Рабочая программа по русскому языку УМК Перспектива ( 3класс)


Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Программа разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п.19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы по русскому языку в 3 классе Климановой Л.Ф, Бабушкиной Т.В.
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
•испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
•осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
•относиться с уважением к представителям других народов;
•уважительно относиться к иному мнению;
•понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
•соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
•развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
•конструктивно разрешать проблемные ситуации;
•оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
•сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
•эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
•сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
•осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
•стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
• сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
•ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
•понимать цели и задачи учебной деятельности;
•находить ответы на проблемные вопросы;
•пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
•самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
•пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
•пользоваться справочной литературой (словарями);
•развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
•развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•делать самостоятельные выводы;
•находить выход из проблемных ситуаций;
•определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
•выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
•понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
•относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
•анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
• понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); •выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
•контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
•правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
•различать диалогическую и монологическую речь;
•составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
•составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
• пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
•писать изложения по составленному плану;
•составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
•совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
•говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
•делать полный и краткий пересказ текста;
•устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
•исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
•совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
•соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
•проводить звукобуквенный анализ слов;
•определять ударение в словах;
•делить слова на слоги и на части для переноса;
•находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;•верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
•правильно писать «не» с глаголами;
•использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
•писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
•формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
•писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
•различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
•сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
•распознавать в тексте синонимы и антонимы;
•находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
•сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
•объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
•объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
•различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
•выделять в слове основу и окончание;
•составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
•различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
•объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
•образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
•правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
•понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
•находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
•образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
•определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
•правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
•различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
•определять число имён существительных;
•определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
•определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
•изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
•верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
•сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
•образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
•разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
•сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
•употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
•распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
•определять времена глаголов;
•образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
•определять число глаголов;
•верно писать частицу «не» с глаголами;
•писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
•находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
•определять связь имени прилагательного с именем существительным;
•верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
•делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
•объяснять роль имён прилагательных в речи;
•использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
•объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
•составлять словосочетания по заданным моделям;
•находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
•определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
•находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
•находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
•устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
•находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
•верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
•отличать текст от простого набора предложений;
•устанавливать связь между предложениями в тексте;
•определять тему и основную мысль текста;
• озаглавливать текст;
•выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
•составлять план текста;
•распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать художественные и научные тексты;
•составлять тексты разных типов.
Содержание учебного предмета, курса
Тема “Состав слова”  предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.
Тема “Части речи” даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.
Тематическое планирование
«Мир общения. Повторяем – узнаем новое» - 14 часов
«Язык – главный помощник в общении» - 42 часа
«Состав слова» - 15 часов
«Части речи» - 3 часа
«Имя существительное» - 39 часов
«Местоимение» - 3 часа
«Глагол» - 28 часов
«Имя прилагательное» - 18 часов
«Повторение» -8 часов
№ Дата Тема Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты
Предметные Метапредметные и личностные УУД
Мир общения. Повторяем – узнаём новое (14ч)
1-6 Собеседники. Диалог. 6 Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах с предварительной работой по повторению известных детям орфограмм. Формулировать правила позитивного диалога. Определение цели общения людей между собой.
Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- совершенствование процесса восприятия речи;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные
Общеучебные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей.
Логические:
- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.
- сравнение записанного текста с образцом;
- сравнение предложений по цели высказывания и по интонации;
- различение понятий: «текст» и «предложение»;
- различение текстов по типу и жанру;
- анализ теста, его структуры;
- умение характеризовать языковые единицы.
Коммуникативные:
- умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий

7-8 Культура устной и письменной речи 2 Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чѐткостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи Чтение, обсуждение и запись по памяти «золотого правила общения». Построение предложений, составление рассказа. 9-12 Текст 4 Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать порядок частей текста в соответствии с планом. Дописывать недостающую часть текста. Определять начало, середину, конец текста. Списывание и озаглавливание текста. 13 Контрольный диктант (входная работа) 1 Соотносить учебное действие с известным алгоритмом. 14 Работа над ошибками 1 Язык – главный помощник в общении (42 ч)
15 Язык – главный помощник в общении 1 Д о к а з ы в а т ь , .что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа Определять значение слова, используя «Словарь иностранных слов», словарь В.И.ДаляЛичностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- совершенствование процесса восприятия речи;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные
Общеучебные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей.
Логические:
- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.
- сравнение записанного текста с образцом;
- сравнение предложений по цели высказывания и по интонации;
- различение понятий: «текст» и «предложение»;
- различение текстов по типу и жанру;
- анализ теста, его структуры;
- умение характеризовать языковые единицы.
Коммуникативные:
- умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий
16-18 Звуки и буквы. Слог, ударение. Проверочная работа 3 П р о в о д и т ь звукобуквенный анализ слов. О п р е д е л я т ь самостоятельно ударение в словах, д е л и т ь слова на слоги, переносить слова по слогам Установление соответствия (соотношения) звуков и букв в словах. Упражнения в постановке ударения в словах и словоформах. 19 Девять правил орфографии 1 Н а х о д и т ь в тексте слова с изученными орфограммами.
Объяснять изученные орфограммы. И с п о л ь з о в а т ь алгоритм проверки орфограмм. Записыват ь под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно
с п и с ы в а т ь слова, предложения и тексты Коллективное составление заявления любого содержания. 20 Прописная буква в именах собственных. Списывание. 1 21 Буква безударных гласных 1 Составления алгоритма проверки безударной гласной. 22-23 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова2 24-25 Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные в корне слова2 26-27 Непроизносимые согласные. Деформированный текст. 2 Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами. 28 Разделительные твёрдый и мягкий знаки 1 Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм. 29 Развитие речи. Обучающее изложение 1 30 Удвоенные согласные 1 Работать над правописанием слов с удвоенными согласными. Писать орфограммы в новых словарных словах 31-32 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн2 Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. 33 Перенос слова 1 Определение открытого и закрытого слога. 34 Контрольный диктант за I четверть 1 Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. 35 Работа над ошибками 1 Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
36-39 Что рассказало слово 4 С р а в н и в а т ь слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Н а х о д и т ь в учебнике и других книгах необходимую информацию. Р а с п о з н а в а т ь в тексте синонимы и антонимы.
Р а з л и ч а т ь лексическое значение и звукобуквенную форму слова Знакомство детей с ролью жеста в общении людей. Формировать интерес и внимательное отношение учеников к значению слова, его происхождению
Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- использование полученных знаний в процессе контроля.
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- наблюдать за использованием в тексте синонимов;
- контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним;
-реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложениях текста;
- пользоваться словарями синонимов, антонимов, омонимов
Коммуникативные:
- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

40-41 Синонимы 2 Углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке. Расположение синонимов по степени возрастания признака.
Составление предложений с фразеологизмами. 42 Антонимы 1 С р а в н и в а т ь слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). Н а х о д и т ь в учебнике и других книгах необходимую информацию. Р а с п о з н а в а т ь в тексте синонимы и антонимы.
Р а з л и ч а т ь лексическое значение и звукобуквенную форму слова Нахождение антонимов в пословицах.
Подбор антонимов к словам разных частей речи. 43 Омонимы 1 Расширить знания учащихся об омонимах; обогащать словарь учеников новыми словами-омонимами. 44 Многозначные слова 1 Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях 45 Слово и его значение 1 Обогащать словарь обучающихся новыми словами 46 Проверочная работа . Синонимы, антонимы, омонимы. 1 47 Работа над ошибками. Закрепление 1 48-49 Словосочетание 2 С р а в н и в а т ь слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Н а х о д и т ь словосочетания в предложении Формулировать в словосочетании вопрос от основного слова к зависимому.
Составление словосочетаний по заданным моделям Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- использование полученных знаний в процессе контроля.
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие;
- классифицировать предложения по цели высказывания;
- соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками;
- объяснять способы нахождения главных членов предложения;
Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
- объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
- продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения.
Коммуникативные:
- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию
50 Предложение 1 П р о в о д и т ь синтаксический разбор предложений, о п р е д е л ят ь их вид по цели высказывания и интонации, с т а в и т ь знаки препинания в конце предложения Деление текста на части. Выделять графически основу предложения 51, 52 Главные члены предложения 2 В ы д е л я т ь главные и второстепенные члены предложения, у с т а н а в л и в а т ь связь между ними по вопросам Главные члены предложения и их нахождение в предложении. Выделять графически основу предложения. 53,
54 Предложения с однородными членами 2 О б о з н а ч а т ь на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами Нахождение в тексте однородных членов предложения и их обозначения 55 Контрольный диктант 1 Главные члены предложения и их нахождение в предложении. Выделять графически основу предложения. 56 Работа над ошибками 1 Состав слова (15ч)
57 Состав слова. Корень 1 Р а з б и р а т ь слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовыва ть слова по заданным словообразовательным моделям.
О б ъ я с н я т ь значение морфем (корня, приставки, суффикса) Актуализировать знания детей о частях слова; показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- использование полученных знаний в процессе контроля.
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие;
- классифицировать предложения по цели высказывания;
- соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками;
- объяснять способы нахождения главных членов предложения;
Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
- объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
- продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения.
Коммуникативные:
- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию
58, 59 Корень 2 Н а х о д и т ь в слове орфограмму,
о п р е д е л я т ь еѐ тип, применять нужный алгоритм для еѐ проверки.
П е р е н о с и т ь слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком (ь). Каллиграфически правильно с п и с ы в а т ь предложения и тексты, проверять написанное. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости п р о в е р я т ь их написание по орфографическому словарю. П и с а т ь под диктовку тексты с изученными орфограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твѐрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих в конце имѐн существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении. Самостоятельно о п р е д е л я т ь ударение в словах, д е л и т ь слова на слоги, переносить слова по слогам. С о с т а в л я т ь с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам. Осмысление значения термина «корень слова», формы одного и того же слова. 60 Корневые орфограммы 1 Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов.
Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов. 61 Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. 1 Сопоставление слов с двумя орфограммами: «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и «Непроизносимые согласные» 62, 63 Приставка 2 О б ъ я с н я т ь написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. О б ъ я с н я т ь значение, которое привносит в слово приставка Активизирование и совершенствование знаний учащихся о приставке, как части слова; учиться определять (в некоторых случаях) значения приставок в словах 64, 65 Суффикс 2 Находить суффикс в словах. Актуализация и совершенствование знаний детей о суффиксе как части слова 66, 67 Окончание и основа 2 Н а х о д и т ь окончания в изменяемых словах. П о н и м а т ь роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании Обобщение знаний детей о составе слова; формирование представлений учащихся о слове как единстве определенных морфем, каждая из которых имеет свое значение (основное значение или оттенок значения) 68, 69 Как образуются слова 2 О б р а з о в ы в а т ь сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Р а з б и р а т ь сложные слова по составу Знакомство с основными способами образования слов с помощью приставок и суффиксов. 70 Проверочная работа по теме «Состав слова» 1 Проверить уровень знаний по изученной теме 71 Работа над ошибками 1 Систематизация знаний;
определение степени усвоения изученных орфографических правил. Части речи (3ч)
72 Части речи 1 О п р е д е л я т ь части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщѐнному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно
и с п о л ь з о в а т ь их Актуализация знаний о частях речи; создание представлений о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений;
формирование умений различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы; 73 Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста 1 74 Контрольное списывание с грамматическим заданием. 1 Имя существительное (39ч)
75 Имя существительное 1 Обогащение словарного запаса именами существительными, обозначающими «явления природы», «животных», «технические средство».
Развитие речи при составлении предложений с однокоренными словами, относящимися к разным частям речи; проверка уровня орфографической грамотности учащихся. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- использование полученных знаний в процессе контроля.
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие;
- классифицировать предложения по цели высказывания;
- соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками;
- объяснять способы нахождения главных членов предложения;
Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
- объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
- продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения.
Коммуникативные:
- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию
76 Собственные и нарицательные имена существительные 1 77, 78 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2 79 Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приёма олицетворения 1 80, 81 Число имён существительных 2 У п о т р е б л я т ь имена существительные в составе словосочетаний и предложений. О б р а з о в ы в а т ь формы множественного числа имѐн существительных при наличии вариантных окончаний Осознание зависимости формы числа имени существительного и форм других слов в словосочетании и предложении; определение рода имен существительных во множественном числе; знакомство с именами существительными, не изменяющимися по числам. 82 Сочинение с элементами рассуждения на тему «Что я люблю рисовать» 1 83 Контрольный диктант за II четверть 1 84 Тест. Имя существительное. Число имени существительного 1 85 Новогоднее путешествие с Дедом Морозом 1 86-89 Род имён существительных 4 О п р е д е л я т ь род имѐн существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени).
Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода Актуализация знаний учащихся о роде имен существительных; понятие- «род имен существительных»; роль окончаний в определении рода имени существительного. 90 Проверочная работа по теме «Род имён существительных» 1 91 Развитие речи. Обучающее изложение. 1 92, 93 Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. 2 С о п о с т а в л я т ь написание имѐн существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие Введение орфограммы — правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода;
функция знака — грамматическая 94 Тест по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода» 1 95 Работа над ошибками 1 96 - 98 Изменение имён существительных по падежам. 3 Н а з ы в а т ь падежи имѐн существительных по порядку. Н а з ы - в а т ь вопросы падежей имѐн существительных. И з м е н я т ь су- ществительные по падежам.
О п р е д е л я т ь падеж имѐн существительных по предложенному алгоритму Знакомство с понятиями склонения и падежа; названиями падежей; алгоритм определения падежа;
роль окончания при изменении имен существительных по падежам. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- использование полученных знаний в процессе контроля.
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- находить информацию в дополнительных источниках : словарях, интернете, справочниках.
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- находить основание для классификации слов по частям речи (для существительных могут быть использованы признаки: род, число, падеж).
- соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками;
-сравнивать имена существительные: находить лишнее (не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими существительными;
Анализировать грамматические признаки имени существительного.
Коммуникативные:
- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию
99 Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж 1 Определение имен существительных именительного падежа; роль имени существительного в именительном падеже в предложении. 100, 101 Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж 2 Поиск имен существительных в родительном падеже по вопросам; предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. 102 Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж 1 Формирование умений находить имена существительные в дательном падеже по вопросам;
значение имен существительных в дательном падеже (значение адресата). 103 Изменение имён существительных по падежам. Винительный падеж 1 Винительный падеж имен существительных; вопросы, предлоги и синтаксическая функция, которую они выполняют;
Актуализация знания о главных членах предложения. 104 Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж 1 Определение творительного падежа имен существительных по вопросам и предлогам; окончания имен существительных в творительном падеже. 105 Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж 1 106 Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж. 1 Определение имен существительных в предложном падеже по вопросам и предлогам; знакомство со значением имен существительных в предложном падеже (в простых случаях). 107, 108 Изменение имён существительных по падежам (склонение) 2 Систематизировать знания учащихся о роде, числе и падеже имени существительного; учить детей делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;
развивать речь учеников при пересказе текстов. 109 Имя существительное. 1 110 Имя существительное. Словарный диктант 1 Разбирать имя существительное:
н а з ы в а т ь начальную форму,
о п р е д е л я т ь , собственное оно или нарицательное, одушевлѐнное или неодушевлѐнное, у к а з ы в а т ь род, число, падеж 111 Проверочная работа по теме « Имя существительное» 1 112 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 1 Разбирать существительное как часть речи. 113 Работа над ошибками 1 Местоимение (3ч)
114- 116 Местоимение 3 С р а в н и в а т ь по значению и по функции имена существительные и местоимения. Р е д а к т и р о в а т ь тексты, используя личные местоимения Осознание основной функции местоимений — заменять другие слова предложении; орфограммы при употреблении местоимений. Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- находить информацию в дополнительных источниках: словарях, интернете, справочниках.
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- находить основание для классификации слов по частям речи;
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения;
- редактировать тексты, используя личные местоимения
Глагол (28ч)
117- 118 Глагол 2 Р а с п о з н а в а т ь глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков Актуализация знаний детей о глаголе, как части речи; группы глаголов по значению; роль глаголов в речи;
Этимология термина «глагол»;
Обогащение речи глаголами разных семантических групп. Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- находить информацию в дополнительных источниках: словарях, интернете, справочниках.
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- находить основание для классификации слов по частям речи;
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения;
- редактировать тексты, используя личные местоимения
119 Контрольный диктант за III четверть 1 120-121 Изменение глаголов по временам 2 О б р а з о в ы в а т ь глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени Знакомство с изменением глаголов по временам; образование грамматических форм времени глагола. 122 Глаголы настоящего времени 1 Осознание зависимости употребления глаголов от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает; введение орфограммы (без называния) «Безударные гласные в окончаниях глаголов».
Образование форм глагола настоящего времени по образцу. 123, 124 Глаголы прошедшего времени 2 Поиск глаголов прошедшего времени по вопросу; знакомство с суффиксом глаголов прошедшего времени; наблюдение за изменением глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам. 125, 126 Глаголы будущего времени 2 127,
129 Неопределённая форма глагола 3 П и с а т ь мягкий знак после ч в глаголах неопределѐнной формы Введение понятий «неопределенная форма глагола»; суффиксы глаголов в неопределенной форме; учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложениях; введение орфограммы «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме». Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- находить информацию в дополнительных источниках: словарях, интернете, справочниках.
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- находить основание для классификации слов по частям речи;
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения;
- редактировать тексты, используя личные местоимения
130 Закрепление. Проверочная работа по теме «Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола» 1 131, 132 Изменение глаголов по числам 2 Н а б л ю д а т ь за изменением глаголов по числам Осознание изменения глаголов по числам; наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам. 133 Развитие речи. Обучающее изложение по теме «Глагол» 1 134 Развитие речи. Сочинение 1 135- 137 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 3 Н а б л ю д а т ь за изменением глаголов по лицам (без введения термина) Морфологические признаки глагола.
Понятие «род» глаголов. 138, 139 НЕ с глаголами 2 П и с а т ь раздельно не с глаголами Значение частицы не и правила ее написания с глаголами; развитие речи при изменении текстов; формирование представлений о нормах поведения в школе и дома. 140,
141 Глагол 2 О п р е д е л я т ь грамматические признаки глаголов (время и число). И с п о л ь з о в а т ь грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи Систематизация знаний о времени, числе и роде глагола; разбор глагола как части речи; совершенствование орфографические навыки 142 Проверочная работа по теме «Глагол» 1 Контроль изученного по теме «Глагол» 143 Работа над ошибками 1 Находить глаголы в предложениях, текстах. 144 Мониторинговая работа 1 Имя прилагательное (18ч)
145-148
Имя прилагательное 4 Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению;
показать роль имен прилагательных в речи. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану;
- использование полученных знаний в процессе контроля.
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные:
Общеучебные:
- ориентирование в учебнике и умение находить ответы в тексте, иллюстрациях;
- находить информацию в дополнительных источниках: словарях, интернете, справочниках.
- умение учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Логические:
- находить основание для классификации слов по частям речи;
-соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда прилагательных слово с заданными грамматическими характеристиками;
- подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному;
- соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»;
Коммуникативные:
- умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

149 Тест по теме «Имя прилагательное» 1 150,
151 Изменение имён прилагательных по родам и числам 2 Осмыслить грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного; познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам и числам. 152, 153 Изменение имён прилагательных по числам 2 Алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса; написание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода; определение рода «проблемных» имен существительных и согласованных с ними прилагательных. 154 Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам. 1 Знакомство с изменением имен прилагательных по падежам. Склонять прилагательное с существительным. 155 Развитие речи. Сочинение описание. 1 156 Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам. Словарный диктант 1 157, 158 Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам. Проверочная работа 2 Систематизирование полученных знаний об имени прилагательном;
Разбор имени прилагательного как часть речи;
159 Имя прилагательное. Повторение 1 Совершенствование навыка определения числа, рода и падежа имени прилагательного 160 Развитие речи. Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное» 1 Развитие речи при изложении текста с грамматическим заданием. 161 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 1 Разбирать имя прилагательное как часть речи.
Выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм. 162 Работа над ошибками 1 Выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм. Повторение (8ч)
163 Повторение. Слово. Предложение. Текст 1 Работа со словарём, предложением, текстом. Личностные:
- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
- познавательный интерес к русскому языку.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельности;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
- контролирование способа (алгоритма) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану;
- оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Познавательные:
Общеучебные:
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить ответы на вопросы в учебном тексте прирассказывании о гласных и согласных звуках;
- формулирование выводов в результате совместной работы класса и учителя;
Логические:
- различение гласных и согласных звуков;
- умение группировать слова по изученным орфограммам;
- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм;
- прогнозировать наличие определённых орфограмм;
- формирование навыка самоанализа своей работы и самоконтроля;
- формирование умения корректировать выполненную работу.
Коммуникативные:
- умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества.

164 Повторение. Состав слова. 1 Актуализация знаний о составе слова. 165 Повторение. Части речи 1 Актуализация знаний о частях речи; создание представлений о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений; совершенствование в умении различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. 166 Повторение изученных орфограмм 1 Совершенствование навыка написания изученных орфограмм 167 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием 1 168 Работа над ошибками 1 169 Повторение. Правила правописания 1 Совершенствование навыка написания изученных орфограмм 170 Обобщающий урок. Игра «По океану речи» 1 Систематизация знаний