ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ТАЙНА СЕМИ ПЛАНЕТ»

ГОУ ВПО НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД «СЕРДЦА СЕВЕРА»


















ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«ТАЙНА СЕМИ ПЛАНЕТ»




























Нижневартовск 2011

ИНФОРМАЦИОННАЯ
Обоснование программы.
Современные социокультурные изменения, происходящие в нашей стране не могли не затронуть проблемы воспитания подрастающего поколения, оптимизации процессов его развития и социализации. Требования времени обусловили переход в педагогической деятельности от объяснения к пониманию, от монолога - к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению личности. Главными ориентирами воспитательной деятельности становятся: доверительность отношений, духовная открытость и близость к детям, сопереживание их трудностям и проблемам. Характерной чертой нынешнего периода является обращение к философии гуманизма, создание инновационных гуманистических концепций, программ и технологий. В связи с чем на первый план выступают такие ценностные понятия, как самоопределение, самоорганизация, духовное самостроительство, самобытность и личностное творчество, свобода, выбор, альтернатива и автономность личности, культура взаимопонимания и взаимодействия субъектов воспитания, диалогизм, двудоминантность, взаимодействие и взаимопроникновение участников воспитательного процесса, отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни и многие другие.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ "О праздновании пятидесятилетия полета в космос Ю.А.Гагарина". Согласно этому документу, 2011 год объявляется в РФ Годом российской космонавтики. В связи с этим была разработана комплексная программа отдыха детей и подростков «Тайна семи планет»
Воспитание должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека. Сегодня мы все чаще говорим о гуманистическом типе педагогической культуры, суть которой состоит в ценностном отношении к детству. Но для создания и реализации такого бережного гуманного отношения необходимым условней является организация подлинно гуманистических, партнерских, диалоговых, органично взаимосвязанных и взаимодополняющих отношений всех субъектов социокультурной среды. Поскольку детские оздоровительные центры в настоящее время выступают как важнейшие социальные институт, способствующие развитию, воспитанию и оздоровлению, детей, то они выполняют целый ряд важнейших функций в обществе:
развивают творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности;
способствуют его оздоровлению, закалке, воспитанию валеологической культуры,
воспитывают чувство коллективизма, вырабатывают коммуникативные навыки и т.д.
Мы считаем, что детский лагерь призван, способен и может стать активным субъектом реализации вышеназванных проблем, а также оазисом понимания, гуманного отношения и организации интересной жизнедеятельности каждого ребенка. Сегодняшний детский лагерь способен найти оптимальные, жизненно важные и личностно актуальные способы деятельности в широком диапазоне различных внутренних и средовых процессов, те жизненно важные технологии и формы работы, которые позволяли бы поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье ребенка. Все вышеназванное подтверждает актуальность данной программы.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников ;
необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Основной состав лагеря – это победители школьных и городских олимпиад, лидеры и члены детских и молодёжных общественных организаций, участники творческих конкурсов, городского, окружного и всероссийского уровня в возрасте 12-17 лет.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Цели, задачи, предполагаемый результат.
Цели:
Способствовать формированию у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, посредством включения их в социально-значимую и творческую деятельность.
Воспитание толерантности и гуманизма среди детей и подростков.
Формирование познавательного интереса подростков.

Задачи:
Развитие коммуникативных способностей детей и подростков в условиях временного коллектива.
Формирование умений и навыков художественно-эстетической деятельности.
Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений.
Профилактика проявлений ксенофобии и экстремизма
Расширение знаний и представлений подростков в области языкознания, культурологи, астрономии.
Развитие организаторских умений и лидерских качеств детей и подростков.
Укрепление здоровья, развитие физической силы детей и подростков.
Расширение активной позицию ребенка во всех сферах общественной жизни, создание условий для личностного роста.

Предполагаемые результаты реализации программы:
приобретение и реализация в практической деятельности вокальных, хореографических, актерских умений и навыков;
формирование позитивных межличностных отношений;
развитие организаторских и коммуникативных навыков;
совершенствование навыков практического лидерского поведения;
укрепление физических и психических сил, приобретение навыков здорового образа жизни;
приобретение социального опыта посредством апробации новых социальных ролей, формирование способности к объективной самооценке и рефлексии.
Концептуальные основы:
Авторская концепция программы основывается на нескольких принципах, которые в большей степени отражают представление авторов о том, с каких позиций необходимо рассматривать процессы отдыха и оздоровления детей, участников смены:
Принцип системности. Процесс воздействия окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического)
Принцип гуманистического подхода. Основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважение его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.
Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, спортивные, практические.
Принцип творческого саморазвития. Реализуется посредствам побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, так как, чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии.
Принцип демократического сотрудничества. Реализуется на основании равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.
Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных мероприятиях, отрядных и общелагерных делах. Все виды и формы деятельности, непосредственно связаны с ребенком и доступны ему.
Принцип игры. Как основа жизнедеятельности лагеря. Игра-метод организации и сплочения коллектива, важнейшее тренинговое средство развития человеческих, психологических качеств. Она развивает, обучает, воспитывает, дает отдых, формирует и развивает творческие способности. Ее можно рассматривать как основную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности личности и коллектива.
Принцип патриотизма. Этот принцип предполагает собой формирование национального сознания у молодежи, как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие нашей страны.
Принцип толерантности. Принцип предполагает наличие множества мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, другому образу жизни и поведению людей, не выходящего за нормативные требования законов.
Принцип духовности. Проявляется в формировании у детей и подростков жизненно необходимых духовных ориентаций, потребностей к освоению и созданию ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих моральных норм , интеллигентности и менталитета российского гражданина.
Принцип индивидуализации. Формирует систему воспитания, направленную на производство индивидуально ориентированной личности с учетом задатков, умений и возможностей каждого ребенка в процессе воспитания и социализации.
Содержание программы

Игровой сюжет смены
Отряды в лагере – Экипажи, во главе с капитаном и 2 советниками (вожатыми), путешествуют по семи планетам. На каждой планете есть тайна, разгадав которую, они получают недостающий элемент в виде метеорита (потерянную человеческую ценность). Для того чтобы адаптироваться на той или иной планете, экипажу придётся пройти подготовку на Космической учебной базе (К.У.Б.), в таких направлениях как: «Актерское мастерство», «Лидерские качества», «КВН-студия», «Хореография», «Киноакадемия», «Конферанс». Во время путешествия, экипажи будут останавливаться на спутниках и космических станциях, на которых их поджидают другие препятствия. В итоге всего путешествия они возвращаются на Землю, и восстанавливают гармонию, мир и порядок.
Легенда: В необъятных просторах космоса, среди множества планет и галактик, существовала одна планета. Это планета под названием Земля, она совсем не большая, и в огромном космосе её вряд ли можно назвать выдающейся, но раньше на ней было то, что отличало её от огромного множества планет - это человеческие ценности. Раньше обитатели Земли жили в мире и гармонии, они помогали друг другу, радовались своей жизни.
Однако случилось так, что планета стала гибнуть. Люди перестали дружить. Началось всё с простого непонимания и переросло в конфликты и войны. Так люди, утратили свои ценности на которых, много веков опиралось человечество.
Такая ситуация не могла продолжаться вечно, и в один прекрасный день среди людей появилось группа Советников – людей, с разных далёких краёв, обладающих мудростью и желающих спасти планету. Для этого им необходимо собрать экипаж космического корабля, и отправится в путешествие по далёким уголкам космоса, по семи тайным планетам, на которых сохранены утраченные человеческие ценности.
После того, как экипажи соберут все недостающие элементы – человеческие ценности, они вернуться домой, и возродят родную планету.

Направления деятельности
В соответствии с поставленными задачами, содержание проекта включает несколько направлений деятельности:
лидерское: участие в органах самоуправления, сменное лидерство, обучение организаторским и лидерским умениям, включение в деятельность в качестве исполнителя, участника, организатора, генератора идей, лидера детского коллектива;
творческое: формирование практических вокальных, КВНовских, хореографических, режиссерских умений, активное деятельное включение школьников в организацию и проведение творческих дел, праздников, конкурсных программ, организация концертов; реализация собственных творческих проектов.
спортивно-оздоровительное: проведение подвижных, спортивных игр и соревнований, воспитательных дел по формированию мотивации здорового образа жизни, разработка наглядных пособий, газет и агит-листков по пропаганде ЗОЖ, игры на местности;
интеллектуально-познавательное: участие и организация игр, конкурсов и мероприятий интеллектуальной направленности. Определение проблем и разработка социальных проектов; обучающие занятия – лаборатории, работа Пресс-центра.
коммуникационное: игры и дела на знакомство, контактность в группе и сплочение коллектива, проведение тематических отрядных огоньков.

Формы воспитательной работы:
Игры: сюжетные, ролевые, деловые, творческие, подвижные, спортивные, интеллектуальные, и др.
Коллективно-творческие дела (КТД): художественные, досуговые, интеллектуальные, трудовые, спортивные, КТД с целенаправленным нравственным содержанием, КТД по работе с активом и др.
Конкурсы: творческие, песенные, театральные, танцевальные, КВН, интеллектуальные;
Спортивные соревнования, игры на местности.
Воспитательные дела: Вечерний (отрядный) огонек, Прощание с морем и др.
Экскурсии.
9. Мастер-классы – «К.У.Б.-ы» («Актерское мастерство», «Лидерские качества», «КВН-студия», «Хореография», «Киноакадемия», «Конферанс», «Hand made»).

Ключевые дела смены:
МЕРОПРИЯТИЯ:
Открытие смены «Вперед к бескрайним просторам»
Подготовка на «К.У.Б.-ах» по направлениям: «Актерское мастерство» - для мероприятия «История планеты Блук», Чемпионат по пантомимическим играм «Цветовой индикатор»
Подготовка на «К.У.Б.-ах» по направлениям: «Хореография», «КВН», «Конферанс» - «Звездный калейдоскоп», танцевальный конкурс «Spacedance»
Подготовка на «К.У.Б.-ах» по направлениям: «Киноакадемия» - Фотокросс «Остановись мгновение, ты прекрасно», Кинофестиваль «Миллионы световых лет»
Подготовка на «К.У.Б.-е» по направлению: «Hand made» - к мероприятию «Парад планет»
Межгалактические олимпийские игры - рассчитаны на 2 дня (русско-народные, народные или как в самом начале игр - древнегреческие)
Вечерние мероприятия: конкурсы и викторины «Говорун шоу», «Galaxy party», «Шахматы профессора Селезнева»
Ролевые игры «Космическое противостояние», «Ночь триффидов»
Игры-квесты «Тайна третей планеты», «Курс на систему Медуза»
Тематические дни «День наоборот», «Парад планет»
Пресс конференции с ведущими мастер-классов
Закрытие смены «Земля в иллюминаторе»

Распорядок дня:
Время
Элементы режима дня

8:00-8:15
Подъём

8.15-8.30
Космический бодрячок

8.30-9.00
Утренний туалет

9.00-9.30
Завтрак

9.30-9.45
Уборка комнат

9.45-10.00
Совет капитанов

10.00-12.00
Море

12.00-13.00
Отдых после моря, гигиенические процедуры

13.00-14.00
Обед

14.00-16.00
Работа мастер-классов

16.00-16.15
Полдник

16.15-17.30
Море

17.30-19.00
Работа мастер-классов/Подготовка к вечернему мероприятию

19.00-20.00
Ужин

20.00-22.00
Вечернее мероприятие

22.00-22.30
Вечерний огонек

22.30-22.45
Вечерний туалет

23.00
Отбой


Механизм реализации программы
Характеристика основных периодов
1 период – организационный (ввод в смену «Тайна семи планет»).
Сроки проведения – 1-3 день.
Цель: Знакомство с правилами смены, подготовка к смене: знакомство с легендой. Выборы органов соуправления, коллективное планирование, подготовка отрядных уголков, знакомство с территорией, традициями лагеря, правилами поведения.
2 период – основной.
Сроки проведения – 4-18 день (15 дней)
Цель: Поиск и сохранение потерянных ценностей.
Работа космических учебных баз (К.У.Б.):

К.У.Б. «Актерское мастерство», «Хореография», «КВН», «Hand made», «Конферанс»
Цель: Знакомство с различными видами искусства: хореография, живопись, вокал, театр, музыка, ораторское искусство, умение вести себя на сцене и т.д.

К.У.Б «Киноакадемия»
Цель: Развитие умений и навыков в области киноиндустрии (режиссура, написание сценариев, операторская съемка, монтаж)

К.У.Б. «Лидерские качества»
Цель: Организация дел на выявление и формирование лидерских качеств, проведение тренингов и круглых столов по проблеме.

3 период – заключительный.
Сроки проведения 19-21 день (3 дня)
Цель: Подведение итогов смены. Обряд возрождения планеты.

Организация жизнедеятельности детского коллектива.
Участники смены делятся на 5 отрядов по 30 человек. С каждым отрядом работает 2 вожатых. Вырабатываются законы жизни на космической станции, обязанности членов экипажа, разрабатывается отрядный судовой журнал.
Каждый член экипажа посещает К.У.Б (космическая учебная база) по выбору: «Актерское мастерство», «Лидер», «КВН-студия», «Хореография», «Киноакадемия», «Конферанс», «Hand made».
Высшим совещательным органом является Сбор советников (совет вожатых).
Совет капитанов собирается в начале каждого дня. На Совете капитаны космического экипажа (капитаны отрядов) получают необходимую информацию по организации дня, работе экипажа, решаются вопросы по проведению мероприятий.
На уровне космической станции (всего лагеря) функции самоуправления по организации работы соответствующего направления выполняются «Срветниками», «Фитнес клубом», «Руководителями К.У.Б.-ов», «Инфо-центром».


Система управления сменой















Советники – Совет вожатых. Участвует в планировании и организации работы космических экипажей.
Совет капитанов – Участвует в планировании работы комической станции, руководит организацией творческих дел, принимает решения о присвоении званий и степеней.
Руководители К.У.Б.-ов – руководители практических занятий по отдельным темам.

Для организации соуправления в отряде используется система чередования социальных (творческих) поручений. Отряд разбивается с учетом пожеланий детей на следующие группы: Пресс-центр, Группа творчества, Спортивная группа.

Капитан экипажа
- Участвует в планировании работы комического экипажа, руководит организацией творческих дел, принимает решения о присвоении званий и степеней;

Пресс-центр (Инфо-центр)
– собирает информацию, освещает ее в отрядном уголке, сотрудничает с редакцией общелагерного Инфо-центра;

Группа творчества
– творческая группа, которая разрабатывает, организует и проводит отрядные КТД, игры и развлечения, разрабатывает задания, подводит итоги;

Спортивная Группа (Фитнес клуб)
- организует спортивные игры и соревнования, контролирует спортивный инвентарь, оказывает необходимую помощь в работе инструкторов по спорту;


Лидер группы представляет отряд в соответствующем «Управлении» лагеря, выступая в роли организатора не только отрядных, но и массовых мероприятий. Итоги работы групп в различном качестве подводится на отрядном огоньке.
Капитан экипажа – надежный помощник советника (вожатого). Ему дается право поднятия флага, сдача рапорта, участия в жеребьевке, высказывание мнения отдела на совете капитанов. Капитан экипажа имеет свои отличительные лидерские знаки.
После выбора капитана экипажа, следует выбирать Заместителя «Капитана дня следующего», чтобы он мог получить информацию и опыт работы. Таким образом, ежедневно на совете работает капитан, а заранее выбранный капитан на следующий день оказывает ему помощь и поддержку, учится быть Капитаном экипажа.

Система стимулирования
Моральные формы поощрения:
- размещение фотографии в Галерее почёта;
- благодарственные письма в адрес учебных заведений, родителям;
- грамоты, дипломы.
Материальные формы поощрения:
На каждой планете есть тайна, разгадав которую, экипаж получает недостающий элемент в виде метеорита (потерянную человеческую ценность). Успехи экипажа отмечается в судовом журнале экипажа.
Символика и атрибутика
Эмблема смены;
Отрядные символы и атрибуты;
Атрибуты вожатых (футболки, буфы);
Атрибуты капитанов экипажа.
Условия реализации программы
Организационное обеспечение. Комплектование пакета нормативно – правовых документов, регламентирующих работу оздоровительного центра, моделирование и структурирование деятельности лагеря, отрядов, заключение договоров.
Научно – методическое обеспечение. Составление программы смены. Отбор педагогически целесообразных форм работы. Комплектация методической копилки специальной литературы по различным направлениям воспитательной и досуговой деятельности оздоровительного центра. Разработка системы контроля результатов педагогической деятельности, подведение итогов, анализа. Формирование пакета диагностических методик (См. Приложения).
Мотивационное обеспечение. Добровольность участия детей в деятельности, предоставление ему права выбора направления деятельности и возможности проявить себя в соответствии с его индивидуальными качествами. Организация различных видов стимулирования активности и самостоятельности. Применение системы поощрений. Систематическое информирование о результатах соревнований, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Педагогическое обеспечение. Максимальное включение детей и подростков в различные формы участия в разработке, подготовке, анализе мероприятий. Сочетание индивидуального и коллективного включения участников программы в различные формы деятельности. Многообразие предлагаемых видов деятельности и использование современных нетрадиционных форм воспитательной работы.
Кадровое обеспечение. Педагогический отряд формируется из числа студентов старших курсов и преподавателей Нижневартовского государственного гуманитарного университета, имеющие опыт работы в загородных и курортных детских оздоровительных лагерях и молодежных центрах.
Список используемой литературы:

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И.. Что делать с детьми в загородном лагере? – Кострома: МЦ «Вариант», 2001.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС. Учебное пособие по организации досуга детей в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС-2. Учебное пособие по организации досуга детей в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Григоренко Ю.Н. КИПАРИС-3. Учебное пособие по организации досуга детей в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н. Пушина М.А. КИПАРИС-4. Учебное пособие по организации досуга детей в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
«Дети. Каникулы.Творчество»./ Сост. Волгунов В.А.-г. Н.Новгород, изд. «Педагогические технологии», 2004.
Иванов И.П. Энциклопедия КТД. Москва, 1989.
Игры на местности. Методические рекомендации / Составитель Медведева И.А. - Нижневартовск, Методический отдел МОУДО «ЦДТ», 2002.
Инициативы лета. Информационно методический сборник Комитета по делам семьи и молодежи г. Москвы 2003.
Коваль М.Б. Ключ к успеху: пособие для работников учреждений летнего отдыха в дополнительных учреждениях. М., 1998.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Левина И.Д. Как провести творческий конкурс в летнем лагере // Народное образование, 2000, № 4/5
Мастер лета: (Методические рекомендации) / Составитель – О. А. Солдатова – Ханты-Мансийская окружная общественная организация «Российский союз молодёжи», 2010. – 72с.
Методическое пособие по организации летнего отдыха детей. Под ред. Е.Г. Мазуровой, Х-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1994.
Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря: Методическое пособие. Под. Ред. Т.В. Токаревой. Нижневартовск: Издательство, 2002.
Полезные советы на одно лето: Методические рекомендации по организации воспитательной работы в загородном лагере / Составитель – Е.В. Бритвина. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2001.
Программа летнего оздоровительного отдыха «Фабрика звезд» (методические рекомендации). Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2004. – 50 с.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. Учебно-методическое пособие. М.: «Владос», 1999.
«Социализация детей в условиях социозащитного оздоровительного детского лагеря дневного пребывания» Методическое пособие (Из опыта работы окружной экспериментальной площадки ДОЛ «Островок Надежды»)/ Под. Ред. Токаревой Т.В. 2004.
Шемелин В.И. Игры в оздоровительном лагере//Физическая культура в школе, 2000, № 3
Адмирал космического флота

Совет капитанов экипажей

Советники

Инфо-центр


Экипажи космических кораблей

Фитнес-клуб





Руководители «К.У.Б.-ов»















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 6 Заголовок 815