Учебно-опытный участок — природная лаборатория под открытым небом


Леонтьева Л.И.
Учебно-опытный участок - природная лаборатория под открытым небом.
«В каждом человеке природаВсходит либо злаками, Либо сорной травой, Пусть же он своевременноПоливает первое и истребляет второе»
Э. Бэкон
Учебно-опытный участок- это лаборатория биологии под открытым небом, где проводятся практические работы по биологии  и сельскохозяйственному труду, работа кружка «Исток». УОУ является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии. Выполняя несложные опыты с растениями, учащиеся закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их роста и развития, приобретают умения в выращивании растений, приобщаются к коллективному труду.       В процессе опытно- практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца.       УОУ занимает важное место в познании учащимися природы, воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.
К работе на УОУ привлекаются учащиеся 5, 6, 7,8 классов и ребята начальной школы. Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации учащихся, в особенности сельских школ, на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда. Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к полевым опытам.
Курс “Химия на приусадебном участке” предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8 класса, имеет практическую направленность и знакомит с основами исследовательской деятельности в рамках дисциплины – химия.
Основная цель данного курса по выбору – создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора химико-биологического профиля.
Данный курс позволяет решить задачи:
развитие познавательных интересов школьников;
развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельной работы;
совершенствование знаний, которые обязательно пригодятся в процессе профильного обучения (выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, фиксировать и объяснять полученные результаты);
воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы
Особенностью занятий является тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений.
Отбор и структурирование содержания курса осуществлялись, исходя из главной задачи: показать связь химии с сельским хозяйством, способствовать развитию интереса учащихся к изучению средств защиты растений, удобрений, стимуляторов роста, умению применять эти вещества на собственных приусадебных участках.
Например:
Тема 3. Почва. Чем питаются растения?
Цель : определить физическое и химическое состояние почвы с дачного участка, провести сравнительный анализ произрастания комнатных растений и овощных культур на исследуемой почве с минеральными удобрениями и без них
Методы исследования:
Изучение теоретического материала для дальнейшей разработки и изучения данной проблематики
Эксперимент
Наблюдения за ростом и развитием растений
ФотоотчётОбработка полученных результатов
Определение механического состава почвы с дачного участка.
Оборудование: фарфоровая чашка, стеклянная пластинка, пробирка, лупа, образец почвы стакан с водой, таблица сравнения.
Ход эксперимента:
Возьмём образец почвы с дачного участка Поместим небольшое количество почвы в фарфоровую чашку, смочим почву водой и разомнём её пальцами в однородную густую массу, из которой скатаем шарик или шнур. Определим механический состав почвы, используя таблицу.
Таблица №2. Механический состав почв.
Морфология образца Почва по механическому составу
Не скатывается ни в шарик, ни в шнур Песчаная
Скатывается в шарик, который при надавливании растрескивается Супесчаная
Скатывается в шарик быстро и легко. При скатывании шарика образуется короткий шнур:
с рваными концами;
с острыми концами. Легкосуглинистая
Среднесуглинистая
При раскатывании образуется тонкий шнур, который сгибается в сплошное кольцо без трещин Глинистая
2.) Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Нальём в стакан воду и бросим в неё комочек почвы. Из почвы выделяются пузырьки воздуха. Добавим в стакан с водой ещё немного почвы и размешаем содержимое стеклянной палочкой. Поставим стакан на несколько минут на стол, чтобы его содержимое отстоялось. Мы увидим, что на дне стакана оседает песок, а вода становится мутной из-за содержания в ней частиц глины. Аккуратно профильтруем содержимое стакана. Для этого перельём воду во второй стакан через воронку с фильтром. Глина останется на фильтре. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
3.) Определение кислотности почвенного раствора.
Определим с помощью индикаторов среду почвенного раствора (pH = 5,5-6,0) – среда близкая к нейтральной.
4.) Определение засолённости почвы.
Засоленность определяется присутствием легко – и среднерастворимых соединений в почве. Содержание в верхней части почвенного профиля легкорастворимых солей в количестве, превышающем 0,2%, свидетельствует о засоленности почвы. Отрицательное влияние легко- и среднерастворимых солей на плодородие неодинаково. Наиболее вредными для растений солями являются карбонаты и сульфаты натрия, хлориды натрия, магния, кальция. Избыток таких солей снижает плодородие почвы. Легкорастворимые соединения, повышающие плодородие почв, - нитраты. Из среднерастворимых соединений безвредными солями являются карбонаты кальция и магния, а также сульфат кальция (гипс).

 Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Многие выпускники школы станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень экологической грамотности.
Программа элективного курса «Аптекарский огород» предназначена для учащихся 8-х классов и рассчитана на 35 часов.
«Три оружия есть у врача: -слово -растение-нож.»Авиценна
Цели:
Изучить значение и действие лекарственных трав на организм человека.
Научиться распознавать лекарственные травы и полезные сорняки.
Научиться правильно применять лекарственные травы в лечении различных болезней.
В наши дни, когда загрязнение окружающей среды стало общим бедствием, необходимо обратиться к лечебным травам, помня, что фитотерапия всегда входила в комплекс лечения, и очень часто фитотерапия полезней химиотерапии.Это особенно важно в наши дни, когда фармацевтическая промышленность не в силах обеспечить нас нужными препаратами в достаточном количестве и они очень дорогие.
Программой предусмотрено ознакомление учащихся с историей зеленой аптеки, ее значением, содержанием биологически активных веществ в лекарственных растениях, как собирать, сушить и хранить лекарственные растения, приготовлением лекарственных препаратов в домашних условиях; ознакомление со специальностями фармацевта и провизора; изучение лекарственных растений родного края.
На занятиях необходимо обратить внимание учащихся на вопросы охраны окружающей среды - бережного отношения к лекарственным растениям.
«Лекарственные растения»:(перечная мята, календула): Практическая работа. «Изучение морфологических особенностей растений. Определение лекарственных растений.»

Календула

Одуванчик лекарственный
Чистотел большой
Биология 6-7 классы
Практические работы:
«Главные отличия высших и низших растений»
«Строение стержневой и мочковатой корневых систем»
«Строение побегов. Различие побегов. Экологическое разнообразие побегов»

Разнообразие цветковых:
Двудольные
Семейства
Крестоцветные
Розоцветные
Паслёновые
Мотыльковые
Сложноцветные

«Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение»
«Разнообразие класса Двудольные»:(нут, чина, горох посевной, фасоль белая)

Лист фасоли.

Листья нута

«Разнообразие класса Однодольные»: (лук, чеснок.)
«Строение цветков различных растений»



Семейство Бобовых ( Горох посевной) Цветок: неправильный, околоцветник двойной, чашечка и 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, пестик 1, тычинок 6.
Лепестки: верхний – парус, боковые – весла, 2 сросшихся – лодочка.
Плод – боб


Подсолнечник- « Строение цветка сложноцветных». Отличительный признак – соцветие корзинка.
Двойной околоцветник, но чашечка либо не развита, либо представлена шитиками или волосками.
Венчик: 5 сросшихся в трубочку лепестков, тычинок 5, пестик 1.
Плод – семянка

Плод крестоцветных (редис) – стручок. Цветок: чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, расположены крестообразно с 6 тычинками и 1 пестиком.
Соцветие – кисть
Листья расположены поочерёдно или образуют прикорневую розетку.

Семейство Паслёновых (картофель). Цветок: двойной околоцветник, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков и венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестик.
Плод: ягода или коробочка.

Опыт «Лакмусовые бумажки из сока красного салата.»(6 класс)
Для этого мы взяли красный салат, который растёт у нас на пришкольном участке. Сок из него при смешивании с различными веществами изменяет свой цвет от красного (в сильной кислоте), к розовому, фиолетовому (это его естественный цвет в нейтральной среде), синему, и, наконец, зеленому (в сильной щелочи).

pH2 4 6 8 10 12
Цвет красный пурпурный фиолетовый синий сине-зеленый зелено-желтый
Из сока красного салата можно сделать лакмусовые бумажки. Для этого вам понадобится фильтровальная бумага. Ее надо пропитать соком и дать ей высохнуть. После этого разрезать на тонкие полоски. Лакмусовые бумажки готовы.


Наши лакмусовые бумажки.
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на уроках биологии. Изготовление гербария сельскохозяйственных растений:(5-7 классы)


А теперь мы расскажем, как делать гербарий. Вам понадобятся папка и пресс, совок, нож и много старых газет.Собирать растения нужно в сухую нежаркую погоду – утром, после того, как сойдет роса, или днем. Выберите неповрежденное растение с цветами или плодами. Выкопайте его совком или ножом вместе с подземными органами – корнями, корневищами или клубнями и аккуратно отряхните от земли. Только потом растение можно закладывать в папку: раскройте ее, возьмите двойной лист газетной бумаги и положите растение на правую сторону листа. Правой рукой аккуратно расправьте листья и цветы и придерживайте их, а левой медленно, чтобы не смять растение, прикройте его второй половиной листа. Если у растения толстые корневища, их нужно разрезать вдоль и оставить одну половину. Крупные растения размещают на листе, переламывая и изгибая стебель. Если листья или лепестки цветков приходится накладывать друг на друга, не лишне проложить между ними клочок бумаги или тонкий слой ваты. От дерева или кустарника для гербария срезают веточку, по возможности – с цветами или плодами. После того, как все растение окажется внутри сложенного листа, прогладьте его сверху руками. В лист с растением обязательно нужно положить этикетку, на которой указывается место сбора (область, район, ближайший населенный пункт), местообитание (луг, болото, лес), дата сбора и фамилия сборщика. Этикетки лучше писать мягким простым карандашом, чтобы буквы потом не расплылись от влаги. Теперь можно закрыть створки папки и затянуть ее шнуром.