Интеллектуально — познавательная игра Хочу все знать! Году экологии посвящается…


Интеллектуально – познавательная игра «Хочу все знать!»
Дата проведения: 20.01.2017 г.
Учитель: Самсонова Е.В.
Классы: 1, 2, 5
Цель проведения: проверка и обогащение знаний обучающихся по экологии.
Учитель: - Сегодня мы проводим интеллектуально - познавательную игру, в которой выиграть можно, пользуясь своей эрудицией, интеллектом, знаниями, полученными на уроках и при самостоятельном чтении книг. Что – то новее вы узнаете в течение самой игры.
Игру мы посвящаем Году экологии, который объявлен в России в 2017 году указом президента В.В. Путина. Сегодня участвуют в игре 3 команды участников, обучающиеся 1 – 2 классов, их старшие братья и сестры, обучающиеся 5 класса.
Команда «Почемучки». Команда «Мудрецы». Команда «Умники».
- Я предоставляю слово командам – «Приветствие команд».
Приветствие команд.
Команда «Почемучки».
- «Мы «Почемучки», а это значит -
Нас ждет успех и ждет удача,
Вперед к победе – наш девиз!
А кто слабее – берегись!»
Команда «Мудрецы»:
- «Девиз мы выбрали такой:
«За дело браться с головой!»
Искать, исследовать, творить,
Чтоб всех могли мы победить!»
Команда «Умники»:
- «Мы умные и смелые,
В деле мы умелые,
Победим мы в этот раз,
Нам соперник не указ!»
(Команды отдают эмблемы жюри игры).
Учитель: Игра наша называется «Хочу все знать!». Произнесем слова – нашего девиза:
Орешек знаний твёрд,
Но всё же, мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Девиз игры «Хочу всё знать!»
(Звучит музыка песни «Я земля, я своих провожаю питомцев»).
Появляется Планета – Земля.
Ученица в образе Планеты – Земли: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

- Я предлагаю вам выполнить задания, которые я вам принесла. (Отдает конверт учителю). Если вы с ними справитесь, вы поможете природе, защитите ее. Если не справитесь, я буду в большей опасности. Я надеюсь на вас. Я доверяю вам свою судьбу. К сожалению, я должна вас покинуть, много дел у меня. Мы должны с ребятами тоже потрудиться и сделать проект по теме «Берегите природу!». Я приду к вам в конце игры, чтобы узнать, как вы справитесь с заданиями. (Уходит)
Учитель: - Ну что, ребята, вы готовы помочь нашей планете? Тогда приступаем к выполнению заданий.
1 задание: «Почему их так называют?»
- Много загадок у природы. Одна из загадок – названия животных. Почему белку белкой называют, а волка волком величают? Об этом мы сейчас узнаем. Послушайте и скажите, о ком мы будем говорить.
(Прослушиваем пение птиц)
- О ком будем говорить?
- Выберите себе предложенные вам названия. Объясните, почему их так называю.
(Таблички с названиями: зарянка, вертишейка, дергач, мухоловка)
(После выполнения названий обучающимися. Учитель дополняет, показывает картинку с изображением птиц).Вертишейка – птица, у которой шея извивается, как змея. Еще она умеет шипеть, кузнечиком стрекотать, жужжать по – шмелиному. Язык у неё непомерно длинный и липкий: очень удобно муравьев из муравейника доставать, перышки тоже под цвет муравейника.
Дергач – птица – невидимка. Все слышат его пение – скрип, чувствуют его дергание, а увидеть его очень трудно. Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась! Никого и ничего. Словно крик его сам по себе. Весь день можно проходить по болоту, промокнуть, слышать его, а не увидеть.
Зарянка – птица, которая поет перед рассветом. Эта птичка с глазами мышки и с клювом соловья.
Мухоловки оправдывают свое название, потому что это очень хорошие ловцы мух. Охотятся птицы своеобразно: пичуга занимает удобное место на ветке, так чтобы листва ее прикрывала и периодически подскакивает наверх, хватает пролетающую мимо муху и возвращается обратно в засаду. Следует отметить, что мухоловки ловят не только мух
- Ребята, как мы можем защитить, позаботиться о птицах, о животных, о «братьях наших меньших»?
- Давайте все вместе исполним песню « Не дразните собак».
(Исполнение песни «Не дразните собак»).
2 задание: «Что и как уничтожает природу?»
- Красоту родной природы воспевают все русские поэты. Мы читаем у
Но почему мы сейчас дышим недостаточно чистым воздухом, пьем загрязненную воду, а лес не радует нас своей красотой? Кто в этом виновен?
Человек и только человек!
(Команды выбирают объекты загрязнения и уничтожения: воздух, вода, леса).
(Даются раздаточные материалы, из которых надо выбрать причины загрязнения воды, воздуха, уничтожения лесов в зависимости от задания.Карточка такого вида:
автомобильные выхлопы,
радиационная опасность.
загрязнение горючими и смазочными веществами,
различный мусор,
истощение леса чрезмерными вырубками,
лесные пожары,
мусорные свалки.
промышленные выбросы в атмосферу,
курение,
отходы промышленных предприятий.
Учитель: - Выберите и отметьте причины вашей беды.
(Дополнения учителя: Гибель лесов. Лес – это «лёгкие» нашей планеты. Нет лесов – нет жизни на планете – Земля.
Жизнь начинается с воды! «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо да Винчи.
- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.).Учитель: - Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?
Учитель: - Знаете ли вы, что первым, кто заговорил о экологических проблемах и необходимости защиты природы, был царь Петр Первый.
Учитель: - Слово жюри.Задание 3 - Экологическая эстафета «Сохраним нашу планету».(На полу разбросан мусор. Участники по очереди добегают до стены, на которой написаны разные утверждения, их задача правильно дописать высказывание, по дороге положить в мешок 1 предмет мусора).- Вам предстоит быстро добраться до доски, взять один предмет, прочитать фразу на доске, дать правильный ответ: «нельзя» или «можно». Предмет убрать в корзину для мусора. Каждый убранный предмет мусора на нашей Земле приводит к порядку и чистоте земного шара.1. … мыть машину на берегу реки (нельзя)2. … сжигать в костре пластиковые бутылки (нельзя)3. мусор с берега реки … бросать в воду (нельзя)4. … ходить на охоту в отведенное для этого время (можно)5. … лечить дикое животное, пострадавшее от рук человека (можно)6. уходя из леса, …, собрать на память букет красивых цветов (нельзя)Учитель: - Задание 4 «Жалобная книга природы».
- Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек берёт у природы. К сожалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает природу. Вот так у природы появилась своя жалобная книга. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь:
Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы. /Муравей/.
Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу. /Белая кувшинка/.
Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост. /Ящерица/.
Учитель: - Задание 5 Выполним тест – «Экологические ситуации».
( Автор: учитель начальных классов первой квалификационной категории Вальвакова Т.В.МБОУ «СОШ № 2» п. Ханымей Пуровский район ЯНАО).- Это задание выполняют обучающиеся 1 класса. В это время остальные члены команд рисуют свой знак на теме «Нельзя уничтожать природу!».
(Рисуют на листах А4 знаки).
Учитель: Задание 6 «Экологические математические задачи».
- А теперь заключительное решающее задание - «Экологические математические задачи».
- У вас есть выбор: решить простые или составные задачи. За простые задачи, правильно решенные, вы получаете максимально 4 балла, а за правильно решенные составные задачи – 5 баллов. Какие вы выбираете задачи?
Простые задачи
Юннаты должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев. Сколько деревьев им осталось посадить?
В огороде 8 грядок с луком, а с морковью на 3 грядки больше. Сколько в огороде грядок с морковью?
Высота березы 20 м, а дуба — 30 м. На сколько метров береза ниже, чем дуб?
Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
Вокруг школы растет 70 деревьев. Когда школьники окопали часть деревьев, им осталось окопать еще 30 деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?
Составные задачи
С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?
На дереве сидели 9 воробьев и 7 синичек. 6 птиц улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?
На поляне росло 25 сыроежек и 10 волнушек. После дождя появилось еще 20 грибов. Сколько грибов стало на поляне?
На одном кусте орешника созрело 35 кг орехов, а на другом 32 кг. 15 кг собрали белки для запасов на зиму. Сколько килограммов орехов осталось на двух кустах
Учитель: - Я представляю слово жюри.
( Слово жюри по подведению итогов игры).
- Пришло время возращения Планеты – Земли. Планета – Земля, что у вас с ребятами получилось?
Планета – Земля: - Мы с ……. (называет имена ребят) сделали проект в виде плаката «Берегите природу!». На нем мы …… (рассказ, что хотели сказать человеку по защите природы).
Спасибо ребятам за помощь мне. Вы справились с моими заданиями –значит помогли мне, защитили меня от экологических проблем.
Учитель: - Готовясь к игре, ребята выучили стихи о необходимости защиты природы. Слово им.
(Выступление детей).
1.Шар земной – наш дом родной,
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
2.До чего природу жалко!
Не губи ее красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
3.Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
4.По лесочку мы пройдем,Мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
5.Чтобы ели – не болели,
Пили воду, не боясь,
Нужно, чтоб нигде не смели
Портить землю отродясь!
6.Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,Чтобы были труд и отдых,
Как бывало в старину!
7.Леса рубить я прекращаю,
Деревьев новых насажаю:
Пусть плодоносят и цветут,
На радость людям пусть растут.
8.Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
9.Нам природа подарила
Разум, силу и уменье.
Воздадим же ей сполна,
Чтоб она жива была!
Учитель: - Я думаю игра не оставила никого равнодушными.
(Рефлексия).
- Перед вами луг. На нем много цветов. Кто прилетает на луг к цветам? Если вам понравилось наше мероприятие, прилепите бабочку розового цвета. Если мероприятие не вызвало у вас интереса, приклейте синюю бабочку.
(Выходят обучающиеся и приклеивают бабочки)
Учитель: - Я рада, что мероприятие вызвало у вас интерес и оказалось полезным. Спасибо всем за участие!
Приложения
К заданию 2:
автомобильные выхлопы,
радиационная опасность.
загрязнение горючими и смазочными веществами,
различный мусор,
истощение леса чрезмерными вырубками,
лесные пожары,
мусорные свалки.
промышленные выбросы в атмосферу,
курение,
отходы промышленных предприятий.
К заданию 4:
1)Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы.

2)Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу.
3) Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост.
К заданию 6:
Простые задачи
Юннаты должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев. Сколько деревьев им осталось посадить?
В огороде 8 грядок с луком, а с морковью на 3 грядки больше. Сколько в огороде грядок с морковью?
Высота березы 20 м, а дуба — 30 м. На сколько метров береза ниже, чем дуб?
Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
Вокруг школы растет 70 деревьев. Когда школьники окопали часть деревьев, им осталось окопать еще 30 деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?
Составные задачи
С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?
На дереве сидели 9 воробьев и 7 синичек. 6 птиц улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?
На поляне росло 25 сыроежек и 10 волнушек. После дождя появилось еще 20 грибов. Сколько грибов стало на поляне?
На одном кусте орешника созрело 35 кг орехов, а на другом 32 кг. 15 кг собрали белки для запасов на зиму. Сколько килограммов орехов осталось на двух кустах
Для жюри игры «Хочу всё знать!»
№ задания Название задания Баллы
1 Приветствие команд. (Максимальное количество баллов – 3)
2 «Почему их так называют?» (Максимальное количество баллов – 5)
3 «Что и как уничтожает природу?» (Максимальное количество баллов – 5)
4 «Экологическая эстафета «Сохраним нашу планету». (Максимальное количество баллов – 3)
5 «Жалобная книга природы». (Максимальное количество баллов – 5)
6 «Экологическая ситуация» (тест). (Максимальное количество баллов – 5)
«Знаки защиты природы». (Максимальное количество баллов – 5)
7 «Экологические математические задачи». (Максимальное количество баллов – 5)
Список литературы
Жеребцова Н.Ю. Экологические частушки о воздухе, лесе и воде», ж. «Последний звонок», №11, 2006 г.
Сладков Н. Азбука леса, - Л:Дет. лит., 1986 г.
Интернет – ресурсы:
http://gadi.sk/d/ZacJmqWuLkHCF//