Конспект урока СПП с придаточными изъяснительными


Цели урока:
ЗНАТЬ, какие придаточные в сложноподчиненном предложении (далее – СПП) являются изъяснительными, какими союзами и союзными словами они присоединяются к главному предложению.
УМЕТЬ:
1) определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным предложением, производить их синонимическую замену;2) правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование:  карточки с дидактическим материалом;  компьютер; проектор; экран, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными . Приступаем к проверке.
1) Лингвистическая разминка. Подготовка к ГИА. (Слайд 6)
А4. Укажите ошибочное суждение.
1.В слове КРОВЬ - на конце [ ф]
2. В слове СЧАСТЬЕ - 2 слога.
3. В слове СЕРДЦА - [ д ] не произносится.
4. В слове МАЯК - 5 звуков..
А5. Укажите слово с чередующей гласной в корне.
1.убегала 2.показать 3.замерла 4. помирил
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
предмет комната скамейка скрипач
А6. В каком слове правописание приставки определяется ее значением - "приближение".
1. пришейте 2. привстаньте 3. приклейте 4. принесите
А6. . В каком слове правописание приставки определяется ее значением- "неполнота действия"
1.прикрыл 2. прибежали 3. привыкли 4. приходивших
В1. Замените разговорное слово стремглав нейтральным в предложении
Она стремглав неслась из зеленой глубины сада.
В2. Замените словосочетание "собачья душа" синонимичным со связью управление.
В3.Выпишите грамматическую основу предложения:
Но ее приласкали.
В7. Чем осложнено предложение:
Дубровский, объезжавший свое малое хозяйство" услышал стуки топора.
В8. Чем осложнено предложение:
Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню.
2) Орфоэпическая пятиминутка.(Приложение. Слад 7 )
Сливовый, кухонный, торты, звонишь, звонит, досуг, углубить, каталог, красивее, хозяева, средства.
3) "Магический квадрат". Проверка выполнения учащимися за компьютерами теста
по теме "Правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, существительных".(Слайд 8)
4) Анализ предложений. Задание: расставить знаки препинания , перестроить в СПП, составить схемы полученных предложений. (Приложение. Слайд 9,10)
«Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной страны.
«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной страны.
«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, в котором повествуется о воинских подвигах русичей в защиту родной страны.
5) Фронтальный опрос.
– На какие вопросы отвечает придаточное определительное?– Расскажите, как прикрепляются придаточные определительные к поясняемому слову.– На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
III. Сообщение темы и целей урока
(. Слайд 1-2)
– Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных  .
IY. Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся
(Слайд 11 )
Я попросил его, чтобы он принес книгу.
Было слышно, как в саду тихо шуршал дождь.
-На какие вопросы отвечает придаточные изъяснительные?-Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
-Давайте посмотрим, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному
предложению.
(Слайд 12 )
Меня спросили, знаю ли я его.
Он рассказал, что брат привез подарок.
Он рассказал, что ему привез брат.
- Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов.
Союзы: что, как, будто, чтобы, ли.
Союзные слова: кто, что, когда, куда, сколько .
Y. Закрепление темы.
1. Укажите СПП предложения с придаточными изъяснительными.
(Слайд 13 )
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
Я давно угадал, что мы сердцем родня. (А.Фет)
5. Этот листок, что иссох и свалился золотом вечным горит в песнопенье.(А.Фет)
2. Сравните два предложения.
Я вспомнил историю, что была мне рассказана давно.
Я пообещал ему, что обязательно зайду в гости.
3.Выполнение упражнения 117 по вариантам !в.-1,2,3 предложения 2в.-6,7,8.
ВЫВОД: (Слайд 16 )
Придаточные изъяснительные относятся к словам со значением мысли,
чувства или состояния.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Придаточные изъяснительные присоединяются к главному при помощи союзов и
союзных слов.
Придаточные изъяснительные могут стоять до, после и внутри главного предложения
Деловая игра "Корректор".(Слайд 17)
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила.
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.
4. Он спросил , что долго ли художник работал над картиной.
Проверяем. (Слайд 18)
1. Судья сказал участнику матча, что тот нарушил правила.
2. Мне дали понять , что я жду напрасно.
3. У костра отец спросил, где находится лесная избушка.
4. Он спросил , долго ли художник работал над картиной.
YI. Работа с синтаксическими синонимами.(Слайд
Задание: перестроить предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.
1. Чайковский отмечал: “Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.
(Чайковский отмечал, что вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых.)
2.Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!»
(Собака словно просила, чтобы ее не прогоняли.)
3.Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамен?»
(Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамен.)
В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонация исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.
YII. Подготовка к ГИА. Часть С.
Использование СПП с придаточными изъяснительными при цитировании.
Записать цитаты в виде СПП с придаточными изъяснительными. Сделать схемы СПП.
При написании вступления к сочинению-рассуждению можем воспользоваться СПП с придаточными изъяснительными.
Начало предложения может быть таким:
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас
вводные конструкции: По мнению…, По словам…
Например: "Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Л.В.Успенский.
Л.В.Успенский  утверждал, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Русский филолог имел в виду, что…
(в языке все взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они не употреблены
по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.)
Нельзя не согласиться с мнением русского филолога Л.В.Успенского, утверждавшего, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
ИТОГ УРОКА.
Над какими СПП мы сегодня работали?
Что вы запомнили о придаточных изъяснительных?
1. Вопросы.2. К чему относятся.3. Место придаточного.4. Чем прикрепляются к главному.
Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.
Домашнее задание: Параграф 23, упражнение119.
Рефлексия.