Наука и искусство в годы войны 1941-1945 год.


Тема урока: "Наука и искусство в годы войны 1941-1945 год".
Цель урока:
1. Показать роль науки и искусства в войне как важных факторов, обеспечивших победу.
2. Осуществить дальнейшее формирование основных умений и навыков старшеклассников.
3. Использовать материалы урока для дальнейшего патриотического и нравственного воспитания учащихся.
В связи с этими целями на уроке должны быть решены следующие задачи:
I. Учебно-познавательные:
1. Ознакомить учащихся с основными достижениями науки в годы войны, произведениями литературы и искусства и, главное, показать на отдельных примерах их огромную роль для поднятия морального духа в обществе.
2. Использовать материалы урока для углубления понимания таких понятий как "патриотизм", "мужество", "вера".
II . Развивающие:
1. Формировать умение анализировать и обобщать результаты социологического опроса (анкеты для родителей).
2. Закрепить умение готовить сообщения по заранее составленному плану.
3. Умение работать с несколькими историческими источниками (учебники, мемуары, кинохроника и др.).
4. Умение ярко, образно, убедительно излагать свою тему.
5. Умение выбрать главное, наиболее существенное для раскрытия своей темы.
6. Умение делать выводы на основе изученного материала.
III . Воспитательные:
1. Материал урока должен помочь в воспитании патриотических чувств у учащихся.
2. Должен способствовать формированию у них убеждения, что не столько материальное, сколько духовное необходимо развивать себе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II . Опережающее домашнее задание- провести анкетирование в своей семье. Вопросы анкеты следующие:
1. Кого из поэтов и писателей В.О. вы знаете? Ваши любимые произведения?
2. Какие фильмы военных лет вы видели?
3. Отличается ли изображения фашистов и советских людей в фильмах военного времени от современных фильмов (80-90-е гг.)
4. С каким произведением живописи и музыки ассоциируется у вас начало войны?
5. Как вы считаете, нужно ли искусство в годы войны или не до него?
III . Новая тема.
1. Вступление (учитель): о месте данной темы в истории Великой Отечественной войны, о цели и задачах данного урока, о формеизучения материала и форме подведения итогов насколько учащиеся усвоили данную тему. Проблемное задание:" Когда пушки стреляют-музы молчат".?2. Выступление учащихся по следующему плану:
a) наука в годы войны
b) музыкаc) литератураd) кинематогрофe) живопись3. Вывод, к которому должны прийти учащиеся:
а) в начале урока проблемное задание:
Согласны ли вы с высказыванием: " Когда пушки стреляют-музы молчат?." Почему?
b) ответить на проблемный вопрос и аргументировать его
IV .Оценка выступления учащихся и домашнее задание: написать дома, основываясь на материалах урока и знаниях, полученных по данной теме ранее (из литературы, кино, посещения музеев и т. п. ),_______________ по теме "Наука и искусство в годы войны".
Наглядность на уроке
1. Кинохроника " Между жизнью и смертью" 2005 г.
2. Плакаты времен В.О. войны "Родина-мать зовет"
"Наша вера правая..."
"Что ты дал фронту?!"
и другие.
3. Карта "Великая Отечественная война 1941-45 гг."
4. Пластинка с песней "Священная война"
5. Стихи (отрывки) О. Боргольц, К.Симонова и др.