рабочая программа по социально-бытовой ориентировки 9 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кому адресована программа
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировки для 9г класса составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов. Создана на основе примерной программы курса «Социально-бытовая ориентировка» в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлена в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2003). Рабочая программа рассчитана на реализацию за 68часов в год, 2 часа в неделю.
2.Соответствие рабочей учебной программы государственным образовательным стандартам
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год (приказ МОиН № 1067 от 19.12.12 г.).
3.Потребитель образовательных услуг.
Рабочая программа построена на основе возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, с учетом удовлетворения запросов потребителя образовательных услуг.
Система работы в классах с образовательной программой специальной (коррекционной) VIII вида направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.
4.Отличительные особенности образовательного учреждения.
Тип учреждения - Средняя общеобразовательная школа.
Цель работы на данной ступени обучения:
создание коррекционно-развивающей среды, способствующей комплексному воздействию на развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, формированию готовности к жизненному самоопределению и включению в трудовую деятельность.
Исходя из модели выпускника основной школы необходимо в 9г классе:
Задачи предмета:
-Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
-Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
-Обогащение словарного запаса;
-Овладение знаниями и соблюдением норм здорового образа жизни;
-Овладение знаниями и соблюдением правил личной гигиены, обихода;
-Владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями;
-Владение умениями и навыками сотрудничества, погашение конфликтов;
-Умение адаптирования в социуме;
-Владение знаниями, умениями и навыками общения;
-Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
5. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» в 9г классе имеет познавательно – практическую направленность и направлен на достижение следующей цели:
-подготовка детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни.
6.Основные составляющие учебно-воспитательного процесса
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Основная форма организации образовательного процесса по социально-бытовой ориентировке в 9г классе – классно-урочная.
Образовательные технологии, применяемые на социально-бытовой ориентировке:
-традиционное обучение;
-игровые технологии;
-деятельностный подход;
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии
Типы уроков:
Урок введение новых знаний, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, урок- игра повторительно-обобщающий урок, урок-практикум
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
-опрос с помощью перфокарт;
-выборочная проверка заданий;
-взаимопроверка;
-самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
-составление рассказов
Виды деятельности учащихся на уроке:
-пересказ текста по плану;
-продолжение текста;
-конспектирование;
-ведение индивидуальных словарей.
-беседа (диалог);
-работа по карточкам

Формы контроля:
Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опросов, тестирования.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие восприятия, представлений, ощущений;
-развитие памяти;
-развитие внимания;
-Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
-развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
-умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-формирование адекватности чувств;
-формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
-коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
7.Ожидаемые образовательные результаты.
В результате изучения социально- бытовой ориентировке в 9г классе ученик должен знать:
- размеры своих одежд и обуви;
-гарантийные сроки носки;
- правила возврата товара;
-общие правила выведения пятен;
- правила стирки изделий;
-значение диетического питания;
-основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;
- о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;
- об обязанностях, связанных с заботой о детях.
-правила поведения в обществе;
-правила приема гостей;
-правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);
-требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
-правила сохранения жилищного фонда.
-службы аэровокзала;
-порядок приобретения и возврата билетов;
-правила посадки в самолет;
-правила поведения в аэропорту;
-правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.
-виды ярмарок;
-отличия ярмарки от рынка, магазина;
-цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных
-виды денежных переводов, их стоимость;
-виды связи их значимость, необходимость;
-стоимость услуг по каждому виду связи.
-способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
-меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
-правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.
-местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;
-правила пользования услугами предприятия бытового обслуживания;
-профессии работников этого предприятия.
-учреждения и отделы по трудоустройству;
-виды документов, необходимых для поступления на работу;
-правила перехода с одной работы на другую;
-перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
уметь:
-меры профилактики курения и алкоголизма.
-тренировать свою силу воли в борьбе с алкоголизмом, курением.
- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.
- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
- выводить пятна на одежде разными средствами;
-составить и меню диетического питания на день;
-приготовить национальное блюдо, составить меню праздничного стола;
-выполнить сервировку праздничного стола.
-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
-выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);
-активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
-поддерживать и укреплять семейные традиции;
-выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.
-встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;
-анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;
-подбирать детали интерьера.
-определять маршрут и выбирать транспортные средства;
-заполнить почтовый и телеграфный перевод;
-строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
-строго выполнять правила ухода за больным;
-обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;
-написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую,
-заполнить анкету;
-написать расписку, докладную записку.

Развитие компетентностей
- Коммуникативные компетенции:
- Социокультурные компетенции:
- Культуроведческая и природоведческие компетенции:
- Здоровьесберегающая компетенция:
- Учебно-познавательные компетенции:







Календарно - тематическое планирование 9 класс


Тема урока
Тип урока, вид деятельности
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения








план
факт

Одежда и обувь (6ч)

1
Стиль
Одежды.
Мода
Введение новых знаний
Стили: классический; романтический; фольклорный); авангардный; унисекс. Словарная работа: романтический, фольклорный (кантри), авангардный, унисекс. ИКТ
Знать: названия стилей.
Уметь: пользоваться журналом мод для определения стиля в одежде, поведении
Фронтальный опрос
Написать
элементы
одежды
романтичес
кого стиля

6.
09


2
Практическая работа№1
«Обновление одежды»
Комбинированный
Обновление одежды:
дополнение некоторыми
деталями; перешивание
маленьких из больших
вещей; пошив изделий для
кухни.
Словарная работа:
обновление
Знать: способы обновления одежды с помощью мелких деталей. Уметь: обновлять одежду с помощью дополнения некоторыми деталями
Ответы на вопросы. Контроль действий учащихся
Повторить запись в тетради
8.
09


3
Практическая работа№2
«Выбор
одежды,
обуви по сезону»
Практическая работа
Цвет в одежде. Аксессуары.
Назначение одежды.
Дидактическая
игра с разрезными
образцами.ИКТ
Словарная работа:
Знать: виды одежды и обуви в соответствии с назначением. Уметь: подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями
Контроль
качества
знаний
учащихся
Зарисовать
виды
одежды
13.
09


4
Практическая работа№3
«Определение размера одежды и обуви»
Комбинированный
Размер и способы его
определения (одежды, обуви,
головного убора, колгот).
Словарная работа:
размер
Знать: размеры своей одежды и обуви. Уметь:
подбирать обувь в соответствии с размером
Ответы на вопросы. Контроль действий учащихся
Повторить запись в тетради
15.
09


5
Практическая работа№4
«Составление гардероба на осень»
Практическая работа
Дидактическая
игра с разрезными
образцами. Словарная работа: гардероб

Знать: гарантийные сроки
носки одежды и обуви;
правила возврата. Уметь:
рационально выбирать
товары, учитывая их
назначение и собственные
возможности
Текущий контроль. Проверка записи
Нарисовать летнюю одежду
20.
09


6
Практическая работа №5«Выведение пятен разными способами»

Комбинированный
Постановка проблемной ситуации. Работа с печатными изданиями по теме. Запись рецептов выведения часто встречающихся пятен.
Словарная работа: пятновыводитель
Знать: средства для выведения пятен в домашних условиях;
общие правила выведения пятен, санитарно-гигиенические требования при работе со средствами выведения пятен; Уметь:
выводить пятна с одежды разными средствами;
Текущий контроль. Проверка записи
Запись рецептов выведения пятен
22.09


Семья (7ч)

7
Российская семья
Введение
новых
знаний
Функция семьи. Смена поколений. Из истории семьи. Современная российская семья. Новое в законодательстве. Словарная работа: брак, родство
Знать: основные виды семейных отношений. Уметь: рассказывать о своей семье, называть имена, отчества, фамилии, дни рождения каждого члена семьи
Фронтальный опрос. Контроль знаний учащихся
Составить рассказ о своей семье
27.09


8
Условия создания семьи
Комбинированный
Мотивы брака: экономический расчет; родительское принуждение; личный выбор супругов, любовь. Ранний брак. Свадьба. Венчание. Совместимость физическая, психологическая, социальная.
Словарная работа: венчание
Знать: условия создания семьи.
Уметь: анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку
Текущий. Ответы на вопросы после просмотра видеофильма
Составить рассказ, какой я вижу свою семью
29.09


9
Основные семейные отношения
Комплексное применение ЗУН
Правила хороших отношений в семье. Формы организации досуга и отдыха
Знать: основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье. Уметь: организовать досуг и отдых в семье
Фронтальный опрос
Придумать игры для детей разного возраста
4.
10


10
Распределение обязанностей
Комбинированный
Моральные качества супругов. Морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам). Обсуждение проблемной ситуации. Словарная работа: моральные качества
Знать: о морально- этических нормах взаимоотношений в семье. Уметь:
выполнять морально- этические нормы взаимоотношения в семье, оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи
Опрос.
Текущий
контроль
Составить свои обязанности в семье
6.
10


11
Семейные традиции
Комбинированный
Семейный досуг. Его организация с учетом интересов всех членов семьи. Праздники: Традиции в семье. Словарная работа: традиция
Знать: семейные традиции. Уметь:
активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
поддерживать и укреплять семейные традиции
Фронтальный опрос. Контроль записи
Составить рассказ о семейных традициях
11.10


12
Упражнение в планировании бюджета семьи
Комбинированный
Планирование бюджета семьи. Словарная работа: экономия
Знать: как планируется бюджет семьи. Уметь: планировать бюджет семьи
Фронтальный опрос. Контроль знаний учащихся. Рефлексия
Составить свой бюджет на неделю
13.10


13
Практическая работа№6
«Расчет бюджета семьи на месяц»
Практическая работа
Разбор задания. Словарная работа: расчет
Знать: из чего состоит бюджет семьи. Уметь: выполнять расчет бюджета семьи
Контроль действий и качества выполнения работы учащимися
Расписать обязательные платежи
18.10


Культура поведения (5ч)

14
Забота о детях
Комбинированный
Основные обязанности родителей.
Словарная работа: совершеннолетие
Знать: обязанности, связанные с заботой о детях. Уметь: выполнять обязанности, связанные с заботой о детях
Проверка
знаний
учащихся
Составить список своих обязанностей
20.10


15
Адекватность поведения в обществе
Введение
новых
знаний
Введение термина «адекватность». Работа с дидактическими иллюстрациями. Анализ проблемной ситуации. Словарная работа: адекватность
Знать: правила поведения в обществе. Уметь: анализировать поступки людей и давать им правильную оценку
Ответы на вопросы. Текущий контроль. Тестирование учащихся психологом
Повторить правила поведения в обществе
25.10


16
Правила
приема
гостей
Комплексное применение ЗУН
Правила приема гостей. Поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита. Сюжетная игра «Принимаем гостей».
Словарная работа: вежливый
Знать: правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита).
Уметь: встречать гостей, вежливо вести себя во время их приема
Ответы на вопросы. Текущий контроль
Составить список вежливых слов
27.10


17
Правила
хорошего
тона
Практическая работа
Этикет. Анкетирование. Выводы. Словарная работа: этикет
Знать: правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми. Уметь: применять правила хорошего тона на практике
Фронтальный опрос. Контроль качества знаний учащихся. Анкетирование
Составить предложения со словарным словом
8.
11


18
Взаимоотношения с соседями
Комбинированный
Правила взаимоотношений с соседями. Словарная работа: общежитие
Знать: правила хорошего тона в обращении с соседями.
Уметь: применять правила хорошего тона на практике
Ответы на вопросы. Текущий контроль
Повторить запись в тетради
10.
11


Жилище (4ч)

19
Рациональная расстановка мебели в квартире
Введение
новых
знаний
Зонирование квартиры: хозяйственная зона, общие зоны отдыха, зоны сна, занятий. Назначение комнат. Правила расстановки мебели. Запись основных правил. Работа с макетом. ИКТ.Словарная работа: площадь
Знать: правила расстановки мебели в квартире
Уметь: расставлять мебель в квартире (на макете)
Ответы на вопросы. Текущий контроль
Рассчитать площадь своей комнаты
14.11


20
Интерьер
Комбинированный
Понятие «интерьер». Знакомство с журналом «Интерьер». Цветовая гамма. Узор обоев (крупный, мелкий). Оформление окон.
Освещение основное и дополнительное. ИКТ
Словарная работа: интерьер
Знать: требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера. Уметь: подбирать детали интерьера
Опрос.
Текущий
контроль
Составить предложения со словарным словом
17.11


21
Практическая работа№7
«Расстановка мебели, подбор деталей интерьера»
Практическая работа
упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера (по индивидуальным заданиям). ИКТ. Словарная работа: рациональный
Знать: требования к расстановке мебели. Уметь:
расставлять мебель
в квартире (на макете);
подбирать детали интерьера
Итоговый опрос. Контроль действий. Взаимопроверка
Составить список мебели для гостиной
22.11


22
Сохранение жилищного фонда
Комбинированный
Жилищный фонд. Правила его сохранения. Словарная работа: жилищный фонд
Знать: правила сохранения жилищного фонда. Уметь: правильно объяснять новые термины
Фронтальный опрос
Повторить запись в тетради
24.11


Медицинская помощь(6ч)

23
Инфекционные заболевания
Введение
новых
знаний
Инфекционные заболевания, их главные симптомы. Способы распространения. Словарная работа: инфекция
Знать: способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных.
Уметь: соблюдать гигиенические требования
Фронтальный опрос
Повторить запись в тетради
29.11


24
Меры по предупреждению инфекционных заболеваний
Комбинированный
Знакомство с содержанием санитарного бюллетеня. Профилактика.
Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Словарная работа: профилактика
Знать: меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Уметь: строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания
Фронтальный опрос. Контроль записи в тетради
Составить список предметов личной гигиены
1.
12


25
Уход за больным.
Практическая работа№8 «Проведение медицинских процедур»
Практическая работа
Уход за больным. Способы смены постельного белья тяжелобольному.
Словарная работа: процедура, компресс
Знать: правила и приемы ухода за больным. Уметь: строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка), ставить горчичники
Ответы на вопросы. Рефлексия
Составить предложение со словарным словом
6.
12


26
Применение лекарства
Комбинированный
Чтение инструкции по показанию и применению лекарства. Составление графика его приема. Словарная работа: график
Знать: составление графика приема лекарства. Уметь: читать инструкции к показанию и применению лекарства
Текущий контроль. Результативность
Повторить запись в тетради
8.
12


27
Практическая работа№9
«Больной в доме»
Урок- игра
Сюжетная игра «Больной в доме». Уход за ним: измерение температуры и запись; заправка постели, организация столика у постели больного, постановка горчичников (на кукле). Словарная работа: горчичник
Знать: правила и приемы ухода за больным. Уметь: строго соблюдать личную гигиену, выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); ставить горчичники
Фронтальный опрос. Контроль действий учащихся в игре
Составить список средств личной гигиены
13.12


28
Справка и лист нетрудоспособности
Комбинированный
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности. Словарная работа: листок нетрудоспособности
Знать: условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.
Уметь: различать документы по нетрудоспособности
Текущий контроль
Повторить запись в тетради
15.12


Транспорт (4ч)

29
Авиатранспорт
Введение новых
знаний
Назначение авиатранспорта. Аэропорт. Службы аэровокзала. ИКТ
Словарная работа: аэропорт
Знать: основные маршруты самолетов;
службы аэровокзала, стоимость полета. Уметь: определять маршрут и выбирать транспортные средства
Контроль действий. Отчет о проделанной работе. Результативность
Составить список транспортных средств
20.12


30
Экскурсия в кассу аэрофлота
Экскурсия
Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.
Словарная работа: рейс
Знать: местонахождение касс Аэрофлота для покупки билета. Уметь: определить номер рейса самолета, стоимость билета
Контроль поведения учащихся на экскурсии
Составить отчет об экскурсии
22.12


31
Порядок приобретения билетов
Комбинированный
Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. ИКТ.
Словарная работа: чартер
Знать: порядок приобретения и возврата авиабилетов.
Уметь: ориентироваться в расписании
Текущий контроль
Повторить запись в тетради
27.12


32
Практическая работа№10
«Расчет стоимости проезда на отдых»
Практическая работа
Сюжетная игра «На каникулы летим самолетом». Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. с учетом дополнительных затрат проезда от аэропорта до города. Словарная работа: пункт назначения
Знать:
правила посадки в самолет, правила поведения
в аэропорту;
правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом. Уметь: выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту
Текущий контроль
Повторить запись в тетради
10.
01


Торговля(4ч)

33
Значение ярмарок
Введение
новых
знаний
Ярмарки, их значение. Типы ярмарок: международные, межрегиональные, междугородние, межрайонные, сельские. Отличия ярмарки от рынка, магазина. Словарная работа: ярмарка
Знать: отличия ярмарки от рынка, магазина. Уметь:
находить отличия ярмарки от рынка, магазина;
называть значение данных объектов для населения
Текущий контроль
Составить предложение со словарным словом
12.
01


34
Виды ярмарок
Комплексное применение ЗУН
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
Словарная работа: привоз
Знать :виды ярмарок;
цены на ярмарочные товары, их отличие от рыночных и магазинных. Уметь: самостоятельно перенести приобретенные
умения покупки товаров в магазинах, на рынке в новые условия
Проверка выполнения индивидуальных заданий учащимися
Повторить запись в тетради
17.01


35
Время и место проведения ярмарок
Комбинированный
Чтение городской прессы о времени и месте проведения ярмарок. Определение их типа и вида.
Словарная работа: пресса
Знать: время и место проведения ярмарок. Уметь: самостоятельно перенести приобретенные умения покупки товаров в новые условия (покупка на ярмарке)
Фронтальный опрос.
Повторить запись в тетради
19.01


36
Практическая работа№11
«Покупка одежды и обуви»
Урок- игра
Сюжетно-ролевая игра: покупка одежды и обуви на распродаже товаров по сниженным ценам
Словарная работа: распродажа
Знать: отдел магазина распродажи товаров по сниженным ценам. Уметь: ориентироваться в многообразии магазинов, их отделов
Фронтальный опрос. Контроль действий учащихся в игре
Повторить запись в тетради
24.01


Средства связи(5ч)

37
Виды денежных переводов
Введение
новых
знаний
Виды переводов. Их сходство и различие. Порядок отправления. Заполнение бланков. Оплата за перевод (интеграция с уроками математики). Расчет стоимости перевода (по заданию).
Словарная работа: перевод
Знать: виды денежных переводов, их стоимость. Уметь: заполнять бланки почтового и телеграфного переводов
Фронтальный опрос. Проверка качества знаний учащихся
Повторить запись в тетради
26.01


38
Экскурсия
Комбинированный. Экскурсия
Экскурсия на почту. Словарная работа: телеграфный перевод
Знать: виды денежных переводов, их стоимость. Уметь: заполнять бланки почтового и телеграфного переводов
Контроль действий учащихся на экскурсии
Составить предложение со словарным словом
31.01


39
Виды
связи
Комбинированный
Виды связи. Сравнение. Выбор вида связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей пользователя. Словарная работа: автоответчик, факс, АОН
Знать: виды связи (сотовая, компьютерная, пейджерная, радиотелефонная и т. д.), их значимость, необходимость. Уметь: называть виды связи
Фронтальный опрос
Повторить запись в тетради
2.
02


40
Современные виды связи
Комплексное применение ЗУН
Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. Стоимость услуг по каждому виду связи. Словарная работа: абонент
Знать: стоимость услуг по каждому виду связи. Уметь: пользоваться сотовой и телефонной связью
Фронтальный опрос
Составить предложение со словарным словом
7.
02


41
Практическая работа№12
«Заполнение бланков на отправление переводов»
Практическая работа
Заполнение бланков на отправление денежного, почтового и телеграфного переводов. Подсчет стоимости денежных отправлений по заданию учителя. Словарная работа: стоимость
Знать: как отправить денежный перевод. Уметь:
подсчитать стоимость денежных отправлений;
оформить квитанции по оплате телефонных
услуг
Ответы на вопросы. Самостоятельная работа
Повторить запись в тетради
9.
02


Учреждения, организации(4ч)

42
Предприятия бытового обслуживания населения
Введение
новых
знаний
Составление и заполнение таблицы предприятий бытового обслуживания нашего населенного пункта ИКТ.
Словарная работа: бытовое обслуживание
Знать:
понятия «прокат», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение;
какие виды услуг оказывает предприятие. Уметь: различать виды услуг
Текущий контроль
Повторить запись в тетради
14.02


43
Виды услуг.
Практическая работа№13
«Расчет стоимости различных услуг»
Комбинированный
Правила пользования услугами. Работа с таблицей «Прейскурант цен на услуги. Словарная работа: прейскурант
Знать:
виды услуг;
стоимость обслуживания;
правила пользования услугами.
Уметь: различать виды услуг
Ответы
на вопросы.
Текущий.
Проверка
расчетов
учащихся
Повторить запись в тетради
16.02


44
Профессии работников
Комбинированный
Профессии работников предприятия бытового обслуживания населения. Дидактическая игра «Куда можно устроиться на работу?»
Словарная работа: профессии
Знать: профессии работников предприятия бытового обслуживания населения.
Уметь: различать профессии работников бытового обслуживания
Фронтальный опрос. Проверка действий учащихся в игре
Сообщение о профессиях
21.02


45
Деятельность предприятия.
Экскурсия
Профессии работников предприятия бытового обслуживания населения.
Знать: где находятся предприятия бытового обслуживания в городе Уметь: обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания
Контроль поведения учащихся на экскурсии
Составить обращение к работникам бытового обслуживания
28.02


ТРУДОУСТРОЙСТВО(8ч)

46
Отдел кадров
Введение
новых
знаний
Отдел кадров. Функции. Комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре. Запись адреса. Порядок трудоустройства. Трудовая книжка, ее значение.
Словарная работа: трудоустройство
Знать: местонахождение учреждения и отделов по трудоустройству. Уметь: обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу
Фронтальный опрос
Повторить запись в тетради
2.
03


47
Трудоустройство.
Экскурсия
Экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы. Словарная работа: отдел кадров
Знать: местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе. Уметь: обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу
Контроль поведения учащихся на экскурсии
Повторить запись в тетради
7.
03


48
Биржа
труда

Комбинированный
Бюро по трудоустройству населения. Биржа труда, ее адрес (запись), функции, значение для выпускников. Порядок обращения по окончании школы или профессионального училища на биржу.
Словарная работа: биржа
Знать: местонахождение учреждения и отделов по трудоустройству. Уметь: обращаться в отделы учреждений с целью устройства на работу
Контроль
качества
знаний
Составить сообщениео своей будущей профессии
9.
03


49
Постоянная работа
Защита проекта
Выбор профессии в зависимости от умений и желания человека. Трудоустройство на постоянную работу. Трудовой стаж, его значение. Моя будущая профессия Словарная работа: испытательный срок, стаж
Знать: порядок оформления на постоянную работу
Иметь представление о своей будущей профессии
Фронтальный опрос. Рефлексия знаний
Повторить запись в тетради
14.03


50
Работа по контракту
Комбинированный
Оформление на работу по договору. Сравнение с постоянным местом работы для трудового стажа человека. Словарная работа: контракт
Знать: оформление на работу по договору
Ответы на вопросы
Повторить запись в тетради
16.03


51
Правила перехода на другую работу.
Практическая работа№14
«Написание заявления по образцу»
Комбинированный. Практикум
Причины перехода с одной работы на другую. Правила перехода с одной работы на другую. Словарная работа: заявление
Знать: правила перехода с одной работы на другую. Уметь: писать заявление о переходе с одной работы на другую
Взаимопроверка
Повторить запись в тетради
21.03


52
Документы для поступления на работу.
Практическая работа№15 «Составление автобиографии по образцу»

Комбинированный
Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Автобиография. Словарная работа: оформление
Знать: виды документов, необходимых для поступления на работу
Фронтальный опрос. Проверка действий учащихся
Повторить запись в тетради
23.03


53
Заявление.
Практическая работа №16 «Составление заявления»
Комплексное применение ЗУН
Заявление о поступлении на работу. Объяснение педагога (по образцу заявления). Словарная работа: заявление
Знать: виды документов, необходимых для поступления на работу. Уметь: писать заявление о принятии на работу
Контроль качества знаний учащихся
Повторить запись в тетради
4.
04


54
Анкета
Комплексное применение ЗУН
Виды анкет, их назначение. Заполнение анкеты. Словарная работа: анкета
Знать: виды документов, необходимых для поступления на работу. Уметь: заполнить анкету
Индивидуальный опрос. Анкетирование учащихся
Повторить запись в тетради
6.
04


55
Расписка.
Практическая работа №17«Составление расписки по образцу»
Комбинированный
Расписка. Правила ее составления. Необходимость составления расписки.
Словарная работа: расписка
Знать: виды документов, необходимых для поступления на работу. Уметь: писать расписку
Текущий контроль
Повторить запись в тетради
11.04


56
Докладная.
Практическая работа№18 «Составление заявки по образцу»
Комбинированный
Докладная записка, заявка. Правила их составления. Приведение примера необходимости составления докладной записки, заявки.
Словарная работа: заявка на инструменты
Знать: виды документов, необходимых для поступления на работу. Уметь: написать докладную записку, заявку
Контроль качества знаний учащихся
Повторить запись в тетради
13.04


57
Трудоустройство. Практическая работа№19
«Составление деловой бумаги по образцу»
Обобщение изученного. Урок- зачет
Составление и запись перечня основных деловых бумаг. Работа с образцами. Словарная работа: образцы документов, бланки
Знать: перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. Уметь: составить заявки на материалы, инструменты
Итоговый контроль по теме
Повторить запись в тетради
18.04


ПИТАНИЕ(11ч)

58
Диетическое питание
Введение
новых
знаний
Диетическое питание, его значение для здоровья человека. Набор продуктов, входящих в рацион диетического питания. Словарная работа: диетическое питание
Знать: значение диетического питания. Уметь: подбирать продукты для диетического питания
Ответы на вопросы
Составить предложение со словарным словом
20.04


59
Практическая работа№20
«Составление меню диетического питания»
Комбинированный. Практикум
составление меню диетического питания на день, на неделю на наборном полотне (работа в парах).
Словарная работа: меню
Знать: значение диетического питания. Уметь: приготовить 1-2 диетических блюда
Взаимопроверка записи
Запись рецептов
25.04


60
Практическая работа№21
«Составление меню на день для ребенка ясельного возраста.
Комбинированный
Питание детей ясельного возраста. Особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста. Работа с литературой. Словарная работа: ясельный
Знать: особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста. Уметь: составить меню на день для ребенка ясельного возраста
Фронтальный опрос. Контроль записи
Запись рецептов
27.04


61
Практическая работа№22 «Составление меню».
Комбинированный. Практикум
составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста. Отчет о проделанной работе. Словарная работа: ясли
Знать: особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста.
Уметь: составлять меню на день для ребенка ясельного возраста
Проверка практической работы
Запись рецептов
2.
05


62
Приготовление национальных блюд
Комбинированный
Основные особенности блюд разных народов. Запись названий и одного рецепта приготовления блюда. ИКТ. Словарная работа: национальный
Знать: названия и рецепты национальных блюд. Уметь: готовить национальное блюдо
Текущий контроль
Запись рецептов
4.
05


63
Приготовление национальных блюд
Комплексное применение ЗУН
Практическая работа с литературой. Словарная работа: пицца
Знать: названия и рецепты национальных блюд. Уметь: готовить национальное блюдо
Опрос.
Текущий
контроль
Запись рецептов
9
.05


64
Практическая работа№23
«Национальные блюда»
Практическая работа
приготовление национального блюда по записанному рецепту. Снятие пробы. Обсуждение. Уборка помещения. Словарная работа: инструменты
Знать: названия и рецепты национальных блюд. Уметь: приготовить одно национальное блюдо
Контроль
действий
учащихся.

Запись рецептов
11.05


65
Меню праздничного стола
Комбинированный
Закуска. Горячее блюдо. Десерт. Знакомые блюда для праздничного меню. Запись меню. Словарная работа: десерт
Знать: меню праздничного стола.
Уметь: составлять меню праздничного стола
Проверка записи рецептов и меню
Запись рецептов
16.05


66
Сервировка стола к празднику.
Практическая работа№24 «Складывание полотняных салфеток».
Комбинированный
Правила сервировки праздничного стола. ИКТ.
Словарная работа: праздник, сервировка
Знать: правила сервировки праздничного стола. Уметь: выполнить сервировку праздничного стола
Контроль действий учащихся
Составить предложение со словарным словом
18.05


67
Практическая работа№25 «Сервировка праздничного стола».
Практическая работа
Обсуждение меню праздничного стола по поводу окончания школы.
Сервировка праздничного стола. ИКТ. Словарная работа: сервировка
Знать: как сервировать праздничный стол. Уметь: выполнить сервировку праздничного стола
Текущий контроль
Повторить словарные слова
23.05


68
Итоговый урок
Повторительно – обобщающий урок
Итоговое повторение изученного материала
Знать: изученный материал по СБО. Уметь: заполнять анкету
Итоговый
контроль
знаний

25.05













-



15