Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей


МКОУ Верховинская средняя общеобразовательная школа № 29 имени А.Н.Корчагина Тугулымского городского округа Свердловской обл.
«Утверждаю»
директор ___________ /Шандыбина Н.А./
« ____» ________________ 2016 г.
Комплексная программа «Увлекательное путешествие»
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
«Страна чудес»
Юридический адрес:
Свердловская обл., Тугулымский р – он,
с. Верховино, ул. Строителей д. 12
ФИО руководителя учреждения:
Шандыбина Наталья Александровна
ФИО составителя программы:
Боровинская Надежда Александровна
Контактные телефоны учреждения:
8(34367)28416, 8(34367)28345
Контактный телефон составителя программы:
89221088415
Верховино, 2016 г.
Паспорт программы.
Составители программы
  Зам.директора по ВР, начальник лагеря, воспитатели, работники ДК, руководитель краеведческого музея, старшая вожатая, руководители кружков
Название лагеря
  «Страна чудес»
Тип лагеря
  Дневного пребывания
Профиль лагеря
  Спортивно – оздоровительный
Модель лагеря
  4 отряда – все участники лагерной смены;
Командиры отрядов;
Совет лагеря, по одному представителю от отряда в каждый центр:
1. «Я люблю свою Родину» (патриотический центр)
2.  «Спорт» (спортивно – оздоровительный центр)
3. «Веселое настроение» (развлекательный центр)
4. «Планета – наш дом» (экологический центр)
5. «Я не волшебник, я только учусь» (художественно – творческий центр)
6. «Хочу все знать!» (познавательный центр)
7. «Пресс – центр» (информационный центр)
 
Кадровое обеспечение
  Зам. директора по ВР
Начальник лагеря.
4 воспитателя.
Обслуживающий персонал (4 повара, рабочие по комплексному обслуживанию здания)
Старшая вожатая
Социальный педагог
Музыкальный работник
Руководители кружков и спортивных секций
Руководитель краеведческого музея
Школьный библиотекарь
Продолжительность смены  21 день
Адрес, телефон ЛОЛ
   623657 Свердловская обл., Тугулымский р – он, с. Верховино, ул. Строителей д. 12 тел.: 8 3436728345
Возраст участников 6, 5 – 16 лет
Срок проведения смены 06 – 29 июня 2016 г.
Количество детей, отрядов 70 человек (4 отряда)
II. Введение.
        Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к окружающему миру. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
            Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
           Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
          Досуговая деятельность в лагере направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
 
Основные направления программы:
1. «Я люблю свою Родину» (патриотическое направление)
2.  «Спорт» (спортивно – оздоровительное направление)
3. «Веселое настроение» (развлекательное направление)
4. «Планета – наш дом» (экологическое направление)
5. «Я не волшебник, я только учусь» (художественно – творческое направление)
6. «Хочу все знать!» (познавательное направление)
7. «Пресс – центр» (информационное направление)
Ш.Пояснительная записка.
 
     Лето – самая долгожданная пора в жизни любого ребёнка, ведь это самые длинные в году каникулы. Эта большая летняя перемена дана детям для восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года. Но это также время их обогащения, время действий,  пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира, развития творческих способностей, открытие нового и интересного. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей «Страна чудес» на базе МКОУ Верховинская СОШ № 29 имени А.Н.Корчагина, реализуя программу «Увлекательное путешествие».
     Необходимость организации летнего отдыха детей и подростков на базе МКОУ Верховинская СОШ № 29 имени А.Н.Корчагина вызвана социальной необходимостью:
- летние каникулы составляют значительную часть свободного времени каждого ребёнка;
- не все родители в силу разных причин могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых в сельских условиях.
     Предполагаемая программа позволяет решить в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребёнка в целом: интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.
     Летний лагерь – это форма организации деятельности МКОУ Верховинская СОШ № 29 имени А.Н.Корчагина, позволяющая:
- значительно расширить формы организации воспитательного процесса, апробировать новые;
- продолжить работу по реализации принципа преемственности между основным и дополнительным образованием.
     Главной составляющей программы «Увлекательное путешествие» является оздоровление детей. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.  Вот поэтому мы считаем, что в основе мероприятий воспитательного, познавательного, развивающего и др. направлений должны быть спортивные и подвижные игры, соревнования и конкурсы,  увлекательные путешествия. Личностно – ориентированное образование и воспитание основывается на идеалах здоровья как философии жизни, соединяющей в целое достоинства воли, тела и разума.
     2016 год в Российской Федерации объявлен годом Кино. Программу летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием  мы назвали «Увлекательное путешествие». На протяжении 21 дня ребята вместе с вожатыми и воспитателями будут путешествовать по «Стране чудес», открывая каждый день что – то новое для себя. Они узнают много нового о нашей стране, нашей области, районе, селе.
Кроме того 2016 год является юбилейным годом первого полёта человека в космос, поэтому мероприятия будут направлены на ознакомление детей с достижениями человечества и организованы в виде путешествий на разные планеты, где они встретятся с удивительными приключениями.
     В путешествии будут участвовать четыре отряда.
     За активное участие в  конкурсах, играх, соревнованиях отряды получат дипломы, сертификаты участия.  По количеству наград, определится отряд – победитель.
     Программа путешествия, план экскурсий, режим дня, правила по технике безопасности разместятся на большом стенде.
   Программа разработана для детей 6,5 – 16 лет.
         Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей, детей из семей СОП.
        Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание в лагере для каждого ребенка – это, прежде всего оздоровление  путем приобщения к здоровому образу жизни, повышения потребности в совершенствовании физической, духовной, нравственной и социальной культуры.
 
 Функции программы
 1. Воспитательная – различные мероприятия патриотической и экологической направленности способствуют нравственному становлению личности ребёнка;
2. Образовательная – данная функция будет реализовываться за счёт форм работы познавательного и информационного направления;
3. Развивающая – предлагаемые мероприятия будут способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала, спортивных навыков и достижений;
4. Компенсирующая – предусмотрена подготовительная индивидуальная работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (состоящими на внутришкольном учёте) и детьми из социально-незащищённых (многодетных, неполных) семей. Таким образом, пребывание этих детей в лагере компенсирует отсутствие или недостаток у них общего образования и семейного воспитания. В лагере эти дети будут обеспечены полноценным питанием, присмотром и досуговыми развлечениями.
 
 Взаимодействие учреждения с другими структурами.
Школьная и сельская библиотеки.
Школьный краеведческий музей.
Сельский Дом Культуры.
Пожарная часть.
Кинотеатр «Синема»
 
   
 
Краткое описание программы.
Предполагаемая программа позволяет решить в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребёнка в целом: интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.
     Летний лагерь – это форма организации деятельности МКОУ Верховинская СОШ № 29 имени А.Н.Корчагина, позволяющая:
- значительно расширить формы организации воспитательного процесса, апробировать новые;
- продолжить работу по реализации принципа преемственности между основным и дополнительным образованием.
     Главной составляющей данной программы является оздоровление детей. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.  Вот поэтому мы считаем, что в основе мероприятий воспитательного, познавательного, развивающего и др. направлений должны быть спортивные и подвижные игры, соревнования и конкурсы,  увлекательные путешествия. Личностно – ориентированное образование и воспитание основывается на идеалах здоровья как философии жизни, соединяющей в целое достоинства воли, тела и разума.
 
Цель летнего оздоровительного лагеря: создание единой образовательно-оздоровительной системы, способствующей восстановлению духовных и физических сил детей.
 Задачи:
Обеспечить активный отдых, используя различные виды физкультурно – оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты, массовые спортивно – оздоровительные мероприятия и т.д.).
Организовать процесс оздоровления детей:
проведение санитарно – просветительской работы;
соблюдение санитарно – гигиенического режима;
организация здорового питания;
организация витаминного стола;
формирование умений и навыков заботы о своем здоровье.
Создать условия для формирования у детей нравственно – эстетических, общечеловеческих ценностей, воспитание любви к Родине.
IV. Содержание деятельности
    Образовательная деятельность в рамках программы «Увлекательное путешествие» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
    Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно – развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
    Культурно – досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. 
Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД);
Метод проектной деятельности.
Психологические услуги
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
- Проведение воспитательно – профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
- Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов: беседа, наблюдение, поручение, конкурсы, утренники, праздники, экскурсии. Метод интерактивного обучения: социально – психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии, в которых дети непросто «проходят» что – то, а проживают те или иные конкретные ситуации, КТД, игровые и творческие проекты. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления – самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
 
Механизм реализации
«Увлекательное путешествие» - комплексная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Страна чудес».
Программа  летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:
1. Принцип гумманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Черезидею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Страна чудес» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. 
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе  развития творческих способностей. 
4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: 
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей; 
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); 
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; 
- активное участие детей во всех видах деятельности. 
5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Условия реализации программы
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.
Федеральный закон № 124 – ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Федеральный закон № 120 – ФЗ от 21.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с дополнениями  и изменениями).
Приказ Управления Образования.
Устав МКОУ «ВСОШ № 29 им. А.Н. Корчагина»
Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием,   лагерей  труда  и  отдыха  (Утвержден  приказом Минобразования России от 13.07.2001 г. № 2688).
Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21.12.2001 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г., официальный текст от 30.12.2001 г. № 197 – ФЗ)
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных учреждений (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69)
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Санитарно –эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.1204 – 10 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 29).
Этапы реализации программы:
   1. Подготовительный (май):
- подбор кадров;
- проведение стажерской площадки для работников лагеря;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально – технической базы.
   2. Организационный:
- формирование отрядов;
- знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
- оформление уголков отрядов.
   3. Основной (21 день):
- образовательная деятельность;
- оздоровительная деятельность;
- культурно – досуговая деятельность;
- методическая работа с воспитателями.
   4. Заключительный:
- закрытие смены (последний день смены);
- сбор отчетного материала;
- анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
- выпуск видеодневника (презентации).
Схема управления программой
      Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6,5 до 16 лет различных социальных групп.
       Для организации работы по реализации программы смены:
- проводятся ежедневные планерки воспитателей;
- составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
- проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
- оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
- сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
- проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
     В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
- посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
- планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
- следить за выполнением режимных моментов;
- отвечать за одно из направлений работы.
Диагностика 
Вводная
диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, воспитателей и руководителей кружков.
Пошаговая
диагностика Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)
Итоговая
диагностика Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)
Беседы в отрядах
ЦветописьНародный форум (фабрика достижений лагеря)
 
Работа с родителями
№ п/пСодержание Дата Ответственный Отметка о выполнении
1. Проведение родительского собрания по подготовке к открытию лагерной смены май Начальник лагеря
Воспитатели 2. Встречи, беседы с начальником лагеря, воспитателями В течение
смены Начальник лагеря
Воспитатели 4. Беседы с родителями о соблюдении личной гигиены ребёнка, о проведении экскурсий в музеи, кинотеатр В течение
смены Начальник лагеря
Воспитатели  Индивидуальная работа с детьми
№ п/пСодержание Дата Ответственный Отметка о выполнении
1. Беседы по соблюдению правил личной гигиены, правил ЗОЖ В течение
смены Воспитатели 2. Беседы по правилам поведения, культуре общения В течение
смены Воспитатели 3. Беседы по профилактике негативных ситуаций В течение
смены Начальник лагеря
Воспитатели Работа с кадрами
№ п/пСодержание Дата Ответственный Отметка о выполнении
1. Организация воспитательной работы в рамках реализации программы смены летнего  оздоровительного лагеря «Цветик – семицветик»:
- знакомство с содержанием плана воспитательной работы смены лагеря;
- распределение обязанностей;
- разработка единых педагогических требований;
- определение творческих групп педагогов по подготовке основных общелагерных дел 01.06.16 Начальник лагеря
Старшая вожатая
Воспитатели 2. Анализ реализации организационного периода в лагере:
- анализ организационного периода в отрядах;
- корректировка планов работы с учётом результатов организационного периода и деятельности самоуправления;
- утверждение отрядных планов работы 06.06.16 Начальник лагеря
Старшая вожатая
Воспитатели
3. Итоги реализации программы лагеря:
- итоги реализации воспитательной программы смены;
- общий анализ работы лагеря 30.06.16 Начальник лагеря
Старшая вожатая
Воспитатели Совещания 1. Ежедневная планёрка:
- анализ прожитого дня;
- планирование дня на завтра 04.06.16 – 30 .06.16 Начальник лагеря
Старшая вожатая 2. Оперативная планёрка:
- решение экстренных вопросов;
- работа с вожатой и воспитателями По мере необходи-мостиНачальник лагеря Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи
 Инструктажи для детей:  
- «Правила безопасного поведения детей в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания»;
- «Правила пожарной безопасности»;
- «Правила поведения детей при прогулках и походах»;
- «Правила при поездках в автотранспорте»;
- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
- «Правила безопасности при  терактах»;
- «По предупреждению кишечных заболеваний»;
- «Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом».
V. Ожидаемые результаты
1. Успешная реализация программы лагеря
2. Творческий рост коллективов – участников смены;
3. Знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности;
4. Налаживание взаимосвязи и различных форм сотрудничества между коллективами детей;
5. Положительная динамика психического и физического здоровья учащихся;
6. Убеждения в необходимости занятий физической культурой;
7. Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества;
8. Позитивное отношение детей к здоровому образу жизни;
9. Открытие новых способов взаимодействия с семьями для обеспечения единства воспитательного воздействия на детей.
Режим дня
9:00 - 9.15.      Приход дежурных воспитателей, встреча детей, линейка (построение). 
На линейку быстро стройся!
9.15  - 9.30        Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!
9.30  - 10.00      Завтрак
Нас столовая зовёт,
Каша вкусная нас ждёт!
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00  - 11.00    Отрядные дела (работа по плану)
Лучше лагеря нет места на свете ─
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет всем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!
11.00 - 12.00    Кружковая деятельность.
Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
Кто-то любит танцевать, 
Кто-то петь и рисовать,                                                             
Только  бездельники час этот маются,
все ребята в кружках занимаются.           
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!      
12.00 - 12.30 Игры на свежем воздухе.
12.30 - 13.00              Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
Время обеда настало, и вот
Бодро отряд наш к столовой идёт…
13.00 - 14.00    Лагерные дела (работа по программе лагеря)
14.00 - 14.30.     Игры на свежем воздухе. 
14.30 - 14.45  Полдник
14.45 - 15.00 Подведение итогов, отправка детей домой
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
VI. План работы
№ ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЕ
 
1. «Открытие лагеря» Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»
Операция «Уют»
Игры, конкурсы «Ярмарка идей»
Создание отрядов, распределение обязанностей, оформление отрядных уголков, разучивание песен, речевокВеселыми тропинками лета (открытие смены)
   «Здравствуй ЛЕТО-2016»
Инструктаж «Правила безопасного поведения детей в летнем оздоровительном лагере».
2. День  «Мастеров»  Минутка здоровья  «Мой рост и мой вес»
Беседа «Осторожно огонь »
Конкурс «Дело мастера боится»
Подвижные игры на воздухе
Подготовка к конкурсу   талантов
Презентация отрядов «Знакомьтесь – это мы!»
3.  
День  «Волшебных сказок» Минутка здоровья «Книги о здоровье»
«Там чудеса…»   встреча с сотрудниками библиотеки  Конкурс рисунков «Волшебные краски»
Подвижные игры на воздухе
Подготовка к конкурсу талантов
Калейдоскоп сказок
Инструктаж «Правила поведения детей при проведении прогулок и походов»
4.  
«День талантов» Минутка здоровья    «Как ухаживать за зубами»
Клубный час.
«Фабрика звезд» конкурсная программа
Подвижные игры на воздухе.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Инструкция «Меры доврачебной помощи»
5. «День природы» Инструктаж «Правила поведения детей при проведении прогулок и походов»
Экологическая операция «Наш водоём»
Эрудит – шоу «Знатоки природы»
Подвижная игра «Тропа доверия»
Беседа «Осторожно – клещи!»
Конкурс газет «Необычное рядом»
6.  «День здоровья  и спорта». Минутка здоровья     « Закаливание»
Подвижные игры на воздухе
Малая спартакиада. Под девизом: «Мы  за здоровый образ жизни»
Конкурс плакатов «Дети  против наркотиков»
Гиннес – шоу.
Инструктаж «Техника безопасности во время спортивных соревнований и подвижных игр»
7. День « Спасайкина» Минутка здоровья «Солнечный ожог.
                                         Первая   помощь при ожоге»
Практические занятия по  ГО и ЧС с учителем ОБЖ.
«Мой друг велосипед» -   конкурсная программа.
Подготовка к  концерту
Инструктаж « Соблюдайте правила дорожного движения»
Конкурсная программа по ПДД «Мы правила все знаем и все их выполняем»
8.  
«День театра и музыки» Минутка здоровья «Осанка –основа красивой  походки»
Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры»- встреча с сотрудниками библиотеки, СДК. 
«До, ре, ми, фа, соль…» - музыкальный час   
Подвижные игры на воздухе
Конкурсная программа «Наш театр»
Интеллектуальная игра «Разноцветная капель»
9. День   «Фантазий и юмора» Минутка здоровья  «Правильное питание»
Викторина «Устами младенца»
Игра «Звёздный час»
Путешествие в « Мультпландию»   
Эстафета с детьми детского сада «Чебурашка».
10  
«День села»
  Минутка здоровья   «Путешествие в страну   витаминию»
Экскурсия в музей «История нашего села»
Конкурс рисунков    «Мое любимое село»
Урок безопасности «Один дома…» -   встреча с сотрудниками библиотеки 
Подвижные игры на воздухе
Конкурс Загадок.
11.  «День экологии»  Минутка здоровья «Зеленая аптечка».
Акция «Экологический десант»
Праздник необычных цветов   и цветочных  костюмов. (использование вторичного сырья)
Турнир по пионерболу.
Подготовка к конкурсу  «Мисс и мистер лето-2016»
12. Мисс 
«Лето-2016» Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»
Конкурс « Мисс ЛЕТО-2016»
Интеллектуальная игра     «Зов джунглей»
Матч по футболу
Подготовка к конкурсу бантиков
13.  «День игр, игрушек, шариков и бантиков» Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и    бантики»
Подвижные игры на воздухе
Игротека «Игры народов мира»
Мастерим игрушки своими руками
14 Мистер «Лето – 2016» Минутка здоровья «Умывайся - будь здоров!»
Шашечный турнир
Конкурс «Мистер ЛЕТО – 2016»
Малые олимпийские игры
Интеллектуальная игра «Поле чудес»
15 «День литературы» Беседа «Как беречь глаза?»
Игровая программа «Звездопад»
Конкурс аппликаций и рисунков «Моя любимая книжка»
Конкурс рисунков на асфальте «Волшебные мелки»
Праздник театра «Театральный фейерверк»
16 «День Планеты загадок» Минутка здоровья «Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом».
Весёлые старты
Библиотечный час «Путешествие по Вселенной»
КВН «Планета загадок»
Экскурсия в берёзовую рощу
17 «День Нептуна»
Театрализованное представление
« День Нептуна»
Игра « Поливай – ка»
Инструкция по ОБЖ «Правила поведения и безопасности человека на воде»
Игра «Счастливый случай»
Беседа «Осторожно водоём»
18 «День кино» Поездка в кинотеатр
Инструкция «Правила поведения пассажира»
Путешествие в страну «Мультпландию»
Мультвикторина
Игра «Соображалки»
19  
 
«День памяти и скорби» Минутка здоровья  « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»»
Митинг у памятника – мемориала.
Конкурс рисунков на асфальте
Конкурс военной песни и стихов.
Музейный час «Не забыть нам этой даты…»
Подготовка к  закрытию лагеря
20 «День пожарника» Минутка здоровья  «Гигиена в доме»
Игра – беседа «Уроки безопасности при пожаре»
Экскурсия в пожарную часть «Противопожарная безопасность в помещении и в природе»
Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь»
Инструктаж «Правила пожарной безопасности»
21 Закрытие лагеря Минутка здоровья  «Мой рост и мой вес»
Минутка здоровья  «Гигиена в доме»
Выставка поделок
Конкурс рисунков «Наш лагерь»
Закрытие лагерной смены
    «Праздничный концерт»
 
Учебно – методическое оснащение программы
 
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Внеклассные мероприятия. 4 класс/ сост. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. – М.: ВАКО, 2004.
Игровой модуль по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: Вако, 2006.
Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: Вако, 2007
Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база/ сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2005.
Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия/ сост. Л.И.Трепетунова и др. - Волгоград: Учитель, 2005.
Основы безопасной жизнедеятельности: поурочные планы. 1 класс / сост. Горбунова Н.А. – Волгоград: Учитель, 2002.
Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты и занятия классных часов/ сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко.- Волгоград: учитель, 2006.
Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 классы. – М.: Вако, 2004.
Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: Вако, 2008.
Приложение № 1
Дорожная азбука в загадках (Отгадки написаны справа налево)
А Выезжаем на природу!
Будем изучать погоду!
Собираем карты, глобус
И садимся на... (суботва)
Б Смотрят все разинув рот,
Как огромный пароход,
Повидавший целый мир,
Тащит маленький... (рискуб)
В Как блестит на солнце рама!
Удивляется сосед
- Целый день учусь упрямо
Я водить... (деписолев)
ГА у нас в семье веселье
- Отмечаем новоселье!
Переехали за миг!
А помог нам... (кивозург)
Д Это что там под Луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названьем... (ьлбажирид)
Е Ёлка - радость у стола,
Но для площади мала.
Сквозь пургу и сквозь метель
К нам на праздник едет... (ьле)
Ё Кто там целый огород
На себе домой везёт?
На колючий шар похож.
Вы узнали?
- Это... (жё)
Ж Муравейник на дороге,
Надо посмотреть под ноги.
Муравьи собрались в круг
- В плен захвачен черный... (куж)
ЗНа педали давят ноги!
Эй! Не стойте на дороге!
Всех предупредить помог
Об опасности... (коновз)
И Мы кладём в багажник вещи,
Рядом ключ, отвёртка, клещи,
Молоток и клей "Момент".
Взят в дорогу... (тнемуртсни)
Й Всё случается в дороге,
Можно поцарапать ноги.
И поэтому в поход
Мы берём с собою... (дой)
К Скорость, только ветра свист,
Всё шоссе как гладкий лист
Укатать его помог
Нам асфальтовый... (котак)
Л Без деревьев мы ни шагу,
Мебель делаем, бумагу!
И для этого привёз
Их из леса... (зовосел)
МПод большими городами
Всё подземными ходами
Перепутано хитрО - Возит там людей... (ортем)
Н Чтоб в дороге не устать,
Надо правильно шагать,
Совершая марш-бросок
- Ногу с пятки на... (косон)
О Лавки, крыша-козырек
И с мороженным ларек!
Вам знакома обстановка?
Это место -... (аквонатсо)
П Машут вслед листвою кроны,
А за ним бегут вагоны.
Весело под стук колёс
Мчит по рельсам... (зоворап)
Р Дайте мне скорей ответ!
Вот пройдёт немного лет
И с Земли быстрее света
К звёздам полетит... (атекар)
СПеред нами чудо-птица,
Всех прошу скорей садиться,
Отправляется в полёт
Быстрокрылый... (тёломас)
Т Из воды торчит кабина,
Здесь болото, здесь трясина,
Мы застряли, ну хоть плач,
Помогает нам... (чагят)
У Кто, отправившись в поход,
Целый дом с собой берет?
Груз тащить - такая пытка,
Медленно ползет... (актилу)
Ф По дороге на карете,
Едут взрослые и дети,
Бубенцов заслыша звон.
Знаем, это -... (нотэаф)
Х Чтоб ходить зимой гулять,
Надо шубу одевать!
Из сугробов строим город,
Нам не страшен сильный... (долох)
ЦОкеанские просторы,
Волны высотою с горы.
Нет опасней, знаем сами,
Прячьтесь все, идёт... (имануц)
Ч Ни копыт и ни рогов,
Панцирь скроет от врагов!
Путешествует без страха,
Под защитой... (ахапереч)
Ш Мы летим под облаками,
Мы их трогаем руками,
Поднимает в небо пар
Наш большой воздушный... (раш)
Щ В дом приходим - моем руки!
Ну а туфли? Ну а брюки?
Не беда, легко и четко
Грязь убрать поможет... (актёщ)
Ь Чтобы ездить без проблем,
Знаки надо знать нам всем.
Только не поймём никак,
Где же в знаках... (канз йикгям)
ЫЯ не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву... (ы) Ъ
Знаем, есть и въезд и съезд,
Есть подъём, и есть подъезд,
Нам без них нельзя никак,
Очень важен... (канз йыдревт)
Э Мы хотели ехать прямо,
Посреди дороги - яма,
И дорожный оператор
Шлёт нам в помощь... (ротавакскэ)
Ю Лето - жаркая пора,
Едет к морю детвора!
Под колес весёлый стук
Поезд движется на... (гю)
Я Это что там в дымке тает,
Птицей по волнам летает?
Паруса меняет вахта, Держит нос по ветру... (атхя)
Приложение № 2
Речевки:
Спортивная речевка- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
  Поддержать отряд и честь! 
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
 
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит. 
На зарядку!  - На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
 
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
- Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,
 Нам высота – не помеха!
 Сегодня мечтаем, а завтра дерзаем    
 – Ребята Нового века! 
Приложение № 3
Законы лагеря:
Закон чистоты:
Чистота нам всем вокруг
Дарит свежесть и уют.С ней в любое время годаЯркой выглядит природа!
Закон здоровья:
Небо, солнце, спорт, игра – вот и лучший режим дня!
Закон доброго отношения:
Окажи друзьям внимание –
В ответ получишь понимание.Будь приветлив, не дерись,А подрался, так мирись!
Закон творчества:
Пой, играй, твори, дерзай!
Лепесточки получай!Лепесточки соберёшь,Приз за них себе возьмёшь!
Символы и атрибуты:
 – Оформление лагерного и отрядных уголков;
 – Флаг лагеря; – Эмблема лагеря; – Эмблемы отрядов.
   Девиз лагеря:
«Вместе весело шагать по просторам…»