Урок русского языка в 5 классе Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.

Схема конспекта урока
Предмет русский язык Класс 5
Тема урока Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.
Цель урока - создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося, способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций обучающихся.
Задачи
образовательные
- расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,
- формировать информационную компетенцию через работу с текстом,
- формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,
- различать звук и букву,
- пользоваться алфавитом в практических целях;
развивающие
- развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,
- развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,
- развивать рефлексивные умения через анализ результатов,
- развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;
воспитательные
- воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование
мультимедийный проектор,
экран,
персональный компьютер,
доска,
дидактический раздаточный материал,
словари.

№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа
Оценка эксперта

1
Организационный момент
Цели учителя
- создать благоприятную психологическую атмосферу урока,
- включить всех обучающихся в работу,
- создать условия для мотивации обучающихся.
Цели обучающихся
- настроиться на работу, включиться в деятельность,
- установить контакт, успокоиться,
- внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.
Методы деятельности
- беседа,
- психофизические упражнения.
Формы организации
- фронтальная,
- индивидуальная
- Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачной работы. Настройтесь, успокойтесь.
Пусть будет утро это добрым, Пусть будет лучшим на земле, Пусть будет самым беззаботным, Пусть дарит радость лишь тебе! Спеши к открытиям и знаньям, Спеши скорей дела начать, А в миг сей поделись улыбкой Всем вместе легче начинать!





2
Актуализация опорных знаний
Цели учителя
- определить степень знаний обучающихся и готовность к усвоению нового материала,
- скорректировать знания обучающих-
ся,
- спрогнозировать зону ближайшего развития для каждого ученика.
Цели обучающихся
- выявить свои затруднения и ликвидировать пробелы через восприятие информации от субъектов процесса,
- подготовиться к восприятию нового знания.
Методы
деятельности
- беседа,
- орфографическая разминка,


Формы организации
- фронтальная,
- парная,
- индивидуальная
С чего начинается большинство наших с вами уроков?
- Мы часто начинам наши уроки с орфографической разминки, словарного диктанта.
- Как вы думаете, почему?
- Только грамотное письмо мы можем понять без труда. Правильно оформленные работы говорят об уважении к читателю.
- Не будем отступать от правила. Приступим: запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы.
Обратите внимание на доску: перед вами на слайде слова. Сформулируйте задание для одноклассников, поставьте цели. Знание какой орфограммы вам потребуется?
- Записать слова, вставив пропущенные буквы, учитывая изученную орфограмму «Парные согласные по звонкости-глухости». Объяснить свой выбор, произведя устную проверку.

Запа
Обе
Юка
Варека
Площаь
Скака
Гардеро

Бага
Моро
Роь
Молодёь
Обра
Сою
Лошака


- Обменяйтесь с товарищем тетрадями, произведите проверку, оцените работу в соответствии со следующими критериями. (Запись на стенде «5» - без ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 ошибок и более)
Проверка успешности выполнения работы. Словесная оценка обучающихся.
- Ребята, поэт Булат Окуджава в одном из своих стихотворений написал:
Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...
Ребята, учитывая правила русской орфографии, можно ли согласиться с ним?
- Нет. Мы слышим звуки, а пишем буквы.
- Молодцы. Начертание букв и их соотношение со звуками речи изучает раздел науки о языке, который называется графика.
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и его цели.
- Графика.
- Знать, что изучает графика, обозначение звуков на письме и их соотношение с буквами.
- Правильно писать буквы.
- Графика тесно связана с алфавитом, поэтому предлагаю такую тему урока «Графика. Алфавит» и добавляю ещё одну цель урока – знать алфавит и правильно произносить его буквы.
Ребята, вам предстоит оценить свою работу на уроке по следующим категориям, поэтому будьте внимательны и старательны.
Запись темы урока в тетради.
Как появились буквы и их графическое обозначение? Об этом вы узнаете, предварительно поработав в группах.


3
Объяснение
нового материала
Цели учителя
- формировать способности обучающихся к самостоятельному построению знаний,
- расширить понятийную базу по предмету,
- скорректировать изученные способы действия,
- формирование способностей к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.
Цели обучающихся
- сформировать способности к самостоятельному построению знаний,
- расширить понятийную базу по предмету,
- скорректировать изученные способы действия,
- сформировать способности к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.

Методы деятельности
- рассказ учителя,
- сообщение обучающихся,
- наблюдение,
- использование проблемных ситуаций,
- взаимоконтроль,
- представление результатов работы
Формы организации
- групповая,
- индивидуальная,
- фронтальная
Работа в группах.


Узнай и расскажи

1 группа
2 группа
3 группа

с. 198-199
№ 274
с.200
с. 202

Используется ли пикто-графия в современном языке? Вспомните некоторые указатели на улицах города.
(Показать знак пешеходного перехода)
Именно греки придумали обозначение
для гласных звуков
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском ал-фавите?
- Сколько в алфавите гласных букв?
- Сколько
согласных?
- Чего больше – букв или звуков в русском языке?
Рассмотрите старинную русскую азбуку на с.201. Прочитайте название каждой буквы и сравните её с современ-ной. Чем они отлича-ются? Какие буквы не сохранились до наших дней?
- Что нового вы узнали?


Звуки «одели в форму» - изобрели буквы, создали алфавит. А зачем он нужен?
- Алфавит нужно знать очень хорошо, так как в алфавитном порядке расположены слова в словарях, названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечном каталоге.
- По алфавиту пишутся фамилии учеников в классном журнале, друзей и знакомых в записной книжке. Хорошее знание алфавита помогает нам в поисках информации.
Как произносятся буквы русского алфавита? Произнесём их все вместе.
А
а
К
ка
Х
ха

Б
бэ
Л
эль
Ц
цэ

В
вэ
М
эм
Ч
че

Г
гэ
Н
эн
Ш
ша

Д
дэ
О
о
Щ
ща

Е
е
П
пэ
Ь
мягкий знак

Ё
ё
Р
эр
Ы
ы

Ж
жэ
С
эс
Ъ
твёрдый знак

З
зэ
Т
тэ
Э
э

И
и
У
у
Ю
ю

Й
и краткое
Ф
эф
Я
я


Физкультурная пауза.
Попробуем составить список вашего класса. Для этого предлагаю вам встать с места, расположив фамилии в алфавитном порядке.



4
Закрепление
нового материала
Цели учителя
- формировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,
- формировать у обучающихся способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,
- скорректировать изученные способы действия.
Цели обучающихся
- сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,
- сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,
- скорректировать изученные способы действия.
Методы деятельности
- самоконтроль,
- наблюдение,
- рефлексия,
- практическая работа,
- тест.
Формы организации
- индивидуальная,
- фронтальная,
- парная.
№ 1. Поиграем?! Заполним таблицу, опираясь на правила известной вам игры «в города». Ведущий в течение 10 секунд называет в соответствии с нормами произношения буквы. Буква, на произношении которой произойдёт ошибка или закончится время, станет начальной для нашей работы.
буква
произношение
имя существительное
имя прилагательное
глагол








№ 2. Расположите в алфавитном порядке названия улиц, на которых проживаете вы и ваши одноклассники. Кто желает поработать на доске?
Выполнение задания.


Настала пора проверить качество усвоения вами материала. Выполните, пожалуйста, предложенный вам тест.

В какой строчке нарушен алфавитный порядок расположения букв?
Г Д Ж З Е Ё
С Т У Ф Х Ц
К Л М Н О П
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь
Найдите неверное утверждение.
Алфавит – расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке.
В русском алфавите 36 букв.
Звукопись – одно из выразительных средств языка.
Графика изучает способы обозначения звуков на письме.
Какая буква названа неверно?
П – пэ 2) Ф – фэ 3) Щ – ща 4) Т - тэ
Написание какого слова не расходится с произношением?
коробка 2) пастбище 3) успех 4) сделать
В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин
Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин
Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров
Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин
Проверка. Разбор допущенных ошибок.
Номер задания
1
2
3
4
5

Верный ответ
1
2
2
3
4





.5
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цели учителя
- формировать у учащихся способность к самостоятельному осуществлению контрольной функции,
- формировать у учащихся, способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии.
Цели обучающихся
- сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,
- сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции.
Методы деятельности
- рефлексия,
- контроль.
Формы организации
- фронтальная,
- индивидуальная.
Давайте подведём итоги урока.
- Удалось ли реализовать цели и задачи, поставленными нами в начале урока? (Сравниваем с тем, что записано на рабочем стенде).
- Ребята, в жизни вам потребуются знания, полученные на уроке?
- Что называется алфавитом?
- Почему важно знать алфавит?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- Сколько согласных букв в русском языке?
- Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите.
- Чем отличаются ъ и ь от остальных букв?
Ребята, кто сегодня, по вашему мнению, ещё достоин оценки? Обоснуйте своё решение.

Домашнее задание.
& & 50,51

Кто больше? Кто правильнее?
Запишите названия птиц (цветов) в алфавитном порядке.

или
№ 280 с.202

Нарисовать букву, вензель, инициалы (по желанию).

Рефлексия «Пьедестал».
Ребята, предлагаю вам теперь оценить свои знания по материалу сегодняшнего урока.
Расположите свой смайлик на той ступени пьедестала, которая соответствует уровню ваших знаний.
Словесная оценка общих результатов работы.

Спасибо всем за работу, до свидания.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Самоанализ урока.
Урок по теме «Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита» является первым в разделе «Графика. Орфография».
Перед детским коллективом учащимися и мною были поставлены следующие задачи:
образовательные
- расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,
- формировать информационную компетенцию через работу с текстом,
- формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,
- различать звук и букву,
- пользоваться алфавитом в практических целях;
развивающие
- развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,
- развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,
- развивать рефлексивные умения через анализ результатов,
- развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;
воспитательные
- воспитывать бережное отношение к родному языку.
Стихотворение, прочитанное в начале урока, позитивно настроило учащихся на восприятие учебного материала.
Для введения в тему был использован комбинированный вид опроса, включающий и индивидуальный, и фронтальный.
Кратковременность организационного момента быстро подготовила класс к восприятию учебного материала, убедила учащихся в актуальности темы занятия.
Сложность информации урока соразмерна с возрастными особенностями пятиклассников и соответствует программе.
Учебные возможности класса требуют дифференцированного подхода в изучении нового материала.
В классе 18 учащихся: 10 мальчиков и 8 девочек. Ребята обучаются с шестилетнего возраста. Семьи, в основном, полные.
Обладают большим объёмом памяти 4 человека, средним – 5, низким – 9. Темп письма высокий у 8 человек, средний – у 7, низкий – у 3.
Лучше развита зрительная память, поэтому на уроке использовалась следующая наглядность: мультимедийная презентация, были использованы иллюстрации учебника, раздаточные материалы.
20 % учащихся наделены художественными способностями. Их развитию способствовало дифференцированное домашнее задание.
Пятиклассники – учащиеся, имеющие кинестетический канал восприятия. Чтобы лучше осознать новый материал, им необходимо что-то делать, мастерить, поэтому была использована игра , потребовавшая опоры не только на ранее изученные знания, но и на новые.
Этот вид работы был использован и потому, что учащиеся имеют разную организацию головного мозга, а ребята с левополушарной и равнополушарной организацией предпочитают письменную работу.
Учитывая особенности класса, мною был выбран интерактивный урок (по Д.Колбу), включающий этапы мотивации, закрепления полученного опыта, изучения нового материала, оценивания и рефлексии.
Говоря об организации учебного процесса, хочется отметить следующее. Класс и оборудование к уроку были готовы. Стимулирующее введение /создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся/ способствовали самостоятельному определению ребятами темы урока.
Изучение нового материала имело несколько этапов, перед каждым из них давалась установка на выполнение заданий. Каждый этап имел завершённость и взаимосвязь как с предыдущим, так и с последующим. Итог урока был подведён благодаря рациональному использованию времени урока.
Оценивая дидактическую и методическую деятельность, можно сказать, что при изучении нового материала использовалась наглядность. Это побуждало учебную активность учащихся. В ходе всего урока развивались умения делать выводы, анализировать, сравнивать. Постоянно проходило воспроизведение изучаемого материала (шло восприятие визуальное, слуховое, кинестетическое). На уроке звучали монологические ответы учащихся разного качества, так как ребята имеют разный уровень развития.
Анализируя урок, хочется подчеркнуть сочетание словесных, наглядных и практических способов деятельности.
Методы обучения и способы управления деятельностью, выбранные мною, подчинены целям и задачам и соответствуют уровню обученности учащихся. Использовалась разнообразная учебная деятельность: индивидуальная, парная, групповая.
Для снятия статического напряжения и усталости глаз использовались физкультурная минутка и смена видов деятельности.
Во время подведения итогов была оценена деятельность ___ учащихся и класса в целом, дана чёткая инструкция по выполнению домашнего задания, которое было записано и на доске, и в дневниках. Задание дифференцировано. Перегрузку не вызовет.
Рефлексия показала, что задачи урока были решены.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему, его цели достигнуты:
- урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению;
- темп и ритм урока были оптимальными, действия учеников и учителя завершённые;
- между учителем и учениками был контакт;
- доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения;
- соблюдался единый орфографический режим;
- обеспечено активное учение каждого школьника.