Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа
с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»


Программа
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей



Автор программы: учитель начальных классов
Савина А.П., начальник лагеря




















Девиз лагеря:

В Лукоморье своём очень весело живём:
и танцуем, и рисуем, и играем и поём!










Девиз программы:

«В детском оздоровительном лагере главное не система дел,
не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение
к делу, к друзьям по группе, ко взрослым людям».


13 июня 2014 года Владимир Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году. В Год литературы планируются масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь - 2015", проекты "Книги в больницы" и "Лето с книгой", пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России". В рамках масштабных мероприятий школа так же решила поддержать проект «Лето с книгой» и разработать программу лагеря литературной направленности в целях организации досуга детей летом, а также  стимулирования чтения детей, расширения их читательского кругозора и развития литературно-творческих способностей.
В наши дни, когда противоречия и проблемы детей и взрослых, казалось бы, не имеют разрешения, когда все испытанные и неоднократно проверенные педагогические средства не столь эффективны, как раньше, родители, учёные, воспитатели всё чаще вспоминают об игре.
В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приёмам и средствам воспитания.
Мы считаем, что типажи героев литературных произведений, как нельзя лучше научат и воспитают ребят. Примеры поведения не только положительных, но и отрицательных героев помогут смоделировать необходимые поучительные ситуации. Познакомят со многими традициями народов.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?! Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
формирование здорового и безопасного образа жизни.
Основной состав лагеря - это обучающиеся МБОУ «СОШ с.Горнозаводска» в возрасте 7-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек.
Цель:
реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
- организовать систему оздоровительных мероприятий;
- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
- раскрыть творческий потенциал детей;
- развить различные формы общения в разновозрастных группах;
- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка
с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- организация среды, предоставляющей ребенку возможность
для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- формирование у ребят навыков общения и толерантности;
- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.


Принципы реализуемой программы


Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.



Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Прогнозируемые результаты

Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.














Подготовительный этап
Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»;
разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).
Организационный этап смены
Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
проведение инструктажей.
Основной этап смены
Основной деятельностью третьего этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены
Основной идеей четвертого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;
выработка перспектив деятельности на следующий год.









Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»;
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Инструкции по правила безопасности.
Инструкции по организации и проведению туристических экскурсий.
Приказы отдела образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Программа.
Материально-технические условия предусматривают:

финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
большой спортивный зал;
малый спортивный зал
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь;
аудиотека, фонограммы;
канцелярские принадлежности;
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор;













Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник летнего лагеря;
учитель-логопед;
инструктор по физической культуре;
педагог дополнительного образования;
медицинский работник.
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов
педагог дополнительного образования.


ФИО
Должность


Савина Анна Павловна
начальник лагеря дневного пребывания


Нелюбина Марина Викторовна
воспитатель


Шамраева Ирина Владимировна
воспитатель


Каморникова Татьяна Ивановна
воспитатель


Козлова Надежда Андреевна
воспитатель


Ржевский Валерий Александрович
инструктор по физической культуре


Шилкина Анна Сергеевна
педагог дополнительного образования


Пахомова Светлана Вячеславовна
Зав.производством школьной столовой


Мокроусова Ольга Николаевна
повар


Донцова Ольга Владимировна
повар


Архицкая Анна Александровна
кухонный работник


Аршинская Светлана Васильевна
кухонный работник


Костерина Елена Валерьевна
кухонный работник


Шмакова Наталья Петровна
уборщик служебных помещений


Ижицкая Ирина Васильевна
фельдшер




















Психолого-педагогическое сопровождение смены
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
консультационный
прогностический
практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.





















Для реализации программы разработан механизм,
который представлен в виде пяти модулей:











































Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов и творческих способностей детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.




Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
Освоение социально – трудовых ролей.
Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
Формирование умений и навыков самообслуживания.















Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Лукоморье».
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «В Лукоморье». По страницам русских сказок и литературных произведений. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев и действуют согласно своим ролям.
Все учащиеся делятся на четыре возрастные группы – четыре отряда. Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана.
Центром всего является СТРАНА «Лукоморье», на которой размещены станции, где побывают юные путешественники. После знакомства со станцией отряды путешественников отмечают флажками те станции, в которых они побывали. Красный флажок – отлично
(3 балла), жёлтый флажок – хорошо (2 балл ), зелёный флажок – удовлетворительно (1 балл)





















Каждый день смены будет посвящен открытию
одной из страниц сказок и литературных произведений:


Жители страны «Лукоморье»:
«Президент страны»– начальник лагерной смены.
«Сказочники» – воспитатели.
«Герои» – дети.
Задача «президента страны» и «сказочников» – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле детей(«героев») организуют воспитатели («сказочники»).
Каждая группа «героев» создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный уголок, где отражается жизнь «героев» каждый день. В конце лагерной смены будут подведены итоги конкурса флажков (Побеждает отряд набравший большее количество флажков).
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде карты, на которой расположена 21 станция. Путешествуя по этим станциям, «герои» (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее станцию. Всего станций 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Команда «героев», первой открывшая станцию (победившая в общелагерном деле), устанавливает на карте «Лукоморье» свой символический флажок и красочно оформляет станцию в зависимости от темы дня. Таким образом будет видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Рядом планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди страны «Лукоморье», режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Каждый герой страны «Лукоморье» от «президента» до «героя» должен соблюдать Законы и Заповеди:
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Планета – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает
сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной,
приносящей радость себе и другим!








































Органы самоуправления лагеря.

Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.
В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые.
Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
-создание в лагере условий для развития физического. Творческого, интеллектуального потенциала детей;
-содействие в создании благоприятного психологического климата.

Актив лагеря – это начальник лагеря, воспитатели, детский совет лагеря.
Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг.)
В качестве равноправных членов актива входят взрослые:
В совет лагеря - начальник лагеря, воспитатели;
В детский совет лагеря – командиры и зам. командиры отрядов.

Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов.

Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуры поведения.













Календарный план
Дата
июнь
Тема дня
Название мероприятия
Ответственный


1 июня


В гостях у
Литературных героев
Приём детей, оформление документов. Размещение по отрядам, комнатам. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря.
Праздник «День защиты детей». Конкурс рисунков на асфальте. Дискотека.
Начальник лагеря, Воспитатели,



июня
Путешествие в «Простоквашино»
Всероссийский день здорового питания
Игра - знакомство «Что в имени твоём?»
Инструктажи по ТБ, ППБ.
Проведение обучающей эвакуации детей. Диагностика здоровья детей.
Викторина – игра на приз Кота Матроскина
Воспитатели
Специалист по ОТ
Инструктор по физкультуре
фельдшер


июня
Пойди туда - не знаю куда
Виртуальная экскурсия по произведениям русских писателей.
Подвижные игры на свежем воздухе
Воспитатели
Педагог дополнительного образования




4 июня
«Дорогою добра» Международный день невинных детей

Открытие лагерной смены «Здравствуй, друг!»
Посещение ДК «Шахтер» (детская дискотека)
Мульткараоке - конкурс на лучшее исполнение песни из мультфильмов.
Воспитатели Начальник лагеря Педагог дополнительного образования



5 июня
Всемирный день защиты окружающей среды

Экологическая игра «Край наш родной»
Экологическая акция
« Сделаем МИР чище!»
Подвижные игры на свежем воздухе
Воспитатели
Педагог дополнительного образования




6 июня

Пушкиниана
Страна сказок
Посещение ДК «Шахтер» Интеллектуально-познавательная программа
«У Лукоморья»

Начальник лагеря Воспитатели
Д/К «Шахтёр»

8 июня
«Пещера волшебных сказок» мероприятие, посвященное году Литературы в России.
Спортчас «Малая Олимпиада»
Беседа «Все мы люди разные – все мы люди классные»
Воспитатели
Инструктор по физкультуре


9 июня

Богатырские потешки Международный день друзей

Викторина – игра «По дорогам любимых сказок»
Посещение ДК «Шахтер» (детская дискотека)

Воспитатели
Педагог дополнительного образования


10 июня

«Гой ты, Русь моя родная»
Конкурс рисунков «Горжусь Родиной своей!» Викторина «Моё село – мой дом». Заочное путешествие «Россия - родина моя»
Воспитатели



11 июня


«День России»

Беседа «Россия - мы твои дети», посвящённая Дню России.
Смотр строя и песни
Конкурс рисунков на асфальте «Страна моя родная»
Посещение ДК «Шахтер» (детская дискотека)

Начальник лагеря Воспитатели
Педагог дополнительного образования


13 июня
За волшебным клубком
Соревнования между мальчиками «Богатыри земли русской».
Подвижные игры на свежем воздухе
Воспитатели
Педагог дополнительного образования
Инструктор по физкультуре



15июня
«Там чудеса»
Игра «Ориентирование с заданием. Клад Кота Леопольда»
Воспитатели
Педагог дополнительного образования
Инструктор по физкультуре



16 июня
«Делу время - потехе час» Концерт для малышей детского сада

Игровая программа «В гостях у сказки» - конкурс игр народов мира.
Воспитатели
Педагог дополнительного образования



17 июня
В гостях у Михалкова «Дядя Стёпа»
«Безопасное колесо» практическое занятие с инспектором ГИБДД;
Конкурс «Новые дорожные знаки» (придумать и нарисовать новый дорожный знак)
Подвижные игры на свежем воздухе
Начальник лагеря Воспитатели
Педагог дополнительного образования
Инструктор по физкультуре



18 июня
Любимые герои
«В стране чудес» (костюмированная вечеринка).
Начальник лагеря
Воспитатели
Педагог дополнительного образования



19 июня
Встреча с Лешим
Большое путешествие в мир природы. Подвижные игры на свежем воздухе
Воспитатели
Педагог дополнительного образования


20 июня
Забавы Василисы Прекрасной. Сказочное ассорти «Одежда для сказочных героев»

Конкурс «Мисс Ассоль и мистер Грей».
Инструктаж по технике безопасности, оказание первой помощи
Конкурс рисунков «Нам не нужна война»

Начальник лагеря
Воспитатели
Педагог дополнительного образования
Специалист по охране труда



22июня
Стойкий оловянный солдатик
Помощь одиноко проживающим жителям села.

Возложение цветов к памятнику. Викторина о ВОВ «Чтобы помнили»
Начальник лагеря Воспитатели
Педагог дополнительного образования



23 июня
«Сказка – для ума закваска» программа,
 посвященная году Литературы в России
Игра «Поле чудес»
« Я – мультиман».
Посещение ДК «Шахтер» (детская дискотека)

Воспитатели
Педагог дополнительного образования


24 июня
«Солнечный круг»
Беседы «Писатели и поэты о дружбе»
Конкурс на лучшее исполнение песни о дружбе
Воспитатели
Педагог дополнительного образования


25 июня
«В поисках сокровищ капитана Флинта»
Страна расставания

Игра «В поисках сокровищ капитана Флинта»
Показ приключенческих фильмов и мультфильмов Закрытие лагерной смены (концертная программа)
Начальник лагеря Воспитатели
Педагог дополнительного образования










Мероприятия по реализации программы
летнего лагеря

№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные

1.
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
совещание при директоре школы;
собрание методических объединений классных руководителей;
совещание ответственных за организацию занятости обучающихся в каникулярное время
март
Директор, зам. дир. по ВР, начальник летнего лагеря

2.
Определение направлений и форм организации каникулярного времени
Апрель
Директор, зам. дир. по УВР, начальник летнего лагеря

3.
Диагностика
Учет мнений и запросов родителей.

Учет пожеланий обучающихся по организации каникулярного времени.

Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.

Удовлетворенность работой лагерной смены.

Апрель-май


Май




Май



июнь
Педагог-психолог,
начальник лагеря,
классные руководители

начальник лагеря, классные руководители


Педагог-психолог,
Начальник лагеря,
классные руководители

Педагог-психолог,
Начальник лагеря,
классные руководители


4.
Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.
Апрель-май


Апрель-май



Май
Директор, зам. по ВР, начальник лагеря

начальник лагеря



начальник лагеря


5.
Организация оздоровительного лагеря.
Комплектование отрядов
Разработка плана воспитательной работы.
Оформление лагерной смены.
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
Организация питания в лагере дневного пребывания
Май
начальник лагеря, воспитатели


6.
Проведение лагерной смены
Июнь

начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря


Система контроля по реализации программы

№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные

1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Апрель
Начальник лагеря, классные рук.

2.
Опрос детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.
Первый день смены
Воспитатели

3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, отрядные воспитатели

4.
Опрос детей и родителей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Воспитатели


В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.























Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребенка:
будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.













Список используемой литературы

Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Волгунов В.А., Зайкин М.И. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: Модель, принципы и условия
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007 формирования. – Н.Новгород: Издательство ООО «Растр-НН»,2005.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Методическое пособие / Сост. и научный редактор С.В. Тетерский. – М: «АСА-DEMIA», 2003.
Новые ценности образования. Философия и педагогика каникул. Вып. 8. – М: Инноватор, 1996.
Юрикова А. Философия и педагогика каникул. – М.: Инноватор, 1998.
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Электронная версия газеты « 1 сентября. Начальная школа»
Материалы журналов « ПедСовет» 2008-2010 г.
Интернет материалы.



















Механизм реализации программы


2. Физкультурно- оздоровительный
модуль


Организационный модуль

Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
распределение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии;
организация питания в школьном оздоровительном лагере.


Формы работы:
утренняя зарядка;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», «Олимпиада – 2014 года в Сочи»;
туристические экскурсии;
работа спортивной секции;
подвижные игры на свежем воздухе;
цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.


3. Творческий модуль

Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа кружка «Умелые руки»;
конкурсы;
викторины.



4. Патриотический модуль

5. Нравственно-экологический модуль


Формы работы:
цикл бесед с презентациями
торжественная линейка 22 июня;
экскурсия к памятнику воинам-освободителям
экскурсия в школьный музей

Формы работы:
экскурсии в природу;
экологический КВН;
библиотечные часы;
викторины, конкурсы;

СОВЕТ ЛАГЕРЯ
Президент страны «Лукоморье»
(начальник лагеря)
Сказочники (воспитатели)


Детский совет отряда
(командиры, зам.командира)

Санитары

Творческая группа

Физорг

Учащиеся лагеря дневного пребывания