Учебно-методическая разработка на тему: План – конспект занятия малого ученического предприятия «Сделай сам»


План – конспект
занятия малого ученического предприятия «Сделай сам»
Составила учитель слесарного дела: Константинова Э.И.
Тема: изготовление лопатки для переворачивания пищи
Цель: обучение шлифованию поверхности изделия из дерева с помощью шлифовальной бумаги.
Задачи:
Образовательные: научить шлифовать деревянную поверхность изделия с помощью наждачной бумаги; отработать движения при шлифовке поверхности изделия; учить соблюдать правила безопасности при шлифовании; познакомить с спец.терминами (лопатка, шлифование);
Коррекционные: продолжить формировать точность движений профессиональных приемов; расширять активный словарь и развивать связную речь учащихся через умение самостоятельно сформулировать определение; развивать мышление, произвольное внимание;
Воспитательные: развивать интерес к слесарному и токарному делу; воспитывать самостоятельность, следуя данному алгоритму; ответственность за качество выполненной работы; уважительное и бережное отношение друг к другу, к инструментам; трудовые качества (усердие, терпение, серьезное отношение).
Оборудование:
-рабочее место для учащихся;
-демонстрационный материал: карточки с словарным словами,
-инструктаж по ТБ;
-заготовки из древесины,
-тиски,
-шлифовальная бумага;
-спецодежда для детей.
План занятия
I. Орг.момент
1.Настрой на работу (приветствие, понимание пословицы)
II. Сообщение темы и задач занятия
III. Словарная работа.
IV. Инструктаж по технике безопасности.
V. Практическая работа.VI. Итог выполнение практической работы.
Ход занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Добро пожаловать в мастерскую «Сделай сам»!
1.-Напомню, что слово «мастерская» от слова – мастер. Занимаясь в нашей мастерской, вы учитесь быть настоящими мастерами, умельцами: в будущем смогли что-то починить либо изготовить своими руками самостоятельно.
-Девизом сегодняшнего занятия будет эта пословица. Прочитайте её «про себя», вслух.
Табличка с надписью на доске:

Большой говорун - плохой работник.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Предполагаемый ответ: если человек отвлекается от работы, много разговаривает, то он не справится с заданием, если человек говорит много при работе, то он мешает себе и другим выполнить работу правильно.
-Я согласна с вами. Выполнить правильно, значит качественно.
- А что нужно для того чтобы качественно выполнить свою работу?
Ответы учащихся:
-не отвлекаться самому;
-не мешать другим;
-соблюдать технику безопасности при работе;
-внимательно слушать учителя;
-не торопиться при выполнении работы;
-стараться быть внимательными,
-прилагать много усилий,
-быть терпеливым и старательным.
Итог учителя: Я уверена, что вы постараетесь соблюдать эти правила.
Будьте внимательны и серьезны и у вас все получится.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
-Прочитайте слово справа налево, и вы поймете, что будем изготавливать.
На доске (или на слайде компьютера):

актапол-Кто сможет сформулировать тему занятия: изготовление лопатки.
Понимаете, где можете применить полученные знания на занятиях слесарного дела.
Сообщение задач
Учитель: Сегодня продолжите учиться работать шлифовальной бумагой, научитесь выравнивать поверхность изделия, соблюдая правила техники безопасности.
Фронтальная беседа о применении изделия
-Лопатка предназначена для приготовления блюд, а именно переворачивания пищи.
-Из какого материала выполнено изделие?
-Сколько деталей? (одна)
-Завершите изготовление лопатки, куда примените? (подарю маме,…)Учитель резюмирует ответы детей:
Деревянная лопатка совершенно не царапает поверхность сковороды. При высоких температурах не выделяет токсичных веществ, которые могут попасть в пищу при использовании других лопаток. Ваша еда действительно становиться намного вкуснее и безопаснее. Не будем забывать, что наши предки на Руси пользовались исключительно деревянной кухонной посудой. Изготовление такой посуды было распространено по всей стране. Дело это было весьма выгодное и доходное: деревянная посуда была недорога, а ее изготовление занимало мало времени (рассказ учителя сопровождается демонстрацией фото различных деревянных лопаток и ложек). Деревянные лопатки и ложки пользовались популярностью в народе, особенно потому, что дерево, в отличие от металла, не нагревается и им невозможно обжечься. Это особенно важно для семей, в которых есть маленькие дети.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Беседа о проделанной работе на предыдущих занятиях, повторение порядок выполнения работы.
-Ребята, на прежних занятиях вы уже выполняли обработку древесины. Вы начали изготовление деревянной лопатки.
Учитель: Давайте вспомним этапы проделанной вами работы: у каждого на столе заготовки лопатки на разных этапах обработки, вам нужно правильно разложить свой образец в той последовательности, в которой выполняется работа. (каждый подходит к столу со своей заготовкой, и располагает ее в нужной последовательности)
Вместе с ребятами проверяем выполненную работу с образцами
Учитель подводит итог: Я убедилась, что вы хорошо запомнили, какие этапы работы уже пройдены (перечислить этапы еще раз четко).
Фронтальный опрос: посмотрите внимательно: лопатка готова к применению, и почему (спросить каждого)
-Какая операция необходима для вашего изделия, чтоб поверхность стала, гладкой и ровной?
Ответ учащихся: чтоб поверхность моей лопатки стала ровной мне нужно обработать ее наждачной бумагой, шлифовать (спросить каждого)
Учитель: правильно, нужно отшлифовать, такая операция называется шлифование (обратить внимание детей на словарные слова на доске).
Вспомните, чем нужно шлифовать поверхность изделия? (наждачной бумагой, шлифовальной бумагой)………………..
Учитель: Верно. Мы продолжаем работу, нам для этого, действительно нужна шлифовальная бумага, в народе ее называют наждачной бумагой. Шлифовальная бумага имеет свой размер, с чем это связано? Почему необходимо для нас иметь бумагу разных размеров?
Учащиеся: нужно иметь в наличии шлифовальную бумагу разных размеров, потому что размер определяется размером зерен на поверхности (продемонстрировать). Крупнозернистая бумага предназначена для первой обработки (черновой). Во втором этапе используем бумагу с меньшим размером зерен. Третий этап: шлифовальная бумага применятся с самыми маленькими зернами.
Учитель подводит итоги по перечисленным этапам работы шлифовальной бумагой:
-совершенно верно, (обратите внимание на свое рабочее место) мы в своей работе будем использовать три вида наждачной бумаги. Какую вы выберите? Верно, сказано и то, что она различается по размерам.
-Верно, заметили т то, что нужно соблюдать порядок использования наждачной бумаги по размерам. Это делается, чтоб облегчить работу, чтоб работа была качественна, чтоб данная операция не занимала слишком много времени.
Итог учителя: Отлично, с заданием справились, доказали, что знаете последовательность выполнения работы при изготовлении лопатки.
Итог по этапу повторения: хорошо помните материал, вы это доказали отвечая на вопросы.
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ШЛИФОВАЛЬНОЙ БУМАГОЙ
Учитель: прежде, чем приступить к практической работе, что должны знать? (технику безопасности). Зачем? (сохранить свое здоровье и здоровье окружающих людей). Самое время приступить к практической работе. Но прежде чем начать шлифовать, вам нужно повторить правила безопасной работы.
Дети читают правила на заранее приготовленных карточках и при этом объясняют, зачем это необходимо соблюдать.
Правила работы при
До начала работы:
Надеть спецодежду (фартук, защитные очки).
Проверить наличие всех необходимых инструментов и приспособлений для выполнения работы.
Прими правильное рабочее положение.
Во время работы:
Надежно удерживай заготовку в руке и (или используй тиски, применяя накладные губки из древесины и мягкого металла, чтоб не деформировать (повредить поверхность обрабатываемого изделия)).
Не сдувай опилки с заготовки, пользуйся щеткой – сметкой.
После окончания работы:
1.Положи на место инструменты.
2.Освободи из тисков заготовку и проверь качество работы.
3. Приведи в порядок рабочее место.
Дети читают, расписываются в журнале Инструктажа.
Итог учителя: Вы доказали, что хорошо знаете правила безопасности, я могу допустить вас к практической работе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Учитель:
Дети готовятся: надевают спецодежду, учитель контролирует.
-Вы должны помнить о качестве изделия.
Контроль качества:
-надежно закрепить заготовку в тисках
-правильно подготовить рабочее место
-правильно использовать порядок работы
-проверять свою работу на глаз
-Подойдите к рабочему месту, проверьте наличие всего необходимого для работы. Можете приступать к работе.
IV. ИТОГ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Дети выполняют самоанализ по критериям качества + рассказывают последовательность выполнения работы.
Учитель: Как вы думаете, вам пригодятся знания и умения, полученные сегодня на занятиях?
Ответ учащихся: Да, пригодятся,
Оценивают практическую работу учащиеся и учитель совместно:
Ученик: (анализирует работу каждый)
-Я соблюдал ТБ
-Качественно выполнял работу, потому что у моего изделия поверхность ровная и гладкая
Учитель: я соглашусь с тобой, соблюдали технику безопасности, качественно выполнили работу, работали дружно.
VIII. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
Хочу вернуться к пословице нашего занятия «Большой говорун, плохой работник», ребята, болтунами вы не были, поэтому работа выполнена качественно. Помните, своими изделиями вы можете пользоваться в жизни. Экономить деньги, делая изделия необходимые в хозяйстве. Можете сделать прекрасный подарок для своих близких.