доски.
1) работа с кластерами:
а) простое предложение; б) сложное предложение;
2) работа со сложными предложениями:
а) ССП; б) СПП.
IV. Разбор предложения всем классом.
Когда выехали со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и приглядывался, куда гость поедет. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП, состоит из 4-х простых, СПП с параллельным и последовательным подчинением).
Стадия осмысления.
V. А теперь, ребята, ещё раз обратите внимание, что кроме запятой в ССП ставится и точка с запятой (в 11 классе изучим постановку тире). Также и в СПП ставится точка с запятой между придаточными.
А сейчас работаем с предложениями, записанные под буквами АБВГД. (Дети читают предложения вслух).
Найдите среди них то, которое будет иметь придаточное, соединённое точкой с запятой (знаки препинания не расставлены). Помните, при каком условии ставится ; в ССП (повторить!). Разбирая каждое предложение, вы выделяете грамматическую основу, составляете схему, указываете вид придаточных и подчинения. (Кто справился, тот выходит к доске и выполняет задание)
Вам встретилось слово ПАРАДОКС. Знаете ли вы значение этого слова?
(Парадокс – 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. 2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.)
А. Это риторическое оружие, научиться владеть которым также сложно, как сложно научиться владеть фехтовальщику шпагой. Б. Но тот, кто его освоил, становится неуязвим, потому что он может и нападать и защищаться. В. Парадокс – великолепное риторическое средство, которое придаёт речи блеск, вызывающий у слушателя удовольствие, наслаждение; которое привлечет сразу внимание людей и удержит их. Г. Парадокс помогает разрушить догму, высмеять устаревшее, надоевшее пошлое. Д. И делать это он может так, что вызовет у слушателей восхищение, даже если они его противники.
(Догма – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах).
ЗАДАНИЯ.
VI. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Ключ на доске).(ответ – ВГАБД)
Подведём итог.
Сегодня на уроке мы повторили:
Порядок разбора простого предложения.
Порядок разбора сложного предложения.
Синтаксический разбор ССП.
Синтаксический разбор СПП.
Какие бывают виды придаточных в СПП.
Какие виды связи в СПП.
На уроке мы столкнулись с постановкой ; в СПП, ещё раз повторим, когда ставится ; в СПП.
Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений есть уже запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой.
Учащиеся находят и читают правило в учебнике.
Вывод: В СПП ; ставится при таких же условиях, как в ССП, т.е. если простые предложения в составе сложного распространены и внутри этих предложений есть уже запятые.
1. Какие средства связи использованы в предложениях?
морфологические: парадокс – он (исп. лич. мест. вместо слов из предшествующих предложений, но; это(союзы, союз. сл. в начале предл.); оружие – его.
синтаксические: использование семантической связи частей (может нападать и защищаться – делать это).
лексические: оправданный лексический повтор (парадокс-парадокс), контекстуальный синоним (парадокс-это риторическое оружие).
2. Укажите значение слова ДОГМА (предложение Г)(ответ -2)
Соглашение о взаимных обязательствах.
Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
Мысль, приводимая в доказательство чего-нибудь.
Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь.
Рефлексия.
А теперь обратимся к домашнему заданию, которое является подготовкой к письменному экзамену. Вы разбирали текст N 52 из сборника текстов изложений. К этому уроку должны были подготовить элемент сочинения к тексту.
Сейчас перестройте простые предложения ваших сочинений на ССП и СПП, но так, чтобы в предложениях перед придаточными были не только запятые, но и точка с запятой. При работе используйте памятку по союзам и памятку по стилистике. (Дети читают памятку).
Ученики записывают перестроенные предложения в рабочий листок учащегося.
Домашнее задание: Найти и выписать из произведений художественной литературы сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Список литературы:
Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
Русский язык: Сб. текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл. / Авт.- сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. – М.: Дрофа, 2002.
Русский язык: Учеб. – справ. пособие/ Е.А.Панова, А.А.Позднякова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. 462с. – (Справочник школьника).
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.:ВАКО, 2006. – 224с. – (В помощь школьному учителю).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Приложение 2