Литературно-музыкальная композиция по окружающему миру Как не любить мне эту землю


Цель: - подвести учащихся к размышлению о том, что отношение к природе каждого из нас является мерилом человеческой ценности;
- заставить задуматься о том, что безнравственное отношение к природе ведет не только к потере здоровья, но и к моральному разрушению человека.
Задачи: - показать общие проблемы темы: «Человек и земля, человек и природа»; звучание этой темы в жизни, в литературе, в публицистике, в музыке;
- ответить на вопрос: «Воспринимает ли человечество проблему взаимоотношений человека и природы, как главную проблему современного мира?»;
- формировать у учащихся ответственность за будущее страны по принципу: я – человек, ты – человек, мы – люди;
- осветить экологические проблемы нашего региона;
- развивать чувство патриотизма, духовность;
- воспитывать умение сострадать, быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг нас.
Ведущий 1.: Земля! Какая она?
Ведущий 2.: Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Ведущий 1.: Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега, туманы.
Ведущий 2.: Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Ведущий 1.: Человека земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов.
(На сцене сидит дедушка, появляется внучка и поет песню)
Как не любить мне эту землю,
Где мне дано свой век прожить:
И эту синь, и эту зелень,
И тропку тайную во ржи!
Мне хорошо в твоих раздольях,
Моя любовь, моя земля.
Крестьянка русская в ладонях
Весною нянчила тебя.
Ведущий 1. Сегодня мы, люди, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем дне, о наших делах, заботах, радостях, надеждах, проблемах.На фоне нарастающей музыки звучат слова:
Ведущий 2. Океан седой гремит набатноОн таит обиду в глубинеЧерные раскачивая пятнаНа крутой, разгневанной волне
Ведущий 1. Стали люди сильными, как боги,И судьба Земли у них в руках,Но темнеют страшные ожоги, У земного шара на боках.
Ведущий 2.Мы давно освоили планету Широко шагает этот векНа Земле уж белых пятен нетуЧерные сотрешь ли, человек?
Во время чтения музыка постепенно затихает.
Внучка: Скажи-ка, деда, без сорказаКак человек с природой связан?
И почему твердят во все концы:
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды?
Дед:
Когда-то в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски.
И было все, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
Едва струился ручеек,
И лес поить уже не мог,
Засохли клены, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он все поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через
В ней сделал дырку ручеек.
Строитель дырку залатал,
А ручеек опять прорвал.
Ах как помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Все сделают толково…
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
(выстрел)
Внучка: Ахнул выстрелом воздух, небо в воду упало, Белый лебедь тревожно закружился над талом. Так зачем же спешил он сквозь последнюю вьюгу, Коль безжалостно люди застрелили подругу?
Дед: Рыбья мечется стая в безысходной тревоге, Кто-то сети расставил, ей закрыта дорога. Серебро каменеет в холодеющих спинах, Боль застыла немая, раскричаться не в силах.
Дед: А как-то, мой дружок,
Изобретен был порошок
От вредных насекомых,
Давно нам всем знакомых.
Но вот прошел какой-то срок,
И этот самый порошок
Был обнаружен в молоке
Коров, пасущихся в траве.
Да в молоке коровьем,
А он вредит здоровью.
Тут удивляться нечему,
Тот час видна причина,
Но порошок нашли к тому ж
В печенке у пингвина.
Внучка: Во льдах не сеяли поля
Там не возделана земля,
Там нету паразитов.
Где ж тайна тут зарыта?
Дед: Так вот, проклятый порошок
С полей смывает ручеек
И далее по плану плывет он к океану,
Далекий и опасный путь.
Его продумать не забудь.
Ведущий: Самым мощным разрушительным фактором из всех видов воздействия человека на окружающую среду всегда была война.
Дед: Я помню, ранило березу Осколком бомбы на заре. Студеный сок бежал, как слезы,По изувеченной коре. Ведущий: За лесом пушки грохотали, Клубился дым пороховой. Но мы столицу отстояли, Спасли березу под Москвой. Дед: И рано-раненько весною Береза белая опять Оделась новою листвою И стала землю украшать. И стой поры на все угрозы Мы неизменно говорим: Родную русскую березу В обиду больше не дадим.
Как не любить мне эту пашню,
Что битва кровью обожгла,
Как мне забыть за правду павшихКрестьян из нашего села!
Внучка: Как многозначно слово "мир".И небеса с их чудесами, И все, что есть под небесами,Мы называем словом "мир".
Ведущий 1:
Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Все, что изложено в главе,
Мы подытожим вкратце.
Ведущий 2:
Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам:
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Дед: Земля вкруг солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А «стол» наш тем и держится,
То мы «едим» друг друга.
Внучка: Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Там, где лес, любимый свежий ветер,
Эту радость мы с тобой разделим (2 раза)
Береги ты все живое рядом,
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети,
Должен быть порядок на планете (2 раза)
Пусть вода всегда в реке струится,
Путь всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. (2 раза)