Урок литературы в 5 классе по теме А. А. ФЕТ. В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА


А. А. ФЕТ. В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА
Цель деятельности учителя: ввести учащихся в поэтический мир Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения, способность наслаждаться красотой природы.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувствам
Вдохновенный Фет.
К. Фофанов
I. Организационный этап. Постановка целей.
– Почему каждый человек когда-нибудь обязательно обращается к лирическому произведению?
Обращение к эпиграфу.
Почему Фета называют вдохновенным? Какие нежные чувства, содержащиеся в стихах поэта, нам дороги? В чем сила поэзии Фета? Ответы на эти вопросы попытаемся найти сегодня на уроке.
Предваряя решение этой задачи, считаю важным привести вам слова А. В. Дружинина о Фете: «Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы… Автор в высочайшей степени обладает… высокой музыкальностью стиха…»
II. Основная часть урока. В художественном мире поэта*.
1. Знакомство с основными этапами биографии поэта.
1) Самостоятельная работа со статьей учебника, с. 226.
2) Коллективная работа по вопросам и заданиям «Размышляем о прочитанном», учебник, с. 227.
2. Чтение и анализ стихотворения «Чудная картина».
Комментарий: Стихотворение читает учитель (с. 226–227 в учебнике). При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике.
– Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом? («Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, легкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.)
– Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?
– Сколько предложений в стихотворении?
– Какое предложение перед нами: простое или сложное? Есть ли в предложении глаголы? (Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части подлежащее выражено местоимением «ты», сказуемое – кратким прилагательным «родна». Во второй части однородные подлежащие (в назывных предложениях) – «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совсем нет. Из-за этого читателю кажется, будто он видит застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.)
– Какие элементы пейзажа описывает поэт? (Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной – полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.)
– Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать? (Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты – единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.)
– Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки. (Стихотворение написано трехстопным хореем; это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке – два-три, редко четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.)
– Использует ли поэт звукопись? Как звучит в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]? (Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.)
– В последней строке поэт говорит об одиноком беге саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему? (Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия «чудной картины» как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.)
3. Чтение и анализ стихотворения «Весенний дождь» (учебник, с. 227).
– Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.
– Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?
– Распределите то, что описывает поэт, по кадрам. (Коллективная работа.)
Вариант выполнения задания:
1. Окно, за окном свет.
2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).
3. Воробей купается в песке (крупный план).
4. Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, видны струи (общий план).
5. Вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).
6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).
7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.
– Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам («блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», барабанит») мы чувствуем движение, видим изменения в природе.)
– Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт? (Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит».) Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его «что-то», и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.)
4. Чтение и анализ стихотворения «Задрожали листы, облетая...» (учебник, с. 228).
Комментарий. Задача учителя – подвести учащихся к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры; все стихотворение построено на этом скрытом сравнении (потребуется вспомнить понятие «метафора»). Осенняя буря у Фета – это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. Метафоры «теплое гнездышко» и «милая птичка» рисуют дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл противопоставления в стихотворении А. А. Фета.
III. Заключительный этап урока – «Размышляем о прочитанном» (учебник, с. 228).
IV. Подведение итогов.
– Какие выявили «сквозные» темы, ключевые проблемы лирики А. А. Фета?
– Что можете сказать о поэтической манере письма А. А. Фета? Каков «фетовский почерк»?
– Можем ли мы утверждать, что в основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе?
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений А. А. Фета; создать альбом иллюстраций «В мире А. А. Фета».