«Формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах через курсы внеурочной деятельности»


Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 182
Тезисы выступления
«Формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах через курсы внеурочной деятельности»
Автор: Маханова Е. И. Правила поведения безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Будь то город, сельская местность, морское побережье, домашняя обстановка – каждая среда диктует способы поведения и меры предосторожности.
Большинство дорожно- транспортных происшествий с участием детей происходит в результате их необдуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: -
- переход через проезжую часть в неустановленных для перехода мест;
- неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств;
- нарушение требований ПДД при движении на роликах и велосипедах;
- неподчинение сигналам светофора;, - игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара.
Дети, не усвоившие правила ПДД практически ежедневно ставят эксперименты на себе.
Обучение ПДД ,безопасным навыкам поведения на улицах и дорогах является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса каждого учебного заведения.
В нашей школе ежегодно разрабатывается совместный план работы на год по организации профилактических мероприятий, направленных на безопасность обучающихся на улицах и дорогах. Профилактика ДТП осуществляется на уроках, во внеурочной деятельности.
Педагогическим коллективом разработана программа внеурочной деятельности «Школа безопасности». Программа соответствует требованиям Федерального закона России «Об образовании», «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране благополучия населения», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».
Цели программы:
- прививать уч-ся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;
- развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Главными задачами обучения является развитие у детей чувства ответственности, стимулирование самостоятельно принимать решения, выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Программа рассчитана на 34 часа в год. Предусмотрены обязательные практические занятия;
- работа с дидактическим материалом,
- изучение возможных , наиболее часто встречающихся опасных ситуаций дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Содержание учебного курса «Школа безопасности».
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения уч-ся
Безопасное поведение на дорогах. Например. Движение по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды. Сигналы светофора.Виды транспортных средств и т.д.
Мы – пассажиры.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Рассматриваются такие темы как причина пожаров, правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, транспорте.
Безопасное поведение дома. Лифт – наш домашний транспорт, предметы бытовой химии, электро и газовые приборы, соблюдение мер безопасности.
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Сохранность личных вещей, защита квартиры, особенности поведения с незнакомыми людьми.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Отравление. Первая помощь при отравлении.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации. ЧП природного происхождения (смерчи, снегопады..), их последствия , мероприятия по защите.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Для оценки эффективности деятельности по внеурочной деятельности используются такие формы как творческие работы, самоанализ, наблюдение, портфолио, проекты.
Согласно ФГОС образовательный процесс основан на деятельностном подходе. Формируя ПДД компетенции учителя активно вовлекают детей в проектную деятельность, например «Безопасный маршрут», «ПДД в стихах и загадках».
В школьном дневнике выделена страничка, в которой есть безопасный маршрут от дома до школы, основные правила ДД.
Во внеурочной деятельности учителями активно применяются новые педагогические и информационные технологии, используется мультимедийное оборудование, позволяющее интегрировать аудиовизуальную информацию.
Занятия по внеурочной деятельности детей по профилактике ДДТТ направлены на повышение положительной мотивации к изучению ПДД, на разностороннее развитие личности ребенка, его коммуникаций в обществе, формирование ключевых компетенций.