ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ТАЙНА ПОСЛЕДНЕГО АРТЕФАКТА»

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Нижневартовский государственный университет»
Студенческий педагогический отряд «Сердца Севера»











ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА – ЮГРЫ
«ТАЙНА ПОСЛЕДНЕГО АРТЕФАКТА»



























Нижневартовск 2013


Содержание программы
Игровой сюжет смены
Отряды в лагере – Города, во главе с 2 Советниками (вожатыми) и Правителем (капитаном), которые восстанавливают разрушенные Города и находят тайну последнего артефакта. Каждый Город имеет свою тайну, разгадав которую, они получают недостающие элементы артефакта (потерянные человеческие ценности – веротерпимость и толерантность, честность и нравственность, доброта и дружба, справедливость и свобода, любовь и искренность, патриотизм и семейные ценности). Каждый Город имеет свою историю и архитектуру, для того чтобы его восстановить жителям необходимо заработать Кроны (игровая волюта), за которые они могут выкупить архитектурные объекты. Кроны – денежная единица, которую жители получают за участие в мероприятиях смены и работе мастерских (Центр «Летний start-up», Клуб «Молодого сенатора», Центр социального проектирования «Зеленый город», Центр своих ремесел, Клуб летописцев, Караоке-холл « Веселый Менестрель», Клуб «Всичко танци», Клуб «Братьев Люмьер», Театральный клуб «Глобус»). По окончанию работы мастерских наиболее активные жители городов получают сертификаты.
Легенда: На протяжении многих столетий Рыцари Тайного Ордена наблюдали и охраняли существование основных Городов. Их жители находились в согласии и доброте друг с другом. Шло время, нравы людей менялись. Со временем, полученного опыта им стало мало. В Городах нарастал дух соперничества и вражды за материальное и духовное богатство. Так люди, оказались перед невозвратной чертой, за которой что-либо изменить будет невозможно
Пытаясь спасти имеющийся опыт, накопленный веками, Рыцари Тайного Ордена, отправляли жителям, разрушающимся Городам, послания и знаки предостережения, но жители не обращали на это никого внимания и продолжали процесс саморазрушения себя и имеющегося опыта.
Каждые 12 лет, только шестого числа седьмого месяца, когда солнце скрывается за горизонтом, посланник Рыцарей Тайного Ордена спускается к жителям Земли, чтобы передать важное послание, о возможности сохранить мир. Восстановив Города, жители возрождают утерянные ценности. Именно воссоединение главных ценностей человечества помогает разгадать тайну последнего артефакта – восстановить дружбу, согласие и взаимопонимание. Люди должны воспользоваться данным шансом, спасти Города предстоит НАМ!

Направления деятельности
В соответствии с поставленными задачами, содержание проекта включает несколько направлений деятельности:
лидерское: участие в органах самоуправления, сменное лидерство, обучение организаторским и лидерским умениям, включение в деятельность в качестве исполнителя, участника, организатора, генератора идей, лидера детского коллектива;
творческое: формирование практических вокальных, хореографических, режиссерских умений, активное деятельное включение школьников в организацию и проведение творческих дел, праздников, конкурсных программ, организация концертов; реализация собственных творческих проектов.
спортивно-оздоровительное: проведение подвижных, спортивных игр и соревнований, воспитательных дел по формированию мотивации здорового образа жизни, игры на местности;
интеллектуально-познавательное: участие и организация игр, конкурсов и мероприятий интеллектуальной направленности. Определение проблем и разработка социальных и бизнес проектов; обучающие занятия – Мастерские - Клубы и Центры, работа Пресс-центра.
коммуникационное: игры и дела на знакомство, контактность в группе и сплочение коллектива, проведение тематических отрядных огоньков.
Формы воспитательной работы:
Игры: сюжетные, ролевые, деловые, творческие, подвижные, спортивные, интеллектуальные, и др.
Коллективно-творческие дела (КТД): художественные, досуговые, интеллектуальные, трудовые, спортивные, КТД с целенаправленным нравственным содержанием, КТД по работе с активом и др.
Конкурсы: творческие, песенные, театральные, танцевальные, интеллектуальные;
Спортивные соревнования, игры на местности.
Воспитательные дела: Вечерний (отрядный) огонек, прощание с лагерем, операция «Нас здесь не было» и др.
Хеппинг (карнавалы, инсценировка).
Квесты-инкаунтеры.
Мобплейс (флешмобы).
Экскурсии.
Работа Мастерских и Клубов (мастер-классы) – Центр «Летний start-up», Клуб «Молодого сенатора», Центр социального проектирования «Зеленый город», Центр своих ремесел, Клуб летописцев, Караоке-холл «Веселый Менестрель», Клуб «Всичко танци», Клуб «Братьев Люмьер», Театральный клуб «Глобус».

Ключевые дела смены:
МЕРОПРИЯТИЯ:
Открытие смены «Неразгаданный мир»
Работа мастерских по направлениям:
Театральный клуб «Глобус» - для мероприятия «Вечер легенд», Мюзикл, фестиваль пародий «Как две капли воды».
Караоке-холл «Веселый Менестрель», Клуб «Всичко танци» - «Парад звезд», танцевальный Бал, танцевальный флешмоб, посвященный первой волне.
Клуб летописцев - освещение событий, происходящих в Городах.
Центр своих ремесел - к мероприятиям «Битва титанов», День национальных культур «Путешествие по парку национального согласия».
Клуб «Братьев Люмьер» - к мероприятию «Эпоха кинематографии», фотокросс «Летопись времен».
Центр «Летний start-up» - создание молодежных бизнес проектов; выкуп и обмен архитектурных сооружений для функционирования Городов.
Клуб «Молодого сенатора» - подготовка к участию в дебатах, мероприятии «Рыцарский турнир».
Центр социального проектирования «Зеленый город» - развитие и благоустройство своих Городов.
Олимпийские игры - рассчитаны на 3 дня (открытие олимпийских игр (конкурс групп поддержек, зажжение олимпийского огня) русско-народные, древнегреческие и современные состязания, закрытие (награждение победителей, выдача крон)).
Вечерние мероприятия: мероприятия «История Ромео и Джульетты» и «Путешествие по парку национального согласия», конкурс «Рыцарский турнир», Мюзикл.
Ролевые игры «Захват знамени», «Пирамида Луны и Солнца».
Игры-квесты «Тайна последнего артефакта», «Путь, освещенный Александрийским маяком»
Тематические дни - «История своего Города».
Аукцион Городов.
Закрытие смены «Найденный артефакт».

Механизм реализации программы
Характеристика основных периодов
1 период – организационный (ввод в смену «Тайна последнего артефакта»).
Сроки проведения – 1-3 день.
Цель: Знакомство с правилами смены, подготовка к смене: знакомство с легендой. Выборы органов соуправления, коллективное планирование, подготовка отрядных мест, знакомство с территорией, традициями лагеря, правилами поведения (Приложение 1,2,4,5,6).

2 период – основной.
Сроки проведения – 4-18 день (15 дней)
Цель: Поиск и сохранение ценностей.
Работа Мастерских (Примерная Программа работы мастерских – Приложение 3).
3 период – заключительный.
Сроки проведения 19-21 день (3 дня)
Цель: Подведение итогов смены. Раскрытие тайны последнего артефакта (Приложение 7).

Организация жизнедеятельности детского коллектива.
Участники смены делятся на 6 отрядов по 28 и 30 человек. С каждым отрядом работает 2 Советника (вожатых). Вырабатываются законы жизни в Городе, обязанности жителей Городов. Каждый житель посещает Мастерские по выбору.
Высшим совещательным органом является Сбор советников (совет вожатых).
Совет правителей собирается в начале каждого дня. На Совете правителей получают необходимую информацию по организации дня, работе органов власти, решаются вопросы по проведению мероприятий.
Схема управления сменой
13 EMBED PBrush 1415


Верховный правитель – руководитель смены, высший орган власти
Советники – совет вожатых. Участвуют в планировании и организации работы органов власти.
Правители – капитаны отрядов.
Казначейство – орган, отвечающий за казну Города.
Летописцы – жители Города, отвечающие за просветительскую деятельность.
Народное собрание – собрание жителей Города, на котором обсуждаются и решаются проблемы.
Земство – орган власти, отвечающий за обустройство и благоустройство.
Состав Пантеона – орган власти, отвечающий за спортивную жизнь Города.
Творцы – творческая группа жителей, отвечающая за досуг населения.

Система стимулирования
Моральные формы поощрения:
- размещение фотографии в Алее Славы;
- благодарственные письма в адрес учебных заведений, родителям;
- грамоты, дипломы.
Материальные формы поощрения:
В каждом Городе имеется денежная единица – крон. Кроны зарабатываются в результате участия в мероприятиях смены и мастерских (мастер-классы). Кроны обмениваются на архитектурные сооружения. В каждом Городе есть своя тайна, разгадав которую, жители Города получает недостающий элемент в виде фрагмента артефакта (потерянную человеческую ценность).
Символика и атрибутика
Эмблема и Флаг смены;
Флаги каждого Города;
Отрядные символы и атрибуты;
Атрибуты советников (футболки, буфы);
Атрибуты правителей.

Условия реализации программы
Организационное обеспечение. Комплектование пакета нормативно – правовых документов, регламентирующих работу оздоровительного центра, моделирование и структурирование деятельности лагеря, отрядов, заключение договоров.
Научно – методическое обеспечение. Составление программы смены. Отбор педагогически целесообразных форм работы. Комплектация методической копилки специальной литературы по различным направлениям воспитательной и досуговой деятельности оздоровительного центра. Разработка системы контроля результатов педагогической деятельности, подведение итогов, анализа. Формирование пакета диагностических методик (Приложения 6,7).
Мотивационное обеспечение. Добровольность участия детей в деятельности, предоставление ему права выбора направления деятельности и возможности проявить себя в соответствии с его индивидуальными качествами. Организация различных видов стимулирования активности и самостоятельности. Применение системы поощрений. Систематическое информирование о результатах соревнований, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Педагогическое обеспечение. Максимальное включение детей и подростков в различные формы участия в разработке, подготовке, анализе мероприятий. Сочетание индивидуального и коллективного включения участников программы в различные формы деятельности. Многообразие предлагаемых видов деятельности и использование современных нетрадиционных форм воспитательной работы.
Кадровое обеспечение. Педагогический отряд формируется из числа студентов старших курсов и преподавателей Нижневартовского государственного университета, имеющие опыт работы в загородных и курортных детских оздоровительных лагерях и молодежных центрах.

Список используемой литературы:

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И.. Что делать с детьми в загородном лагере? – Кострома: МЦ «Вариант», 2001.
Должиков И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно массовые мероприятия в детском лагере. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Игры на местности. Методические рекомендации / Составитель Медведева И.А. - Нижневартовск, Методический отдел МОУДО «ЦДТ», 2002.
Инициативы лета. Информационно методический сборник Комитета по делам семьи и молодежи г. Москвы 2003.
Коваль М.Б. Ключ к успеху: пособие для работников учреждений летнего отдыха в дополнительных учреждениях. М., 1998.
Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. Ролевая игра в детском загородном лагере: Методика проведения игровой тематической смены – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Левина И.Д. Как провести творческий конкурс в летнем лагере // Народное образование, 2000, № 4/5
Мастер лета: (Методические рекомендации) / Составитель – О. А. Солдатова – Ханты-Мансийская окружная общественная организация «Российский союз молодёжи», 2010. – 72с.
Методическое пособие по организации летнего отдыха детей. Под ред. Е.Г. Мазуровой, Х-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1994.
Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря: Методическое пособие. Под. Ред. Т.В. Токаревой. Нижневартовск: Издательство, 2002.
Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М: НИИ Школьных технологий, 2008.
Полезные советы на одно лето: Методические рекомендации по организации воспитательной работы в загородном лагере / Составитель – Е.В. Бритвина. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2001.
Программа летнего оздоровительного отдыха «Фабрика звезд» (методические рекомендации). Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2004.
Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт. – сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Чагина Н.С. Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей. – М.: АПКиППРО, 2008.
Шемелин В.И. Игры в оздоровительном лагере//Физическая культура в школе, 2000, № 3

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Законы жизни Городов

1. Закон правой руки
Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.
2. Закон времени
Береги время, будь пунктуальным
3. Закон плеча
Будь опорой и поддержкой в трудную минуту
4. Закон творчества
Будь активным в отрядных и общелагерных делах
5. Закон чистоты
Лагерь твой дом, содержи его в чистоте и порядке.
6. Закон вежливости
Будь вежлив, уважай старших
7. Закон природы
Будь защитником природы, соблюдай правила поведения в зеленой чаще. Не рви! Не сори! Не ломай!
8. Закон спорта
Активно участвуй в спортивных мероприятиях, укрепляй свое здоровье. Живи под девизом «Физкультура и спорт - здоровье»
9. Закон дисциплины
Соблюдай распорядок дня.
«Мы знаем свои права и обязанности»
Участники Программы имеют право на:
Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений.
Свободное посещение и участие в развлекательно-образовательных мероприятиях, проводимых в ДОЛ.
Участие в управлении Городов.
Посещение мастерских по выбору.
Бесплатное пользование библиотечным фондом.
Условия отдыха, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
Защиту от применения методов физического и психического насилия.
Добровольное участие в трудовых десантах.
Сотрудники Программы обязаны:
Выполнять правила внутреннего распорядка.
Бережно относиться к имуществу ДОЛ.
Уважать честь и достоинство других сотрудников и работников ДОЛ.
Выполнять требования работников ДОЛ, относящихся к правилам внутреннего распорядка и их компетенции.
Соблюдать распорядок дня и санитарно-гигиенические требования.
Сотрудникам Программы запрещается:
Привозить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные или наркотические вещества.
Использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам.
Применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства.
Высказывать оскорбления в чей-либо адрес.
Производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих или приводящие к порче имущества ДОЛ.
Покидать территорию Лагеря без разрешения Директора.



Приложение 2

Функции участников программы
(должностные инструкции)

Руководитель программы:
осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности оздоровительного центра в соответствии с Законодательством РФ;
разрабатывает совместно с педагогическим коллективом программы, определяющие основы жизни оздоровительного центра;
обеспечивает взаимодействие всех служб центра, осуществляющих организацию полноценного отдыха участников программы;
определяет должностные обязанности работников, создает условия повышения профессионального мастерства;
следит за выполнением правил внутреннего распорядка сотрудниками;
руководит деятельностью педагогического Совета центра;
осуществляет контроль за качеством питания;
совместно с медицинскими работниками следит за санитарным состоянием помещений и территории центра, соблюдением взрослых санитарно-эпидемиологических норм
несет ответственность за жизнь и безопасность участников программы;
осуществляет контроль за качеством выполнения программы;
координирует организацию воспитательного процесса;
комплектует педагогические кадры, организует методическую подготовку педагогических кадров перед заездом;
составляет план работы на каждую смену;
утверждает распорядок дня;
разрабатывает и проводит ежедневные планерки;
создает условия, необходимую базу для активных занятий детей в центрах, спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания;
осуществляет связь родителями;
оценивает работу вожатых по итогам летней педагогической практики;
составляет отчет по итогам смены и отчитывается перед вышестоящими организациями о выполнении программы.

Старший педагог:
осуществляет общее руководство воспитательной программой в ходе лагерной смены;
подчиняется правилам внутреннего распорядка центра, распоряжениям администрации;
принимает участие в составлении плана работы на смену;
организует взаимодействие всех воспитательных структур центра;
осуществляет контроль за деятельностью вожатых, инструкторами, руководителей лабораторий;
организует и проводит линейки;
совместно с руководителем программы разрабатывает и проводит ежедневные планерки;
обеспечивает методическую помощь вожатым;
совместно с руководителем программы решает вопросы поощрения и наказания;
совместно с руководителем программы оценивает работу вожатых по итогам летней педагогической практики;
разрабатывает, планирует и проводит массовые воспитательные мероприятия;
проводит работу с педагогическим коллективом по созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы;
составляет отчет по итогам смены.

Вожатый:
подчиняется руководителю программы и старшему педагогу;
подчиняется правилам внутреннего распорядка центра, распоряжениям администрации;
следит за соблюдением детьми правил внутреннего распорядка центра;
принимает активное участие в деятельности педагогического коллектива центра, выступает на педсоветах, выдвигает самостоятельные решения;
отвечает за жизнь и здоровье детей и подростков;
участвует в ежедневных планерках;
занимается самовоспитанием и самообразованием, совершенствует педагогические умения, развивает культуру общения и речи;
проводит с детьми интересную, психологически и педагогически целесообразную работу и полноценно организовывает всю жизнедеятельность коллектива в соответствии с их возрастом, интересами и потребностями;
разрабатывает и проводит воспитательные (досуговые) мероприятия с учетом возраста, состояния здоровья и пожелания ребят;
своевременно и аккуратно ведет педагогический дневник и предоставляет старшему педагогу.

Руководитель Мастерской:
осуществляет программу работы лаборатории в соответствии с программой смены;
подчиняется правилам внутреннего распорядка центра, распоряжениям администрации;
создает условия для максимально эффективной творческой, физической и социальной реализации детей, для обмена опытом;
разрабатывает план работу лаборатории на смену;
проводит систематические занятия лаборатории с учетом индивидуальных особенностей детей;
несет персональную ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков;
следит за использованием безопасных для жизни материалов;
проводит инструктаж по технике безопасности;
способствует созданию благоприятной атмосферы в ходе занятий, повышению уровня развития коммуникативных навыков детей;
проводит силами участников программы презентацию, концерты по итогам работы;
участвует в организации массовых мероприятий;
участвует в ежедневных планерках;
составляет отчет о деятельности лаборатории по итогам смены.

Инструктор по спорту:
всесторонне укрепляет здоровье, физическое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей
подчиняется правилам внутреннего распорядка центра, распоряжениям администрации;
составляет план спортивных мероприятий на смену;
организовывает и проводит спортивные и туристические мероприятия;
организует и проводит утреннюю зарядку;
несет ответственность за подготовку мест для спортивных занятий и мероприятий;
несет ответственность за жизнь и безопасность детей в период проведения спортивных и туристических мероприятий (соревнований);
оказывает содействие в проведении массовых мероприятий;
участвует в ежедневных планерках;
составляет отчет о деятельности по итогам смены.

Приложение 3.
Приложение 5
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(приведен перечень имеющихся и разработанных документов)


ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУКЦИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ

Инструкция по пожарной безопасности для вожатых и детей.
Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях для вожатых.
Инструкция по охране труда для старшего вожатого.
Инструкция по охране труда для вожатого.
Инструкция по охране труда для инструктора по физической культуре.
Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов и др.) для вожатых и детей.
Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.) для вожатых и детей.
Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций для вожатых и детей.
Инструкция по охране труда при проведении спортивных соревнований для вожатых и детей.
Инструкция по безопасности при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом для вожатых и детей.
.Беседы для воспитанников по пожарной безопасности.

ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДОЛ «АСТРА» ММЦ ПРИМОРСКО (РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ).









Приложение 6
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
Твои ожидания

Дорогой друг! Ты приехал в детский центр. Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!
1. Твой пол: а) мужской б) женский
2. Твой возраст ______ лет
3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые
____________________________________________________________________
4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах, как
____________________________________________________________________
5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться_____________________
____________________________________________________________________
6. Я надеюсь, что наш вожатый будет
____________________________________________________________________
7. Отдых для меня будет полезным, если_________________________________
____________________________________________________________________
8. Я хотел бы научиться _______________________________________________
9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я
____________________________________________________________________
10. Я буду протестовать, если меня заставят
____________________________________________________________________
11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в центре или уехать, я бы ____________________________________________________________________
12. Я хотел бы, чтобы режим дня включал в себя


Приложение 7

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Удовлетворенность пребыванием в ДОЛ (центре)
Дорогой друг! Закончилась еще одна смена в детском центре. У тебя появились новые друзья, новые впечатления. Но все ли, о чем мечтал, сбылось? Ведь лето такое короткое, а желаний всегда много. Что тебе запомнилось, что тебя радовало и огорчало, захочешь ли ты еще раз здесь провести лето? Давай еще раз вместе вспомним нашу смену.
1. Удовлетворен ли отношениями с ребятами в отряде? Подчеркни нужное: да: скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да; нет.
2. Каковы взаимоотношения между ребятами? Подчеркни нужное: дружные, приятельские, равнодушные, холодные, враждебные.
3. Каким ты считаешь свой отряд?
сплоченным и дружным;
дружным, но далеко не всегда;
скорее разобщенным, чем дружным;
разобщенным, с отдельными замкнувшимися группировками;
каждый сам по себе.
4. Оказывало ли влияние на твое поведение мнение ребят, всего отряда? Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да: нет.
5. Укажи дела, которые тебе запомнились ______________________________
Почему? Подчеркни нужное:
узнал много нового; принесли пользу людям;
все дружно действовали; сами все придумывали;
я был организатором; мы победили в соревновании;
работали вместе со всеми;
6. Я с удовольствием участвовал в том, что делал мой отряд, когда
мы приносили пользу другим людям;
чувствовал, что я нужен другим;
все вместе дружно работали;
был случай покомандовать;
со всеми мне было интересно;
я знал, что могу проявить себя;
я знал, что смогу что-то новое узнать и чему-то научиться;
нравился взрослый, который работал с нами;
это расширяло и укрепляло круг моих друзей;
это интересное дело, и я получал от него удовольствие;
участвовал, потому что не хотел быть «белой вороной»;
участвовал, так как это помогло мне выделиться среди товарищей.
7. Мои поручения в отряде. Как ты оцениваешь результаты выполнения поручений?
моя работа приносила пользу отряду и была интересна мне;
отряду было полезно, но мне неинтересно;
было интересно мне, приносило мало пользы отряду;
работа была бесполезна.
ТЕСТ « Я – ЛИДЕР »
Инструкция : У номера вопроса поставь цифру, соответствующую твоему ответу:
4 – полностью согласен с приведенным утверждением;
3 – скорее согласен, чем не согласен;
2 – трудно сказать;
1 – скорее не согласен, чем согласен;
0 – полностью не согласен.
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели
3. Я знаю, как преодолевать трудности
4. Я люблю искать и пробовать новое
5. Я легко могу убедить в чем – то моих товарищей
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело
7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни
11. Я хорошо планирую свое время и работу
12. Я легко увлекаюсь новым делом
13. Мне легко устанавливать нормальные отношения с товарищами
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их
15. Ни один человек не является для меня загадкой
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать этого окружающим
18. Для меня важно достижение цели
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее
22. У меня всегда все получается
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить
28. Принимая решение, перебираю различные варианты
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным
30. Я могу правильно подобрать людей для организации какого – либо дела
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали
33. Если в работе у меня встречаются трудности, я не опускаю руки
34. Я никогда не испытываю чувство неуверенности в себе
35. я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу
41. Никто и никогда не испортит мне настроение
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей
43. Решая проблемы, использую опыт других
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами
46. Я умею контролировать работу моих товарищей
47. Я умею находить общий язык с людьми
48. Мне легко удается сплотить своих товарищей вокруг какого – либо дела
Самооценка лидерства
Что для вас важнее в игре?
А) победа
Б) развлечение
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) проявлять инициативу, предлагать что – либо
Б) слушать и критиковать то, что предлагают другие
3. Способны ли вы выдержать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) да Б) нет
4. Нравится ли вам когда вас хвалят прилюдно?
А) да Б) нет
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) да Б) нет
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что – либо такое, что интересно другим?
А) да Б) нет
7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) да Б) нет
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) нет Б) да
9. Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) да Б) нет
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) да Б) нет

Тест «Творческий потенциал»
(автор О. И. Тушканова)

Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях:
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в нем.
2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное Вас привлекает;
б) неизвестное Вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если Вам это нравится.
8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, хотите научиться только самому основному;
в) нет, хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, т. к. понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, «нужности» профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность Вам понравилась и за помнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запомните только то, что Вас интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, только если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично будете ли Вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать.
16. Когда Вы один:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей деятельностью.
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы думаете о ней:
а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;
б) Вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни вы слушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка результатов:
За ответы присваиваются: «а» - 3 очка, «б» - 1 очко, «в» - 2 очка. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы любознательности детей; вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - претензии; вопросы 12 и 14 - «слуховую» память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - Ваше стремление быть независимым; вопросы 16,17 - способность абстрагироваться, вопрос 18 - степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала детей.
49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Но Вы обладаете и качествами, которые тормозят процесс творчества.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал невелик. Но, быть может, Вы просто недооценили себя, свои способности?












Студенческий педагогический отряд «Сердца Севера»



13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Нижневартовский государственный университет































Root Entry