Введение в информатику. Правила поведения и техника безопасности в кабинете вычислительной техники.

Урок 1
Введение в информатику. Правила поведения и техника безопасности в кабинете вычислительной техники.
Тип урока: вводная лекция
Цели урока:
Формирование понятия об информации и информатике как науке, изучающей информационные процессы.
Ознакомление учащихся с целями и задачами изучаемого курса.
Ознакомление учащихся с правилами поведения и техники безопасности в компьютерном классе.
Развитие познавательного интереса учащихся, внимания, памяти, умения мыслить логически.
Воспитание аккуратности и бережного отношения к школьному имуществу.
Опорные понятия:
сведения;
знания;
органы чувств.
Новые понятия:
информатика;
данные;
информация.
Задачи учителя:
ввести новые понятия и определить роль информации в человеческом обществе;
ознакомить учащихся с правилами поведения и техники безопасности.
Наглядность и оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Введение в информатику», раздаточный материал «Правила техники безопасности»
Домашнее задание:
Введение (стр. 12-17),
Выучить правила техники безопасности
Заполнить таблицу степеней числа 2 (до 210)
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие, знакомство с классом, проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка к усвоению нового материала.
Человек живет в макромире, объекты которого состоят из атомов и молекул. Молекулы и атомы представляют собой микромир. А макромир входит в состав мегамира. Все объекты состоят из вещества и обладают энергией – формой существования материи. Вещественно-энергетическая картина мира складывалась на протяжении веков (в античной философии, в рамках физики и химии с XVIII века, в рамках биологии и др. наук с середины XX века). Но не все особенности сложных систем (биологических, технических, социальных) укладываются в рамки вещественно-энергетического подхода. Строение и функционирование сложных систем невозможно объяснить, не привлекая общие закономерности информационных процессов. Давайте выясним, что это за процессы. Для этого ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов. Любому живому организму, чтобы выжить, необходимо получать сведения из окружающей среды.
Как, с помощью чего человек получает сведения о состоянии окружающего мира?
(с помощью органов чувств)
Как человек хранит полученные сведения?
( хранит в памяти, на бумаге)
Какие сведения собирает и хранит человек?
(необходимые для каких-либо целей)
Как вы понимаете слово «информация»?
(сведения, знания о чем-либо)
Изложение нового материала.
В настоящий момент существует несколько определений понятия «информация», каждое из которых по-своему верно, но все же не является исчерпывающим. «Информация» - фундаментальное, неопределяемое понятие науки «информатика».
Информация (лат. Informatio-разъяснение, осведомление)
«Информация – все, что окружает нас в объективном реальном мире» (Щеголев.)
«Информация – то, что сокращает степень неопределенности» (К. Шеннон.)
«Информация – данные, необходимые или полезные тому, кому они передаются»
«Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, состоянии, свойствах, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний» (Н. В. Макарова.) *
«Информация – совокупность данных и адекватных им методов. Данные – зарегистрированные сигналы» (С.В. Симонович) *
«Данные – хранящаяся информация, информация – используемые данные» (Н.В. Макарова.) *
Какое из приведённых определений вам больше нравится и почему?
(определения, помеченные звёздочками, записать в тетрадь)
Информация бывает различных видов: аудио (звуковая), видео, графическая, текстовая, числовая.
Информатика (франц. Information (информация) и automatique (автоматика) – информационная автоматика, автоматизированная переработка информации) – дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.
Информационные технологии – совокупность методов, устройств и производственных процессов для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Одним из наиболее важных устройств информационных технологий является компьютер - электронное устройство для обработки информации. Поскольку в компьютере используется высокое напряжение, следует соблюдать правила ТБ.
(Раздать правила ТБ)
Закрепление новых знаний.
Что изучает информатика?
Какие определения слова «информация» вы сегодня узнали?
Какую роль играет компьютер в ИТ?
Какие правила и почему следует соблюдать при работе в компьютерном классе?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия.
Приложение 1.
Правила
поведения и техника безопасности в кабинете вычислительной техники
1. Для работы в компьютерном классе учащиеся должны приходить в сменной обуви и аккуратном виде.
2. На рабочем месте должны находиться только учебник, тетрадь, ручка.
3. Учащиеся находятся в кабинете только во время урока, на перемене дежурный делает влажную уборку.
4. Необходимо избегать попадания внутрь корпуса устройства компьютера мелких частиц, воды, пыли.
5. Включать и выключать компьютер можно только с разрешения учителя, соблюдая при этом правильную последовательность действий:
при включении убедиться, что компьютер выключен;
при выключении убедиться, что все окна закрыты, после этого использовать команду Главного меню «Завершение работы»
6. При работе на компьютере соблюдать необходимую дистанцию от глаз до экрана монитора (55-65 см)
7. Нельзя прикасаться к экрану дисплея, коммутационным сетям и элементам электрической сети.
8. Учащиеся с аномалиями зрения должны пользоваться очками (контактными линзами).
9. Предельная продолжительность непрерывной работы за экраном компьютера не должна превышать 25 минут, после чего необходимо выполнить комплекс упражнений для глаз.
10. При любом нарушении электропроводки, при появлении запаха гари немедленно сообщить учителю.
11. При несоблюдении настоящих Правил учащиеся отстраняются от работы в компьютерном классе и переводятся на зачетную систему обучения.
13PAGE 15


13PAGE 14115




15