Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в рамках летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания


Программа
гражданско-патриотического
воспитания детей и молодежи
в рамках летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Родина моя»
на базе МБОУ ДО центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
г. Туапсе
2016 год
Сроки реализации – 126 часов (21 рабочий день)
Место реализации – муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе.
Пояснительная записка
В летний период наиболее актуальной задачей является организация содержательного и оздоровительного отдыха детей и подростков. В современных социально-экономических условиях не каждый родитель сможет обеспечить ребенку полноценный отдых (отправить в загородные лагеря, санатории, поездки и т. д.). Провести отдых с пользой для своего физического и эмоционального здоровья, позволяет лагерь дневного пребывания при МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе, который является сферой активного отдыха, разнообразной общественно-значимой досуговой деятельностью.
Летний лагерь является с одной стороны формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества и проявления одного из важных качеств личности – чувства патриотизма.
Отмечается, что социальная дифференциация общества, понижение духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части детей и молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
В настоящее время среди наиболее острых выступает проблема становления у школьников отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Атмосфера детского лагеря имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой родине, воспитания основ гражданственности. Поэтому важно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины.
Основой в воспитании у школьников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края, родного города, развитие интереса к истории и культуре своей страны.
Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования гражданина свободной, богатой, сильной духом страны, знающего великую историю своей великой родины.
Количество участников смены – 40 человек. Продолжительность смены – 21 рабочий день.
Предполагаемый результат
Для детей:
- Психическое и физическое оздоровление;
- Приобретение опыта общения со сверстниками;
- Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
- Развитие патриотической и гражданской активности;
- Развитие важнейших духовно-нравственных качеств;
- Развитие лидерских качеств и умений;
- Создание мотивации на познавательную деятельность.
Для педагогов реализация программы позволит
- Возродить патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность в воспитании человека;
- Получить новый методический опыт системы обработки, хранения и воспроизводства лучшего опыта работы;
- Повысить методический уровень вожатых и педагогического коллектива.
Цель программы:
Организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для оздоровления детей, пробуждения чувства долга, формирования патриотического сознания, желания изучить историю своей родины.
Задачи:
- Воспитать детей и подростков, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к родине, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества;
- Формировать духовно-нравственные ценности гражданина России;
- Создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, творческого и физического развития участников программы через формирование моделей игровой деятельности;
- Привить вкус к здоровому образу жизни, заботу о своем здоровье – важным показателям культуры личности;
- Укрепить здоровье и развить физические качества.
Участники программы:
- Дети и подростки от 7 до 17 лет, в том числе из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи);
- Педагогический коллектив МБОУ ДО ЦРТДиЮ г. Туапсе.
Идея лагерной смены
Участники смены становятся военнослужащими российской армии. Бойцы условно делятся на три отделения – морское, танковое, авиационное. В «армии» их ждет много испытаний: ежедневная физподготовка, марш-бросок, полоса препятствий, изучение основ армейской жизни и так далее. Каждое испытание проходит в виде игр, конкурсов, состязаний, концертов, походов.
Организационный период
На общем сборе отрядов рассказывается эта легенда и даются пояснения:
- каждый отряд – «отделение»;
- педагоги – «командный состав»;
- вожатые – «командиры отделений».
В начале смены дети знакомятся с флагом, гимном и законами смены. Происходит деление участников смены на «отделения».
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за полтора месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
- Проведение совещаний по подготовке к летнему сезону с участием директора и заместителя директора по УВР;
- Издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;
- Знакомство с программой деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- Подготовка методического материала для работников лагеря;
- Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, должностные обязанности, инструкции и так далее).
Организационный этап
Это короткий, рассчитанный на 2-3 дня, этап. Основной деятельностью в этот период является:
- Встреча гостей, проведение входящей диагностики;
- Запуск программы;
- Формирование органов самоуправления;
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
- Подведение итогов смены;
-Анализ предложений детей, родителей и педагогов, полученных по результатам деятельности летнего оздоровительно лагеря дневного пребывания с целью возможного применения в дальнейшей работе.
План-сетка мероприятий на каждый день
1 день 2 день 3 день 4 день 5 день
знакомство с темой лагеря, подготовка к открытию лагеря «Родина моя»
подготовка к празднику открытия, оформление помещения для проведения праздника «Родина моя» экскурсия в военную часть (ПГОЗ) в
г. Туапсе ко Дню России (урок мужества)
мероприятия в рамках недели воинской славы:
«Дети-герои», «Животные на войне» (презентации, обсуждения)
мероприятие «Туапсе – город воинской славы» в детском парке
6 день 7 день 8 день 9 день 10 день
мероприятие «Военные сборы» на поляне (лесопарк Кадош) мероприятие «Морской бой» на городском пляже конкурс рисунков и сочинений «Родина моя» мероприятие «Военные истории»
в детском парке, посвященное Дню начала ВОв1941-1945 гг.
мероприятие-беседа «Святой Георгий Победоносец – покровитель российского воинства»
11 день 12 день 13 день 14 день 15 день
аукцион песен на военную тематику «Песни военных лет» в детском парке
игровая программа «Танки грязи не боятся» на поляне (лесопарк Кадош)
игровая программа «Марш-бросок» в ЦРТДиЮ
игровая программа «На абордаж!»
на городском пляже мероприятие «Полоса препятствий»
детский парк
16 день 17 день 18 день 19 день 20 день
игровая программа «Разведка» на поляне (лесопарк Кадош) «Дети Великой Отечественной войны» посещение музея обороны города Туапсе беседа «Икона Казанской Божией Матери» мероприятие-беседа «Интересные факты военной истории России»;
подготовка к закрытию лагерной смены
21 день
праздник закрытия лагеря «Родина моя»
Пояснения
Патриотизм… Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение?
Кто такой патриот? Ответов на этот вопрос можно найти множество. Самый простой ответ – это человек любящий свою родину. А что такое любить родину? «Любить родину, значит знать ее». Знать исторические этапы ее развития, выдающихся людей (истинных патриотов своей родины), знать и гордиться прошлым, настоящим и с уверенностью смотреть в будущее.
Название лагерной смены самое патриотичное – «Родина моя». В плане смены самые разнообразные мероприятия, но все они направлены на повышение патриотических чувств к своей большой и малой родине.
К открытию смены три отряда переименовались в отделения: танковое, авиационное и морское. Каждое отделение подготовило танцевальный номер под военные песни. Ребята выучили гимн лагерной смены – песню Олега Газманова «Вперед, Россия!». Ко Дню России наш лагерь посетил отделение погранзаставы г. Туапсе, где для ребят прошел самый настоящий урок мужества.
Также в лагере прошла неделя воинской славы. В нее вошли такие мероприятия, как «Туапсе – город воинской славы», игровая познавательная программа в детском парке по ул. Ленина и посещение музея обороны г.Туапсе; просмотр презентаций «Дети-герои» и «Животные на войне», которые не оставили ребят равнодушными; «Военные сборы» - игровая программа с традиционным запеканием картошки в углях на поляне лесопарка Кадош.
Мероприятие «Военные истории» заключалось в том, чтобы каждый отряд погрузился в историческое событие 1941-45 годов и инсценировал рассказ о нем от первого лица. Результат превзошел все ожидания. Дети прониклись, скрупулезно собирали факты, тщательно распределяли роли. И в детском парке, расположившись на поляне, рассказали свои истории. Во время выступления в парке царила тишина.
«Дети Великой Отечественной войны» - это фотографии детей, принимавших непосредственное участие в военных действиях и просто перенесших всю тяжесть тех жутких годов времен Великой Отечественной войны.
С древних времен в русских землях народ почитал Святого Георгия как покровителя воинов, поэтому и тема мероприятия «Святой Георгий Победоносец» пришлась кстати. Ребята познакомились с житием Св. Георгия, какие чудеса он творил после смерти. Почему причислен к лику святых.
Роль Церкви в нашей жизни огромна. Как Русская Православная Церковь влияла на создание общей патриотической атмосферы в годы Великой Отечественной войны? Почему эту войну называют «священной»? Это те вопросы, которые разбирали на беседе «Икона Казанской Божией Матери».