Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники.


ПЛАН-КОНСПЕКТ урока № 01.

Дата / Класс: 5 Б - 2.09.2015;
5 В, Г,Д,Е,Ж - 7.09.2015;

ТЕМА УРОКА:
Техника безопасности. Правила поведения в кабинете ВТ.
Оказание первой помощи. Журнал рабочего места.

ПРОГРАММНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Журнал учета использования рабочего места. Журнал регистрации прохождения инструктажа по технике безопасности. Средства пожаротушения.

ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомить с правилами ТВ при работе с ВТ. Познакомить с правилами поведения в кабинете ВТ. Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях. Познакомить с упражнениями по снятию зрительного напряжения.

ТИП УРОКА:
Объяснительно-демонстрационный, с элементами практикума.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Учащиеся должны знать:



правила техники безопасности при работе с ВТ; правила поведения в компьютерном классе; правила поведения в чрезвычайных ситуациях Учащиеся должны уметь:



делать упражнения по снятию зрительного напряжения; делать упражнения статического напряжения; пользоваться огнетушителем; заполнять журнал учета использования рабочего места.


Указания по проведению обучения и инструктирования учащихся по безопасности труда
Для воспитания у учащихся сознательного отношения к усвоению правильных и безопасных методов и приемов работы учителя обязаны проводить инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.
Инструктаж и обучение по охране труда проводятся со всеми учащимися на вводном занятии в кабинете, а затем перед практической работой на ПЭВМ.
На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащихся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.
Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (учителем) в виде лекции, беседы.
Инструктаж перед работой на ПЭВМ (первичный на рабочем месте) дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы, правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении.
Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистрируются в классном журнале.
ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Перед использованием вычислительной техники в учебном процессе, согласно приказу Министерства народного образования Казахской ССР от 8 февраля 1990 года, все учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности, изучить правила поведения в аварийных ситуациях, ознакомиться с приемами оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током и упражнениями по снятию зрительного напряжения и утомления. После проведения инструктажа учащиеся должны получить зачет по знанию техники безопасности, о чем производится регистрация в журнале соответствующей формы (см. приложение 1).
Требования по охране труда при проведении занятий в кабинетах вычислительной техники, которые должны знать учащиеся, включают в себя правила по технике безопасности, правила поведения в компьютерном классе, приемы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током, приемы (упражнения) по снятию зрительного напряжения и утомления.
2. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Правила по технике безопасности можно разделить на следующие пункты: 1) общие; 2) перед началом работы на ПК; 3) во время работы; 4) в аварийных ситуациях; 5) по окончании работы.
К общим требованиям безопасности относится следующее:
1- Запрещается трогать провода, вилки, розетки, штекеры, передвигать без разрешения учителя оборудование.
Нельзя входить и выходить из класса без разрешения учителя.
Нельзя без разрешения учителя ходить по классу.
Нельзя работать на ПК мокрыми руками и в мокрой одежде.
Запрещается работать на ПК, имеющих нарушение целостности корпуса или проводов.
Запрещается класть на стол рядом с ПК портфели, сумки, книги. На столе должны лежать только ручки и тетради.
Нельзя ничего класть на клавиатуру.
В компьютерном классе запрещается бегать, играть, отвлекать товарищей, заниматься посторонней работой.
Требования безопасности перед началом работы на ПК:
При выключенном питании осмотреть ПК и убедиться, что нет нарушения изоляции и целостности корпуса ПК и проводов.
Обратить внимание, не свешиваются ли провода так, что возможно их задеть во время работы.
Сделать отметку в журнале учета использования рабочего места (приложение 2).
Требования безопасности во время работы на ПК:
Во время работы на ЭВМ необходимо соблюдать оптимальное расстояние глаз от экрана (6070 см). Допустимое расстояние 50 см.
Учащимся не следует вставать с места при входе посетителей.
В случае возникновения зрительного напряжения или усталости можно, не вставая с места, выполнить несколько упражнений для снятия этого напряжения или усталости.
Учащиеся должны знать приемы оказания первой медицинской помощи при электротравме, приемы работы с огнетушителем и приемы тушения пожара.
Учащиеся должны знать упражнения по снятию зрительного напряжения и утомления.
Требования безопасности в аварийных случаях:
При обнаружении дефектов ПК в процессе работы, появлении гари или необычных звуков необходимо немедленно прекратить работу на ПК, выключить аппаратуру и сообщить преподавателю.
При необходимости следует оказать помощь в тушении огня.
При необходимости уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.
Необходимо знать, что нельзя тушить пожар в компьютерном классе водой. Можно использовать песок или пенный огнетушитель.
Необходимо знать, что если пострадавший находится под воздействием электротока, то его нельзя трогать голыми руками. Освободить пострадавшего можно, используя материалы, которые не являются проводниками электрического тока.
Требования безопасности по окончании работы на ПК:
По указанию преподавателя отключить аппаратуру.
Навести порядок на рабочем месте.
Сделать отметку в журнале учета использования рабочего места (приложение 2).

3. ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Приемы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током заключаются в следующем:
Отключить ток (выключить тумблер на распределительном щитке).
Освободить пострадавшего от воздействия тока (провода), используя подручные средства, которые не являются проводниками электрического тока.
Вызвать врача (из школьного медпункта, скорую помощь по телефону 03 или из ближайшего лечебного учреждения).
Осмотреть пострадавшего и оказывать ему помощь в зависимости от тяжести поражения.

Оказание помощи при ожоге
Дать обезболивающее, успокаивающее (анальгин, валерьянка).
Наложить на место ожога мазь (винилин).
Поместить пораженное место под холодную воду, предварительно обернув целлофаном, чтобы на поверхность раны не попали микробы.
Вызвать врача (из школьного медпункта, скорую помощь по телефону 03 или из ближайшего лечебного учреждения).
Оказание помощи при обмороке
Положить пострадавшего на ровную поверхность на спину, повернув его голову набок.
Вызвать врача (из школьного медпункта, скорую помощь по телефону 03 или из ближайшего лечебного учреждения).
Оказание помощи при остановке дыхания
1. Проверить положение языка во рту, если он запал руками вернуть язык в нормальное положение.
Вызвать врача (из школьного медпункта, скорую помощь по телефону 03 или из ближайшего лечебного учреждения).
Делать искусственное дыхание (рот в рот) до восстановления Дыхания или прибытия врачей.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И УТОМЛЕНИЯ
При долгой однообразной работе за компьютером, когда приходится неподвижно сидеть в течение нескольких десятков минут, могут появиться неприятные ощущения, чувство скованности, утомления, появиться резь в глазах из-за зрительного напряжения. Чтобы этого не происходило, надо в течение урока 12 раза (в зависимости от возраста учащихся) выполнить ниже приведенные упражнения.
Упражнения для снятия зрительного напряжения:
перемещение взгляда: даль нос, влево вправо, вниз вверх;
круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки;
закрыть глаза, закрыть глаза руками и посидеть так 11,5 минуты.
Упражнения для снятия утомления:
повороты головы по часовой стрелке и против часовой стрелки;
повороты в стороны;
сжатие пальцев в кулак, расслабление кистей рук;
потягивание с напряжением и расслаблением.
Проделать эти упражнения с учащимися.
Произвести регистрацию в классном журнале или в журнале инструктажа учащихся по охране труда (см приложение 1)

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.



15